Достижение ее меняющимися средствами.
Пример: Для того чтобы было осуществлено дыхание необходимо участие целого ряда органов, в частности в продолговатом мозге есть центр дыхания, который задает ритмику дыхательного акта. Есть легкие как отдельный орган, который осуществляет акт дыхания. Есть кровь, есть мышцы, т.е. целый ряд органов. В ситуации, когда животное дышит нормально, посредством сокращения мышц диафрагмы, происходит наполнение легких кислородом. Если перерезать нервы, иннервирующие мышцы диафрагмы, то в этой ситуации животное не может дышать обычно, и начинают сокращаться межреберные мышцы - легкие наполняются кислородом. Если перерезать нервы ведущие к межреберным мышцам - животное начнет заглатывать воздух.
Функциональная система, которая интегрирует в себе работу ряда органов, может менять состав этих органов. Но приспособительная, адаптационная цель всегда достигается.
Вторая особенность - это сложный состав функциональной системы, которая включает в себя набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов, то есть в любой функциональной системе есть та часть, которая связана с получением информации - афферентная часть и та часть, которая осуществляет какие-то действия на основании этой информации - эфферентная часть. Строение и работа функциональных систем усложняется при переходе от сложных соматических процессов к сложным формам поведения. Таким образом, Лурия как бы ассимилирует понятия физиологии, понятия, связанные с функциональной системой и пытается применить эти понятия для анализа психических процессов, психических функций. И в этой ситуации перед ним стоит задача выяснить, чем же отличается физиологическая функциональная система от психологической функциональной системы. Лурия решает эту задачу исходя из тех исследований психологии, которые были к тому времени проведены, и дает определение высшей психической функции.
Высшие психические функции представляют собой сложные, саморегулирующиеся процессы, которые социальны по своему происхождению, опосредованы по своему строению, сознательные, произвольные по способу своего функционирования. Таким образом, в этом определении подчеркиваются следующие моменты:
- психические процессы формируются в онтогенезе,
- они могут быть опосредованы речью, некими знаковыми системами,
- возможен контроль за протеканием психических процессов.
Таким образом, в основе любой психической функции лежит функциональная система, объединяющая в своем составе ряд мозговых зон. В чем же отличие физиологической функциональной системы от психологической?
Общие принципы для физиологических и психологических функциональных систем:
1. Системное строение и тех и других, то есть каждая из систем представляет собой сложную структуру, состоящую из ряда звеньев, элементов.
2. И физиологическая и психологическая функциональная система динамичны и пластичны, то есть могут меняться в ходе своего формирования и могут менять состав входящих в них звеньев.
3. В создании физиологической системе участвует весь организм, а в создании психологической системы участвует весь мозг. Но и в том и в другом случае целое является высоко дифференцированным целым, то есть каждый орган, каждая часть мозга вносит свой специфический вклад в целое.
В чем различия этих систем:
1. Психические функциональные системы формируются в онтогенезе, а физиологические функциональные системы носят врожденный характер.
2. Психические функциональные системы опосредствованы речью. Физиологические функциональные системы - нет, поскольку они работают в автономном режиме.
3. Произвольность и контролируемость психических функциональных систем. Работу сердечной мышцы, работу дыхания нельзя контролировать.
Пересмотр понятия функции повлек за собой и пересмотр понятия локализация. Если введено понятия функции как функциональной системы, состоящей из совокупной, совместной работы ряда участков, то не возникает вопроса о локализации функции в одном конкретном участке. Локализация должны быть связана с работой всех этих участков мозга. Возникает вопрос о том, какой вклад каждый участок мозга вносит в осуществление целостной психической функции. Возьмем для примера праксис - нарушение движения:
- предположим, что локальное поражение мозга находится, скажем, в зоне ТРО (теменно-височной-затылочной области). В ситуации, когда у больного поражена эта область мозга, мы видим, что он плохо ориентируется в пространстве. То есть вместо того, чтобы выполнить движение в левую сторону, он выполняет его в правую сторону. Кровать он может застилать не вдоль, а поперек. Возникает ряд симптомов нарушения движений, которые связаны с ориентировкой в пространстве. Следуя логике локализационизма, мы можем сказать, что нарушение этой области мозга приводит к нарушению движения, то есть движение локализуется в этой зоне, это центр движения.
- предположим, что мозговое поражение локализуется в постцентральной области мозга. В этой ситуации мы наблюдаем больного, исследуем его с помощью тестов и видим, что больной не может выполнить определенных движений. Это предметные движения, которые подчинены логике того предмета, по отношении к которому они выполняются, например, письмо. Логика письма требует определенного сочетания пальцев и т.д. Вместо того, чтобы выполнить точное конкретное движение у больного начинается ряд подстраивающихся движений. Это симптом, который носит название рука-лопата, то есть рука очень неловкая. По логике локализационизма мы можем говорить, что если движение оказывается нарушенным при поражении именно этого участка - то это мозговой центр движения. То есть, уже получается два центра движения.
- Далее, при нарушении премоторной области мозга, мы увидим, движения больного тоже нарушено специфическим образом. Больной как бы застревает на движении, и вместо того, чтобы переходить к другому движению он начинает инертно повторять одно и тоже движение. Например, если больной пишет слово, он застревает на определенной букве и постоянно ее повторяет. В этой ситуации, если мы исходим из концепции локазизационизма, то мы говорим, что при нарушении этой области мозга наблюдается нарушение движения. Значит, движение локализуется в этой области.
- Если мы переместимся в лобную область мозга, то и здесь мы увидим, что движения у больных тоже нарушаются. Если мы даем больному какие-то пробы, которые представляют собой сложную программу выполнения движения, например, «ребро-ладонь-кулак», он не в состоянии спрограммировать последовательность движения. Но в этой ситуации больной сбивается, выполняет одно движение, или начинает выполнять движения со второго или третьего, то есть он не выполняет целостную программу движений. Значит, в этой ситуации мы тоже видим нарушение движения. По теории локализационизма - центр движения находится в этой области мозга.
Таким образом, есть набор фактов, которые не соответствуют теории локализационизма. Либо движение находится в одном каком-то центе, но тогда не должно быть второго и третьего, либо оно связано с работой всего мозга - теория антилокализационизма.
В ситуации пересмотра понятия функция, Лурия приходит к выводу, что психические функции можно рассматривать как функциональные системы, разворачивающиеся в своей работе при опоре на разные участки мозга. Можно предположить, что все эти участки мозга объединены между собой в некую функциональную систему и выполнение движения возможно только в том случае, если вся эта функциональная система работает. И тогда возникает вопрос, каков же вклад каждой из частей этой системы в общее построение движения. И мы выясняем, что действительно, вклад разный, каждое звено вносит свой специфический вклад.
По отношении к любой психической функции работает весь мозг, но как дифференцированное целое.
Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А. Р. Лурия является продолжением нейрофизиологических открытий И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина о системной организации функций и «обратной афферентации», а также нейропсихологических и психологических взглядов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других психологов. В 1947 г. А. Р. Лурия формулирует принцип системного строения и динамической, поэтапной локализации высших корковых функций.
Им разработаны методы изучения нарушений психической деятельности, различных познавательных процессов человека. Нейропсихологическая методика, предложенная А.Р. Лурия, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мозга; применение этой методики позволяет не только делать заключение о наличии той или иной формы афазии, но и диагностировать место поражения головного мозга. Им показано, что при любой форме афазии нарушается реализация речевой деятельности.