Развитие учения о сфирот в Каббале
Как уже отмечалось, позднейшая Каббала до неузнаваемости усложнила зогарическое учение о Четырех Мирах. Главная и единственная причина коренилась в потребности упорядочить и систематизировать разрозненные и противоречивые элементы, находившиеся в зачаточной форме в первоисточнике. Не исключено, что живое восприятие этого предмета большинством читателей обязано крайне упрощенному обзору темы этих Миров в третьем разделе моей Пятой книги. Для тех же, кто хотел бы узнать, какие изменения претерпела эта система в дальнейшем, я хотел бы предоставить небольшой обзор, в основание которого положено несколько источников. Мы уже знаем, что Эйн-Соф прошла гипотетический переход от состояния сокрытости к состоянию активности, оставаясь при этом, однако, непостижимой для человеческого ума, поскольку это состояние чистой абстрактной мысли. Сгущение этой мысли обрисовывается в Кетер, она же есть Божественная Воля в ее исходном проявлении. Высший Венец1 – это, символически говоря, основание, или сфера, Божественного Сознания, откуда следует, что самосознание не может постулироваться применительно к самой Эйн-Соф, что явно противоречит другому тексту. Во второй манифестации абстрактная мысль вступила в отношение с временем или его создала, вследствие чего она может рассматриваться как то, что было, что есть и что будет. Далее она установила отношение с Природой, – иначе говоря, ее самодвижение произвело вселенную.
Вследствие небольшого изменения символического аспекта Кетер становится Престолом Ветхого Днями2, а так как Божественное Сознание является завесой сущностного состояния, Эйн-Соф представляется далее центральной точкой Кетер, понимаемой как сфера, а поверхность ее бесконечность, она же как бы и есть Одеяние Бога. Поздние каббалисты объясняли это тем, что для Кетер нет сосуда или емкости, в которой она могла бы быть удержанной3. Поэтому она и непознаваема. Правда, как мы уже видели, в Сефер Йецире утверждается, что все сфирот бесконечны4. В качестве сосуда Божественного Сознания, не имеющего никакого вместилища5, Кетер постигает все вещи6: она яйцо, в котором покоится зародыш вселенной, если воспользоваться метафорой из другой символической системы. В частности, она охватывает остальные сфирот, которые суть сумма всего сущего. Слово Божие распространяется во всем, а Кетер, в особом смысле, есть Дух Живого Бога.
Вторая сфира – Мудрость, которая качественно значительно ниже Кетер, этой подлинно небесной Мудрости. И тем не менее Хохма настолько трансцендентна, что человеческий разум не в силах объять ее. Она была сокрыта от Моисея, а Мудрость, приобщением которой был возвеличен Соломон, гораздо более низкого порядка и относится к самой последней сфире. В Книге Творения о сфире Хохма сказано, что она «дуновение [дыхание духа] от Духа (Бога Живого)»*.
Сфира Бина – Разум или Понимание – тем же первоисточником символически определяется как «вода от [дыхания] Духа»**. Это высшая сфира, с которой человек может установить отношения, хотя она имеет одну тайну, которая была также сокрыта от Моисея. Корень всех корней и основание всех оснований сообщается от нее человеку, который иначе не имел бы знания о предвечных состояниях Божественной Природы7.
Сфира Величие или Милость, Гдула или Хесед, четвертая эманация, «вода от огня», тепло или огонь во влаге дыхания Духа Божьего. Она выражает Вечную Любовь и Сострадание, связанные с жизнью и жизнеспособностью. Она основание того beneplacitum termino carens, которое приписывается Хохме и имплицитно предполагает свободную волю Божественного Действия. Из этого вытекает, что вселенная была создана или эманировала не по причине некой нехватки в Божественной полноте, но из полноты благоволения, хотя некоторые из позднейших каббалистов, в частности Ицхак Луриа8, не разделяют эту точку зрения. Говоря символически, Хесед – это сфира, посредством которой Бог создает мир, действуя через Святую Шхину.
