Раздел 1. Философия научного познания
БАЗОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Философские проблемы науки и техники»
Направление (специальность) ООП 230700 «Прикладная информатика»
Номер кластера (для унифицированных дисциплин)
Профиль(и) подготовки (специализация, программа) «Прикладная информатика в аналитической экономике»
Квалификация (степень) магистр
Базовый учебный план приема 2013 г.
Курс___1___ семестр ___1___
Количество кредитов __2__
Код дисциплины____М1.М.2.____
Виды учебной деятельности | Временной ресурс по очной форме обучения |
72 часа | |
Лекции, ч | 9 часов |
Практические занятия, ч | 9 часов |
Лабораторные занятия, ч | |
Аудиторные занятия, ч | 18 часов |
Самостоятельная работа, ч | 54 часа |
ИТОГО, ч | 72 часа |
Вид промежуточной аттестации зачёт
Обеспечивающее подразделение кафедра гуманитарного образования и иностранных языков ЮТИ ТПУ
Заведующий кафедрой _____________ к.филол.н., доц. Гричин С.В
Руководитель ООП _____________ к.тех.н., доц. Захарова А.А.
Преподаватель ______________ к. филос.н., доц. Иванова Е.М.
2013 г.
1. Цели освоения модуля (дисциплины)
Цели освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» состоят в следующем: овладение общей методологией познания, формами познавательной деятельности человека на основании использования имеющихся у студентов знаний по базовому курсу «Философии». Данная дисциплина предполагает усвоение учащимися запаса знаний из области «Истории философии науки и техники», а также освоение ими сведений о специфике современного этапа развития науки и техники; усвоение навыков выполнения самостоятельной работы обучающимися по разным видам учебной деятельности, а также овладение методами исследования гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач; овладение основами нравственно-этических норм в сфере профессиональной и социальной деятельности, приобретение магистрантами умений и навыков изучения проблематики НИР и особенностей их проведения.
Федеральный государственный образовательный стандарт по дисциплине «Философские проблемы науки и техники» предполагает освоение следующих дидактических единиц: магистранту нужно знать логические методы и приёмы научного анализа, методологические принципы современной науки; направления, концепции, источники знания и приёмы работы с ними; основные особенности научного метода познания; программно-целевые методы решения научных проблем; уметь осуществлять методологическое обоснование научного исследования; владеть навыками логико-методологического анализа научного исследования и его результатов; владеть навыками общения с партнёрами и в трудовом коллективе [выписка сделана из Приказа Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. № 762 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «магистр»)»].
Все вышеуказанные цели освоения дисциплины наиболее соответствуют двум целям ООП: это Ц 2 – (подготовка выпускников к научно-исследовательской, аналитической и проектной деятельности в области создания новых информационных систем, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке аналитических информационных систем) и Ц 5 – (подготовка выпускников к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию). Цели обучения сформулированы в ООП по направлению 230700 «Прикладная информатика».
2. Место модуля (дисциплины) в структуре ООП
Дисциплина (модуль) «Философские проблемы науки и техники» относится к общенаучному циклу (М1.Б1). Она непосредственно связана с базовым курсом «Философии», освоенным на стадии бакалавриата/ специалитета и опирается на изученные при освоении данной дисциплины знания, умения, владения.
Дисциплине (модулю) «Философские проблемы науки и техники», согласно ООП и учебному плану, не предшествуют никакие дисциплины (ПРЕРЕКВИЗИТЫ).
Содержание разделов дисциплины (модуля) «Философские проблемы науки и техники» осуществляется согласовано с содержанием общенаучного цикла дисциплин, изучаемых параллельно (КОРЕКВИЗИТЫ): М.1.Б.2. «Математическое моделирование», М.1.Б.3. «Математические и инструментальные методы поддержки и принятия решений».
