Учет эффективности восстановления речи
ПРИ АФАЗИИ
Методика оценки динамики речи состоит из набора необходимых и достаточных проб, из достоверного и простого способа обработки материала. Методика оценки речи при афазии внедрена в широкую практику нейропсихологической реабилитации больных с афазией и является весьма эффективной и надежной.
Методика решает задачи объективной количественной оценки состояния и динамики речи при афазии на основе качественного анализа дефекта. Она направлена прежде всего на решение центральной задачи - на оценку динамики речи в процессе восстановительного обучения. Методика включает тесты на экспрессивную речь (диалог, называние предметов и действий, составление фраз, составление рассказа) и на импрессивную (понимание обращенной речи в диалоге, понимание значения слов, обозначающих предметы и действия, понимание фразовой речи - отдельных фраз и текста). Тесты и речевой материал подобраны таким образом, чтобы они могли отражать состояние и динамику речи при разных формах афазии и степени ее выраженности.
Тесты на экспрессивную речь
Диалог. Наиболее простой и естественной формой общения является диалог - дно из важнейших проявлений способности субъекта (больного) к вербальной коммуникации. По происхождению это одна из наиболее ранних форм речи, по структуре она наиболее проста и по протеканию менее произвольна, где большая роль принадлежит автоматизированному уровню реализации речи. Диалог - одна из наиболее жизненно важных сторон вербального общения. Поэтому включение этого теста приближает нас к исследованию естественного процесса общения.
В тест входят 10 вопросов. Первые пять вопросов требуют простого ответа словами «да», «нет», «хорошо». Например;
«Вас смотрел сегодня врач?», «Как вы себя чувствуете?» и т.п. Затем следуют вопросы, требующие ответа словосочением или предложением. Например: «Что вы делали вчера вечером?». Таким образом, усложнение проб здесь идет по параметрам длины и грамматической сложности требуемого ответа.
Называние.
а) называние предметов,
б) называние действий.
Ранжировка заданий по сложности в этих тестах осуществлялась с помощью таких параметров, как частотность, длина и звуковая сложность слова.
В этих тестах больному предлагается назвать 30 картинок с изображением предметов или действий. Так, если первыми, а следовательно, и простыми являются слова мама, машина, идет, ест, то последними и наиболее сложными словами являются лестница, прищепка, привязывает, причесывает.
Составление предложений по картинкам. Исследование фразовой речи является необходимым условием для правильной и полной оценки дефекта и его изменения у больных с различными формами афазии. Тест состоит из 15 проб, расположенных в порядке возрастающей сложности. Тестовые картинки подобраны таким образом, чтобы в устной речи больных могли быть реализованы три критерия - частотность слов, длина и сложность грамматической структуры предложения. Например, в состав теста входят картинки, которые могут быть описаны следующими предложениями: Мальчик, моет
руки. Мужчина несет лестницу, чтобы снять с дерева шар.
Составление рассказа по картинке. Исследование способности к построению развернутого высказывания является завершающим в наборе тестов на экспрессивную речь. Составление рассказа по сюжетной картинке является удобной моделью для прослеживания возможностей больного к активному развернутому высказыванию. В этом тесте больному дается задание на описание сюжетной картинки «Опять двойка», при передаче содержания которой необходимо выделение общего действия, связывающего всех героев картинки, и создание на этой основе программы высказывания. Для правильного описания необходимо владение определенным словарным запасом и набором грамматических средств.
Процедура проведения данного теста следующая. Больному предъявляется картинка и дается инструкция — составить подробный рассказ, который мог бы передать ее содержание. На составление рассказа дастся три минуты. Если больной составляет подробный содержательный рассказ за более короткое время, то время рассказа фиксируется и он может перейти к выполнению следующей пробы. Если же больной закончил рассказ, не использовав всего предоставленного времени, и он неполон или неадекватен, то ему предлагается его продолжить.
Тесты на импрессивную речь.
Одним из точных индикаторов нарушения и восстановления речи является понимание речи в диалоге.
Понимание диалога. Как и исследование экспрессивной речи, исследование импрессивной речи начинается с оценки возможностей участия больного в диалоге. Первые пять вопросов направлены на выяснение контекстного понимания, поэтому они ограничены в объеме (от двух до четырех элементов), просты в грамматическом отношении, часто употребляемы в ситуации общения с больным. Например: «Голова болит?», «Вас осматривал сегодня врач?» В следующих пяти пробах исследуется возможность понимания речи при переходе от одной ситуации к другой, с ней не связанной, возрастает объем и сложность построения вопроса: «Что у вас было сегодня на завтрак?», «Чем вы любите заниматься в свободное время?»