Пятая сфира – Гебура, или Гвура, отождествляемая с Судом, Справедливостью, Судебной Властью, еще называемая Пахад, или Страх. Это Верховный Трибунал, перед которым не может устоять никакое создание. Вместе с тем в трактате под названием Шаар Цедек повествуется о тех храбрых героях Господа, которые сумели противостоять своим страстям.
Тиферет, или Красота, шестая сфира, – это, в некотором смысле, сочетание Милости и Суда, и в ней сосредоточена Божественная Доброта: она сердцевина Столпа Доброты. Надо заметить, что Вав, буква, символизирующая Божественного Сына, распростертого на Древе Жизни как на Великом Кресте Проявления, называется Тиферет, поскольку в ней содержатся все вещи, она осуществляет власть во всем и в ней все Святые Имена9.
Но Божественную Доброту манифестирует Победа, олицетворенная в Нецах, седьмой сфире. Три луча исходят от сияния Провидения – Доброта, Красота и Победа. Когда они сияют и излучаются на сфирот, весь мир исполняется радостью и совершенством, ибо сама Божественная доброта взирает на все творения и весь мир пребывает в полноте и завершенности10. Эту сфиру называют также Вечность.
Восьмая сфира Ход символизирует Славу, Украшение, Сияние, или Блеск. В сочетании с Нецах ее называют воинством Яхве, и эти две сфирот означают две вершины Сиона, на которые выпадает роса Ермона. Все славословия и восхваления, содержащиеся в Псалтири Давида, относятся к этой эманации. Она средоточие славословий, место битв и побед и сокровищница всех благ11.
Йесод, Основание или Опора, хранилище всех сил, вместилище жизни и жизненной энергии и насыщение всего мира12.
Малкут десятая сфира, символизирующая Господство (Dominion), Власть (Royalty), Царство (Kingdom). В Малом Собрании ее называют «Матерью всего живого». Согласно учению поздней Каббалы, она завершение манифестации, эманации или Самораскрытия Божественной Природы, совершающегося в Божественном Мире, а потому то место, в котором низшие порядки вступают в контакт с высшими13. Это не совсем понятно в том виде, как излагается, однако необходимо понимать, что комментаторы и интерпретаторы исходят из идеи, что десятерица сфирот повторяется во всех Четырех Мирах, и в таком случае речь, скорее всего, идет о Малкут в Ацилут, Мире Божественном. В довершение сложности и путаницы утверждается, что в каждой сфире есть все десять сфирот.
Этот обзор, основывающийся на авторитете и высказываниях самих каббалистов, я завершу конспективным изложением взглядов современного критика, далеко, разумеется, не исчерпывающих и достаточно субъективных и в то же время научно сбалансированных и, может даже без ведома автора, хорошо иллюстрирующих действие Божественной Мысли в концепции космической эволюции Зогара и его продолжателей.
«Эйн-Соф, Незнаемое и Абсолют, раскрывается исхождением духовной и материальной вселенной при посредстве сфирот. Первая эманация символизирует Абстрактную Мысль, Абсолют, принявший (форму) сознания, чтобы манифестировать себя вовне. Вторая эманация представляет собой ассоциацию абстрактных идей в интеллекте, и эта ассоциация есть Мудрость. Третья эманация Ум, который запечатлел абстрактные идеи. Эти три образуют Дух Мира. Вторая триада сфирот, Милость, Суд и Красота, включает принцип созидания и символизирует абстрактные измерения материи, длину, ширину, глубину и их двойную полярность. Хесед и Гвура центростремительные и центробежные энергии между полюсами и направлениями. В сочетании с Тиферет они представляют весь этический аспект жизни и совершенство. Соответствуют Душе Мира. Третья триада динамическая; ее сфирот означают Божество как универсальную потенцию, энергию и продуктивное начало. Олицетворяет идею Природы, natura naturans*, а не natura naturata**. Десятая сфира Малкут репрезентирует Конкретное и является энергией и исполнительной властью Абстрактного Интеллекта»14.
Примечания
1 В трактате, озаглавленном «Врата Света», говорится, что имя Кетер усваивается первой сфире, поскольку, подобно тому как корона венчает и охватывает голову царя, Кетер венчает и охватывает каждую сфиру. Это мир «Управления», который охватывает все сущее. Это утверждение наводит на мысль, что сфирот эманировали как серия концентрических кругов.
