Антропологическая проблема в истории философии, естествознания и медицины

Антропологическая проблема берет своё начало ещё в древности в разных мифологических, мистически-религиозных и натуралистических представлениях. Древнекитайское, древнеиндийское и древнегреческое представление о человеке есть представление о нём как о части космоса или «малого мира», «микрокосмоса» и отражение «большого мира», «макрокосма». Антропоморфность этого представления означает одухотворённое понимание Космоса, Вселенной, элементы которой содержит в себе человек. Такими элементами считались душа и тело, означающие собой либо единую реальность, либо разнородные субстанции. Все философские учения о человеке разделись на два направления, представленные в западной и восточной философии. В первом человек обращен прежде всего к окружающей его реальности, которую он преобразует как личность, во втором – он обращен внутрь себя, в свой внутренний мир и к высшим ценностям.

В философском изучении человека как целостности к концу ХХ в. предложена интеграция его общих характеристик, отражающих многообразие форм бытия. Исторически проблема человека стала синтезом образов человека различного происхождения. Философско-антропологические концепции человека, сложившиеся в её русле – разнообразны. Примером такого синтеза является философская антропология и её разновидности.

Языческий тип человека внеисторичен по сути и рассматривается через исследование культуры. Через понятие души и духа языческий человек изучается в духовном, интеллектуальном и нравственном измерениях. Представление о таком типе и его модель связаны с греко-античной идеей, в которой самосознание человека впервые возвысилось до понятия о его особом положении, связанном с рациональностью. На этом этапе антропология была только частью всеобщей концепции природы и космоса, а не отдельной сферой знания.

Новая антропология, утверждаемая во всех системах средневековой мысли, признает исключительно божественное руководство за использованием человеком своего разума. Человек самонедостаточен и несовершенен. Человек должен самореализовываться в приобщении к Богу через названные добродетели и постоянное соизмерение своих поступков с Божественным.

С наступлением эпохи Ренессанса и Реформации поднимается протест против ограничений индивидуальности в человеке общественными нормами. С ХVII по ХIХ век также господствует понимание человеческого существа как разумного животного. Натуралистическая концепциячеловека, развиваемая в древнегреческой философии Демокритом, Эпикуром, Лукрецием, с ХVII века, в эпоху Нового времени получает развитие в философско-антропологических концепциях материалистов – Т. Гоббса, Б. Спинозы и других. Ими активно предпринимаются попытки четкого определения духовных изменений. Постановка вопроса именно на таком уровне, требующая логического, причинного объяснения психических и физиологических явлений привела к детерминистическому мышлению и развитию научно-психологического обоснования проблемы отношения души и тела (психофизиологической проблемы).В эпоху Просвещения феномен человека представлен в самых разнообразных теориях, в частности натуралистических. Целесообразно их разделение на два типа: формально-механистические и виталистические. Витализм – учение, объясняющее жизнь действием особых факторов, отсутствующих в неживых телах; утверждает качественное отличие живой природы от неживой, принципиальную несводимость жизненных процессов к силам и законам неорганического мира. Первые восходят к Демокриту и завершаются у Ламетри («человек-машина»), где отделенные от духа психические явления сводятся к функциональным физико-химическим особенностям организма. Виталистические теории развивают Д. Юм, Мах в сенсуализме. («Трактат о человеческой природе»).

И. Кант в немецкой философии предложил понимание феномена человека как биологической и эволюционирующей целостности, обозначил одновременную принадлежность человека к сфере природы и сфере нравственности, свободы.

В XVIII в. антропология становится специализированным учением о человеке в учениях Д. Вико, Х. Вольфа, И. Фихте. В XIX в. она развивается в русле биологии по ряду направлений: антропогенез (происхождение человека), антропоморфология (строение организма человека), соматология (формы телесности человека, анатомия) и этнология (учение о расах). В середине XIX в. Ч. Дарвиным показано совершенство человека как природного существа, представляющего собой венец эволюции живого. Это был материалистический взгляд на человека, его происхождение и развитие, подтверждаемый эволюционной теорией.

Как наука о человеке антропология окончательно оформляется в последней четверти XIХ века и связывается с задачей полного постижения человека. Когда к концу ХIХ века были высказаны сомнения в разумной природе человека, основное внимание начинает придаваться человеческим эмоциям и основным инстинктам. К этому времени накоплен большой и разносторонний материал для развития антропологии. Школа «философии жизни» сосредоточила свои исследования на живом и чувствующем создании. Это же понимание поддерживает Л. Фейербах в немецкой философии (антропологический материализм). Материалистическое понимание сущности человека складывается целостно: человек – «высшее существо природы». В своем антропологическом учении Фейербах устраняет разрыв между телом и духом в человеке, показав, что прежде всего тело определяет целостность человеческого существа. В этом оказалась ограниченность рассмотрения человека как природного существа и непонимание специфики его общественных характеристик.