3. Результаты освоения дисциплины (модуля)
В соответствии с требованиями ООП освоение дисциплины (модуля) направлено на формирование у студентов следующих компетенций (результатов обучения), в т.ч. в соответствии с ФГОС:
Таблица 1
Составляющие результатов обучения, которые будут получены при изучении данной дисциплины
Результат обучения | Составляющие результатов обучения | |||||||
Код | Знания | Код | Умения | Код | Владение опытом | |||
Р1 | ОК-1; ОК-5; ОК-6; ПК-3; ПК-5; | З.1.1 | логические методы и приемы научного исследования | У.1.1 | воспроизводить развитие сложных объектов (системы) средствами теоретического анализа | В.1.1 | навыками логико-методологического анализа научного исследования и его результатов | |
З.1.3 | основные методы познания, обучения, самоконтроля, этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе | У.1.3 | применять методы познания, обучения, самоконтроля, учитывать этические и правовые нормы, регулирующие отношения при разработке экономических и социальных проектов | В.1.3 | современными информационными и образовательными технологиями для реализации поставленных задач | |||
З.1.4 | основные учения в области гуманитарных и социально-экономических наук, источники получения информации в профессиональных областях | У.1.4 | научно анализировать социально-значимые и экономические проблемы и процессы и проблемы, оценивать достоверность информационных источников, приобретать новые знания | В.1.4 | методиками поиска анализа и обработки материала | |||
З.1.9 | методологические направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними | У.1.9 | использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях | В.1.9 | способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследования | |||
Р4 | ПК-3; ПК-5; | З.4.1 | методологические принципы современной науки, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними, | У.4.1 | проводить инновационно-аналитические исследования процессов в экономике, включающие критический анализ данных из мировых информационных ресурсов | В.4.1 | навыками эффективной коммуникации | |
З.4.12 | программно-целевые методы решения научных проблем | У.4.12 | применять программно-целевые методы решения научных проблем | В.4.12 | навыками анализа научных исследований в своей профессиональной деятельности, навыками самостоятельной исследовательской работы, | |||
Р9 | ОК-2; ОК- 3; ПК-3; ПК-5; ПК-3; ПК-5; - - (ОК-3); | З.9.1 | методы группового принятия решений | У.9.1 | выбирать инструментарий для каждого этапа принятия решения | В.9.1 | способностью приобретать и использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом | |
З.9.2 | основные особенности научного метода познания | У.9.2 | проявлять инициативу, брать на себя ответственность в условиях риска и принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях | В.9.2 | способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов | |||
З.10.3 | методы и приемы философского анализа | У.10.3 | понимать и объяснять специфику культурного миропонимания, важность культурных форм для человеческого самоопределения; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | В.10.3 | культурой мышления, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы | |||
З.11.2 | принципы современной науки, основные особенности научного метода познания | У11.2 | осуществлять методологическое обоснование научного исследования | В11.2 | навыками самостоятельной работы по выполнению исследовательских проектов | |||
Р12 | ПК-3; ПК-5; | З.12.1 | место и роль философии в культуре; научное и вненаучное знание; критерии научности; | У.12.1 | самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по социогуманитарной и профессиональной проблематике | В.12.1 | моральными нормами и руководствоваться ими в процессе урегулирования социальной жизни и формирования личности | |
З.12.3 | структура научного познания, его методы и формы; | |||||||
В результате освоения дисциплины (модуля) «Философские проблемы науки и техники» студентом должны быть достигнуты следующие результаты:
РД 1 – изучить основные отличия научного и вненаучного знания;
РД 2 – освоить основные особенности научного познания, его уровни, формы, методы;
РД 3 – постичь методы и приёмы философского анализа проблем науки и техники;
РД 4 –использовать методы научных исследований;
РД5 – овладеть навыками самостоятельного анализа научной и др. литературы по проблеме исследования;
РД 6 – овладеть навыком логически и аргументировано выстраивать свою устную и письменную речь;
РД 7–использовать методы научных исследований;
РД 8 – знать основные философские проблемы науки, техники, технических наук и информатики.
4. Структура и содержание дисциплины
Содержание.
Лекции
Тема 1.Гносеология и философия научного познания: общее и особенное (4 час.)
Тема 2.Виды наук(1 час.)
Тема 3.Основные направления, концепции науки (1 час.)
Перечень практических работ
По данным темам практических работ нет
Содержание.
Лекции
Тема 1.Техника как социокультурное явление (1,5 час.)
Тема 2.Наука, техника, технология (1,5 час.)
Перечень практических работ
Тема 1.Современные проблемы науки (1 час.)
Тема 2.Общие проблемы философии науки
1. Философия и наука в истории идей (1 час.)
2. Феномен науки (1 час.)
3. Исторические типы науки (1 час.)
4. Структура научного знания (1 час.)
5. Динамика науки (1 час.)
Тема 3.Процесс формирования научного знания(1 час.)
Тема 4.Современные философские проблемы некоторых областей научного знания (1 час.)