Понимание обращенной речи в диалоге оценивается по адекватности речевого ответа или ответа с помощью мимики и жеста.
Понимание слов. В методику включены два теста:
а) понимание значения слов, обозначающих предметы,
б) понимание значения слов, обозначающих действия.
Тест состоит из 30 проб, в каждой из них больной должен показать от одной до трех картинок, изображающих предметы пли действия в соответствии с предъявляемым словом. При подборе материала учитывается фонетическая и семантическая близость слов и их частотность. Слова сгруппированы в три группы, по 10 в каждой. Так, первую группу составили слова частотные и не связанные друг с другом ни по звучанию, ни по значению. Например, кот, сыр, сумка; работает, едет, играет. В следующую группу входят слова, близкие по звучанию средней частотности мяч—меч; тачка—дачка; пьет—бьет; копает—капает. В последнюю группу включены слова, близкие по значению, входящие в одно смысловое поле,—чулки, носки, варежки; вешает, ставит, кладет.
Такой подбор материала позволяет фиксировать как нарушения акустического анализа и удержания слухоречевых следов, так и трудности семантической дифференцировки слов.
Понимание предложений. Единицей речи является предложение, его порождение (кодирование) и его понимание (декодирование). В качестве- индикатора понимания предложения используется понимание картинки, соответствующей тестовому предложению
В тест входит 15 стимульных заданных и исходных фраз. Каждой фразе соотвстствует одна картинка, предъявляемая в поле других картинок. Объем поля изменяется от 2 до 6 картинок. Например, больному предъявляются одновременно три картинки, которым соответствуют фразы Мужчина читает газету, Мальчик читает газету. Бабушка читает газету. Затем подается на слух стимульная фраза и больной должен найти адекватную картинку Помимо этого, в тест включены пробы на понимание предложных и пассивных конструкций.
Понимание вербальных инструкций. При исследовании понимания предложений используется опора на картинки Но в реальном общении более часты ситуации, где такой опоры не существует. Поэтому в методику включен тест на понимание вербальных инструкции, где индикатором понимания является адекватное выполнение заданных действий.
В тест входит 10 инструкций, которые предлагаются больному последовательно для выполнения, возрастает объем и грамматическая сложность проб. Например, первой инструкцией является следующая: «Закройте глаза», а восьмой по счету будет инструкция: «Положите ручку справа от книги».
Факторы, влияющие на афазию
На основании литературных данных и опыта практической работы были выделены следующие факторы, оказывающие влияние на динамику восстановления речи:
1) специальное обучение,
2) форма афазии,
3) степень выраженности речевого дефекта,
4) давность заболевания,
5) этиология заболевания,
6) возраст больного.
Полученные в исследованиях Л.С. Цветковой данные показали, что решающее значение для восстановления нарушенной функции принадлежит направленному восстановительному обучению. В этих условиях отмечается положительная динамика восстановления речи у больных с различной этиологией и давностью заболевания, разных возрастных групп и с разной степенью выраженности речевого дефекта. Каждый из рассмотренных факторов оказывает определенное влияние па эффективность восстановления речи. Наиболее успешно курс восстановительного обучения проходил у больных с травматической этиологией, на более ранних этапах болезни и более молодого возраста. Анализ результатов показал также, что в целом с примерно равным успехом проходил курс восстановительного обучения у больных с различными формами афазий. Однако фактор формы афазии оказывал влияние на восстановление экспрессивной и импрессивной речи. Различной эффективностью характеризовался процесс восстановления у больных с различной степенью выраженности речевого дефекта.
Глоссарий
Синдром нарушения -набор симптомов нарушения конкретной психической функции при поражении определенного участка мозга.
Нейропсихологический синдром -симптомо-комплекс закономерного сочетания симптомов, где симптомами выступают нарушения разных психических функций при поражении конкретного участка мозга.
Нейропсихологический фактор - это способ аналитико-синтетической работы мозговой структуры, проявляющийся в психическом плане в форме определенного осознаваемого или неосознаваемого качества психического, которое может быть зафиксировано в виде поведенческого проявления, имеющего конкретное содержание.
Приложение 1