2 Термин Престол, или Трон, усваивается нескольким сфирот. Так, Малкут – это Престол Суда, Тиферет – Престол Милости. Иногда, впрочем, Престолом Милости называют Бину, поскольку она располагается под верховными направлениями. Тиферет называют также Престолом Славы, когда она находится в аспекте Тридцати Двух Путей Мудрости. См.: Книга пятая. § IV. То же имя присваивается сфире Малкут и Брии, в котором расположена Малкут (Kabbala Denudata. Apparatus in Librum Sohar. S. v. Thronus. Vol. I. P. 483), приводящей «Сад гранатов» рабби Моше из Кордовы. Я привожу эти детали с целью продемонстрировать хамелеонову природу символизма, противоречащего подчас самому Древу Жизни.
3 См. Morals and Dogma of the Ancient and Accepted Scottish Rite, составленные Альбертом Пайком, Великим Коммандором Южной юрисдикции, США. На источник нет ссылки, но взято из «Царской долины» рабби Нафтали Гирца.
4 Сефер Йецира. Гл. I. § 4.
5 Это кажется парадоксом, но Фихте и Карл де Прель придерживались мнения, что человеческое эго не охватывается полностью самосознанием, точно так же Кетер, предположительно, сосуд Божественного Сознания в том смысле, что от него в нее направлен поток, который, отражаясь от Эйн-Соф, устремляется к ее центру. Читатель может вспомнить волшебный напиток (Universal Solvent), который, однако, мог находиться в фиале, в одном из сюжетных ответвлений арабских сказок из «Тысячи и одной ночи» (Tales of the Genii). По «Царской долине», Эйн-Соф обладает всей полнотой знания и различения, еще до их актуального существования, всех ступеней и состояний, содержащихся в неявленном состоянии в ней самой.
6 Существует, как замечает Ицхак из Акко в своем трактате «Просветление очей», единение всех десяти сфирот в самих себе, и средоточием этого единства является Эйн-Соф. Вероятно, следует признать, что в скрытом виде эта идея имеется в положении Зогара о том, что Эйн-Соф есть начало и конец всех ступеней в творении.
* Сефер Йецира. Гл. I. § 9, 10.
** Там же. Гл. I. § 11.
7 По учению Ицхака Луриа, все вещи в определенном и труднопостигаемом смысле находятся, пребывают и содержатся в Бине, которая проецирует их и ниспосылает вниз, род за родом, в несколько миров Творения, Формообразования (Formation) и Создания (Fabrication). Бина является, по этой схеме, великим резервуаром или океаном; она источник пророческого вдохновения, как Хохма – откровения. Мы видели, что, по существу, она Шхина в трансцен-денции, ее сущность и обиталище. Мы также видели, что мир был создан Шхиной и делала она это в духе Хесед, несмотря на то что та принадлежит стороне Строгости на Древе Жизни.
8 См. Liber Drushim, метафизическое введение в Каббалу (Kabbala Denudata. Vol. I. Pt. 2).
9 Источник – Шаар Ора, § V.
10 Apparatus in Librum Sohar. Kabbala Denudata. S. v. Superatio. I. e. Netzach. P. 589 et seq., где приводится текст Шаар Ора.
11 Ibid. S. v. Decus, Gloria. I. e. Hod. P. 268 et seq., из того же трактата. По Зогару, Нецах соответствует протяженности, увеличению и силе, отсюда проистекают все силы вселенной, почему эта сфира называется также Воинством Вечности (Zohar. Mantua ed. Pt. III. Fol. 296a).
12 Kabbala Denudata. Apparatus. S. v. Fundamentum. I. e. Jesod. P. 439 et seq. Источник – Пардес Риммоним. Розенрот предлагает следующий ключ, не делая комментария, словно это не вкладывается в его мерки: «In personis Fundamentum denotat membrum genitale utriusque sexus».
13 Резюме из «Философии Ибн Гвироля» Исаака Майера.
* Природа творящая (лат.).
** Природа сотворенная (лат.).
14 По книге Исаака Майера «Философия Ибн Гвироля».
Приложение II