Материалы | Для упражнения нужно подготовить предметы, окрашенные в четко воспринимаемые цвета. Это могут быть собственно цветы (тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и пр.), ярко окрашенные фрукты (банан, красное и зеленое яблоко, вишни, киви и пр.) либо просто вазочка с цветными карандашами и фломастерами. Можно принести все это вместе. |
Время | Упражнение – 10 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | |
Шаг 1 | "Здесь приготовлены по-разному окрашенные предметы. Посмотрите внимательно на них и выберите цвет, который вам нравится в данный момент. Не обязательно выбирать цвет, который вам вообще нравится. Сконцентрируйтесь на тех переживаниях, которые приносит вам цвет здесь и сейчас". |
Шаг 2 | "Возьмите выбранный предмет в руки и сконцентрируйтесь на его цвете. Дайте пройти времени, пока цвет полностью подействует на вас, дождитесь момента, когда ощущения от цвета начнут угасать. Если в голову вам придут какие-либо мысли или воспоминания, запомните их, но старайтесь концентрироваться только на цвете выбранного предмета". |
Обсуждение | "С какими образами у вас было связано восприятие этого цвета? Как бы вы назвали цвет выбранного вами предмета?" |
Комментарии | В контексте тренинга это упражнение обычно вызывает довольно живую дискуссию о нюансах цвета. Тренер следит за тем, чтобы участники группы концентрировались на приятных ощущениях. Предпочтения цвета могут выполнять и диагностическую функцию с учетом соображений о проективной функции различных цветов (Собчик, 2002). |
Домашнее задание | "Дома постарайтесь выбрать несколько предметов, цвет которых хорошо подходит друг к другу. Помимо предметов можете использовать для этого цветную бумагу, карандаши, фломастеры. Постарайтесь сконцентрироваться на приятной комбинации цветов и уделить достаточное время тем чувствам, которые в вас эта комбинация вызовет". Выполнение домашнего задания обсуждается на следующем занятии. |
Упражнение 21. СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ
Материалы | Для этого упражнения нужны детские игрушки - калейдоскопы по числу участников группы. |
Время | Упражнение - 10 мин., обсуждение - 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | "Посмотрите в калейдоскоп. При каждом повороте вы получите новое сочетание цветов. Остановитесь на том сочетании, которое покажется вам приятным, не спешите, дождитесь, пока сочетание цветов подействует на вас, затем переходите к следующей картинке. Обратите внимание на контраст между двумя картинками". |
Обсуждение | "В чем отличие действия одного яркого цвета от сочетания цветов? Где в вашей жизни вы встречаетесь с приятным сочетанием цветов?" |
Комментарии | Случай, если участнику группы не удается найти приятного сочетания цветов, обсуждается в группе. В этом случае тренер спрашивает у группы: "Что может мешать получать удовольствие от сочетания цветов?" |
Упражнение 22. ФОРМА И СОЧЕТАНИЕ ФОРМ
Материалы | Почтовые карточки или небольшие репродукции картин Миро или Клее, забавные фотографии с ярко выраженной формой предмета, натюрморты. |
Время | Упражнение – 10 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | |
Шаг 1 | "Возможно, это будет трудно, но постарайтесь отвлечься от сочетания цветов и сконцентрируйтесь на форме предметов. Выберите картину, которая вам нравится больше других". |
Шаг 2 | "Сосредоточьтесь на сочетании разных фигур. Внимательно рассмотрите эти фигуры, дайте волю ассоциациям, которые возникают в связи с этим сочетанием. Не спешите, дайте пройти времени, пока картинка вам не наскучит". |
Обсуждение | "Не показывая группе картинку, расскажите, что на ней изображено. Сконцентрируйтесь на форме предметов. Как вы думаете, почему это сочетание формы притягивает внимание, вызывает интерес? Какие ассоциации у вас вызвала ваша картинка? Расскажите об этом, пожалуйста, группе". |
