Десять лет – особенный возраст
Десять лет – это особенный, «золотой возраст». Ребенок в это время уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. Свободно идет на контакт, весьма восприимчив к внешним воспитательным воздействиям; очень открыт ко всему хорошему и светлому, он романтик и энтузиаст, уверен в себе и любит окружающую природу, готов к взаимопониманию и взаимовыручке.
К десяти годам накапливается некоторый опыт взаимоотношений в коллективе сверстников, и десятилетний ребенок стремится поддерживатьтоварищеские отношения, помогает другим в выполнении поручений, ценит верность в дружбе.
Бывает, что в организационный период смены дети будут проситься перейти из одной комнаты в другую. Выяснив причину обращения, ты сможешь увидеть, что в отряде идет формирование группировок по различным интересам: комната спортсменов, комната девочек, увлеченных сериалами, комната «домашних» детей и т.д. При подобных обращениях можно удовлетворять просьбы ребенка, поскольку это пойдет на пользу, и позволит избежать лишних конфликтов. Но только при условии, что переселение не связано со скрытым или явным конфликтом (как стратегия избегания). В таком случае переезд разрешать нельзя, а следует разобрать возникшие противоречия.
Беседа в данном возрасте является одним из самых благотворных методов воздействия. В ней можно использовать рассказы из собственного опыта, отрывки из художественных произведений, просить детей поделиться своим опытом по разрешению сложных ситуаций.
Возраст располагает для привлечения детей к поиску решений, позволяет сосредоточиться на том, какой опыт и ребята, и вы приобрели для будущего.
Старайтесь создавайте для детей этого возраста условия для возможности выбора (по крайней мере, между двумя приемлемыми вариантами). Постепенно, в течение смены можно увеличивать количество альтернатив.
Таким образом, младший школьный возраст является достаточно интересным, хотя и имеет ряд своих трудностей. Подводя итоги, рассмотрим наиболее типичные из них.
Типичные трудности возраста
Таблица 4
Характеристики трудностей детей 6-7 – 9-10 лет
Прогнозируемые трудности | Возрастные особенности | Варианты решения |
Могут быть слёзы. | Болезненно переживают разлуку с семьёй. | Отвлечь интересными делами, переключить внимание. |
Раздражительность, тоска по дому. | Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, новые люди в окружении. | Дать какое – либо задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в данной обстановке. |
Множество вопросов. | Любознательность. | Внимательно выслушать и спокойно отвечать, повторяя столько раз, сколько необходимо для понимания. |
Быстрая утомляемость. | Большая активность детей. | Нужно быстрее «бежать» к финишу, к результатам в игре и т. п. |
Неуверенность в себе. | Есть робкие и физически слабые дети. | Давать нагрузку с учётом физического здоровья без акцентирования на этом внимания. |
Привычка есть медленно, всухомятку. | Семейные привычки. | Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол, необходимо увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций. |
Готовы пробовать всё на вкус. | Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному. | Рассказать детям о ядовитых ягодах, растениях. |
Опасность. | Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость. | Следует избегать чрезмерных ограничений в детской деятельности. |
Потеря интереса, рассеянное внимание. | Большая утомляемость от однообразия. | Частая смена видов деятельности. |
Обидчивость, вспыльчивость. | Неумение сосредоточиться на одном объекте. | Частая смена деятельности. |
Рассеянность, быстрое переключение внимания. | Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель. | Игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени. |
Желание играть с малышами. | Чувство взрослости по отношению к младшим. | Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей. |
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. | Слепое подражание взрослым. | Стремиться не подавать «дурной» пример. |
Постоянные опоздания. | Отсутствие чувства времени. | Не давать поручения, связанные с учётом времени. |
Впечатлительность. | Эмоциональная неуравновешенность. | Учитывая это, не рассказывать сказки и истории с плохим концом. |
Подростковый возраст
Подростковый возраст – это период от 11-12 до 15 лет. Его часто называют «переходным периодом», «трудным возрастом». Как бы то ни было, этот возраст очень важен в развитии личности, поскольку постепенно включает ее во взрослый мир, вырабатывает важные социальные умения.
В данный возрастной период у растущего ребенка завершается созревание мозга, происходит закрепление приоритета лобных отделов, что способствует формированию когнитивных стилей личности и ее обучения, позволяет подростку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, осуществлять рефлексию, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Кроме того, гормональный всплеск способствует формированию его знаний о себе, своем теле, значимости жизни, появлению общественных интересов. Именно в это время развивается самосознание, самооценка, рефлексия, благодаря которой протекает его самопознание, стремление реализоваться, развиваться и пр. [24]. Еще Л.И. Божович, говоря о подростках, писала, что в течение данного возраста «ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе…и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [3].
В этом возрасте происходит быстрый и неравномерный рост тела, из-за которого у подростков возникает частая усталость, лень, неловкость и неуклюжесть. Девочки, как правило, выглядят старше мальчиков.
Дети на данном этапе развития нуждаются в особом типе взрослого, коим может стать вожатый – человек, с которым можно открыто общаться и который поймет их даже тогда, когда они сами себя не могут понять, который будет любить их и проявлять терпимость в то время, когда кажется, что их больше никто не любит.
При этом при интенсивности развития подростка каждый новый год его жизни имеет свои специфические черты, с которые мы сейчас и рассмотрим.