Авторы теории человека как регресса – немецкие философыП. Альсберг, Л. Больк, Л. Клагес, Т.Лессинг. Механистически понимаемый этими романтиками путь духа назван смертельным для жизни души в человеке. Исторический и биологический упадок человека усматривается ими в самой сущности и происхождении человека. Его эволюционные изменения суть видовая смерть, а человек якобы «тупик жизни вообще»; путь духа обозначен, как «смертельный путь для жизни и души в человеке».Философское постижение человека оформляется во множестве своих вариантов: философской, культурной, религиозной и социальной антропологии, которые подтверждают всесторонний интерес к проблеме человека.

Трактовка человека в западноевропейской антропологии опирается на проявление сущностной специфики человека в неких неповторимых свойствах, оторванных от социально-исторических условий. В результате резюмирования всех биофилософских исследований немецким философом и антропологом Максом Шелером (1874-1928г.г.) поставлены вопросы «метафизической перспективы в рассмотрении человека, отношения человеческой телесности, историчности и конечности к основной характеристике духовного измерения – открытости миру».В своей антропологии Шелер классифицирует исторически уже сложившиеся концепции человека, особо выделяя языческую и натуралистически–виталистические, из которых, соответственно, выводится языческая и натуралистически–виталистическая идея человека. Все составляющие человеческой сущности выведены из базовых качеств человеческого духа; основными составляющими названы способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру. Формально-механистическое толкование теории человека, которое анализирует Шелер на основе учений от Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара до Ламетри, сводит суть духовно-психических явлений в организме к законам физикалистской механики. Виталистическое понимание в натуралистической концепции выводит целостное понимание человека и его духа непосредственно из категории жизни. Дух и мыслительные процессы объясняются как производные жизненных влечений. К этому же склоняются и американские философы-прагматики: Ч.С. Пирс, У. Джеймс, Ф.К. Шиллер, Д.Дьюи. Дух отождествляется ими со способностью к выбору и интеллектом. Структура человеческого существа по Шелеру строится как взаимодействие сферы телесных чувств, души, духа и личности.

Немецкий философ Хельмут Плесснер (1892 – 1985 г.г.), пытается обосновать философскую антропологию в качестве самостоятельной философской дисциплины. В его работах раскрывается круг проблем, которыми занимается философская антропология, отвечая на вопрос: “Что такое человек?” Философская антропология, по его мнению, это учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Философская антропология стремится очертить область человеческого бытия, индивидуальность и творческие возможности человека. Плесснер рассматривал человека как существо, занимающее центральное место в мире. Он выступал как против отрицания биологического в человеке, так и против непомерного возвеличивания биологизаторских тенденций в отношении человека, характерных для бихевиоризма.

Создавая философскую науку о человеке как целом, философ и антрополог Арнольд Гелен (1904 – 1976 гг.). Он представляет сущность человека в социокультурном аспекте.

В России ХIХ в. философско-антропологическая мысль содержит многообразные подходы к проблеме человека. Религиозное представление о человеке XVIII столетия выстраивается на принципе всеединства, единства человека с космосом и представлении о личности, связанной с Творцом – «богочеловеке». В антропологии Хомякова содержится учение о целостности в человеке, под которой он понимает «иерархическую структуру души», где вокруг «богообразного разума располагаются все силы духа человека». Антропологические построения И.В. Киреевского – это учение о целостности духа, в основу которого положено различие «внешнего» и «внутреннего» человека. Альтернативной становится рационально - аксиологическая концепция человеческой личности у западников – В.Г Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Проблема человека сводится ими к проблеме личности, её развития. Учение о человеке к началу ХIX в. выстраивается на позициях материалистического биологизма или подчинения физико-химическим принципам.

Метафизическая модель человека М. Хайдеггера, определившего человека как универсальную форму «самораскрытия» смысла бытия и у Анри Бергсона.

Рассмотрение особенностей биологической и социальной природы в русле деятельностного подхода дано Х. Блюменбергом. Им описан процесс усложнения человеческой природы и создана специфическая слоевая модель человека, представляющая собой иерархическую последовательность природных субстанций как «нечто трудносоединимое».

Проблема самораскрытия человеческой личности к началу ХХ-го столетия выражается в западноевропейской экзистенциальной философии в концепции «сверхчеловека» у Ф. Ницше.

Французский философ, священник и антропологПьер Тейяр де Шарден (неотомизм) объединяет биологическую эволюцию развития человека и его соотнесение с миром, где важнейшим началом является Бог.

Сознание

Наши рекомендации