Комментарии | В соответствии с общими принципами тренинга наслаждения, задача тренера здесь также состоит в том, чтобы фокусировать внимание участников группы на позитивном. Попытки рассказать о том, что не нравится, тренер мягко останавливает. |
Домашнее задание | В технически хорошо подготовленной группе домашнее задание может заключаться в том, чтобы создать серию фотографий одинаковых объектов с разной структурой. В качестве этих объектов могут выступать: трава, шины автомобилей, черепица, штукатурка, ткани, брусчатка, песок, галька, горные осыпи, части технических объектов. С помощью цифровой фотографии и компьютерных программ можно попытаться подчеркнуть контрастную форму и структуру предметов, придать обычным объектам необычную форму, найти ракурсы, которые обычно остаются незамеченными. Если техническое оснащение не позволяет выполнить это задание, то участников просят дома составить композиции элементов различной формы, например ракушек или засушенных цветов. |
Упражнение 23. РАЗМИНКА: СОГЛАСОВАНИЕ РИТМА
Материалы | Не требуется. |
Время | Упражнение – 10 мин. |
Инструкция | "Это упражнение выполняется молча. У вас есть единственное средство его выполнения – звуки, точнее, ритм. Найдите в этой аудитории что-либо, чем можно отбивать ритм. Если ничего не найдете, можете просто хлопать в ладоши или постукивать по подлокотнику. Начнем с того, что каждый будет отстукивать свой собственный ритм... Если чей-то ритм покажется вам привлекательным, можете присоединиться к нему". Рано или поздно вся группа начинает стучать, бренчать, позвякивать в одном ритме. В этот момент можно дать новую инструкцию: "А теперь попробуйте вернуться к тому ритму, с которого вы начали упражнение". |
Комментарии | Иногда появляется пара участников, которые упорно не желают присоединяться к общему ритму. В этом случае тренер может дать дополнительную инструкцию группе: ненасильственными способами постараться убедить упрямцев сменить свой ритм на групповой. |
Упражнение 24. ПРИЯТНЫЕ ЗВУКИ
Материалы | Для этого упражнения необходимы звучащие предметы. Это не обязательно должны быть музыкальные инструменты. Скорее наоборот – нужно собрать совершенно обычные вещи, которые могут издавать те или иные звуки. |
Время | Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | |
Шаг 1 | "Попробуйте, как звучат разные собранные здесь предметы. Найдите необычные и приятные вам звуки. Сконцентрируйтесь на этих звуках, постарайтесь отвлечься от всего, что будет слышно в аудитории. Прочувствуйте свой собственный звук". |
Шаг 2 | "Поищите пару к своему звуку. Расскажите вашему партнеру о своем звуке, об ассоциациях, которые он вызывает. Попробуйте составить несложную симфонию из вашего звука и звука, который понравился другим участникам. Выберите такую интенсивность звука, которая будет приятна вам и вашему партнеру". |
Обсуждение | "Что дает кооперация вашего звука со звуком, который нравится другому? Что нового появляется в сочетании звуков?" |
Комментарии | Иногда выбор парного звука не нравится партнеру. В этом случае тренер вмешивается и предлагает поискать другую пару или образовать тройки, четверки и т. д. |
Домашнее задание | "В нашей повседневной жизни звуки нас окружают постоянно, и мы редко обращаем на них внимание. Попробуйте до следующей встречи собрать как можно больше звуков повседневной жизни: журчащая в ванне вода, зажигающаяся спичка, закипающий чайник и т. д. Если у вас есть такая возможность, запишите эти звуки на диктофон, попробуйте составить из них какую-либо приятную комбинацию. Если такой возможности нет, просто запомните эти звуки, чтобы рассказать о них на следующей встрече". |
Страховка | Звучащие предметы: шелестящая бумага, бряцающие ключи, звенящий колокольчик, тикающие часы, булькающая в бутылке вода, позвякивающая о блюдце чашка, бренчащая в стакане мелочь, шуршащие в коробке спички. |
Наши рекомендации