Тема 5.Философские проблемы техники и технических наук (1 час.)
Аннотированное содержание разделов и тем дисциплины с
Лекционные занятия (9 час.)
Содержание
Лекции 1, 2. Гносеология и философия научного познания: общее и особенное (4 час.)
[Данное занятие проводится на основании разработанной преподавателем лекции-презентации и интерактивной игры, предполагающей интенсивное взаимодействие учащихся на учебном занятии].
1 . Познание как раздел философии. Основные подходы к толкованию познания.
2. Субъект и объект познания. Активная роль субъекта в процессе познания.
3 . Чувственная и рациональная ступени познания. Диалектика процесса познания.
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
Ограниченность сенсуализма и рационализма.
4. Истина и заблуждение. Объективность и конкретность истины.
5 . Познание и практика. Принцип единства теории и практики.
6. Научное познание. Формы и методы научного познания (эмпирическое и теоретическое познание. Частнонаучные и общенаучные методы познания). Отличие научного познания от обыденного, художественного и других способов освоения действительности. Логические методы и приёмы научного анализа. Характеристика основных особенностей научного метода познания: критерии научности. Овладение современными учащимся навыками логико-методологического анализа научного исследования и его результатов.
Лекция 3. Виды наук. Основные направления, концепции науки. (2 час.)
[Данное занятие проводится на основании разработанной преподавателем лекции-презентации и метода кейс-стади].
1.Классификация наук по Платону.
2.Классификация наук по Аристотелю.
3.Классификация наук по Ф. Бэкону.
4.Классификация наук по О. Конту.
5.Классификация наук по А.Л. Никифорову.
6. Концепция науки К. Поппера.
7. Концепция науки Т. Куна
8. Концепция науки П. Фейерабенда.
9. Концепция И. Лакатоса и др.
10.Концепции науки как фундаментальные источники знания и приёмы работы с ними.
Характеристика теории как основной единицы научного знания. Классификация теорий. Объяснительная теория – высшая ступень в развитии научного знания. Гипотетико-дедуктивная структура объяснительной теории. Её элементы: набор фундаментальных величин и постулатов, идеализированный объект теории, логико-математический аппарат, система дедуктивных следствий, набор редукционных правил и пр. Функции научной теории: объяснение и предсказание. Структура дедуктивно-номологического объяснения: эксплананс, экспланандум, логический вывод. Требования к дедуктивно-номологическому объяснению. Логическая структура предсказания. Роль предсказаний в развитии научного знания. Проверка научных теорий: их подтверждение и опровержение. Установление истинности полученного нового знания, эмпирического следствия теории. Логическая схема подтверждения. Опровержение - установление ложности эмпирического следствия теории. Логическая схема опровержения. Асимметрия между подтверждением и опровержением. Относительный характер подтверждения и опровержения.
11. Методология науки, учение о методах и процедурах научной деятельности, раздел общей теории познания, теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология как система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физики, химии, биологии и других научных дисциплин. Основная задача методологии науки – обеспечение эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм. Достижение успеха в исследовательской деятельности для учёного зависит от овладения «секретом» метода и обладания эвристической технологией научного мышления. Овладеть существующей методологией научного познания необходимо, т. к. не каждый исследователь может создать собственную, оригинальную методологию научного исследования, имеющую достаточно последователей, чтобы он мог заявить о ней как о собственной е. Основная часть исследователей примыкает к существующим направлениям (методикам), используя проверенные методологические приёмы для достижения научных результатов. Специфика общения, коммуникации субъектов в трудовом коллективе, функционирующих с другими представителя научного сообщества.
Практическое занятие 1.
Практическое занятие 1.
Практическое занятие 2.
Феномен науки (1 час).
[Данное занятие проводится преподавателем на основании метода дебатов].
1.Наука как познавательная деятельность.
2.Наука как особый вид мировоззрения.
3.Наука как специфический тип знания.
4.Наука как социальный институт.
5.Наука в культуре современной цивилизации.
Практическое занятие 2.
Практическое занятие 3.
Практическое занятие 3.
Динамика науки (1 час).
1.Механизм порождения нового знания.
2.Научные традиции и научные революции.
3.Типы научной рациональности.
4.Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Практическое занятие 4.
Практическое занятие 4.
Современные философские проблемы некоторых областей научного знания (1 час). [Данное занятие проводится преподавателем на основании метода «мозгового штурма»].
1. Философские проблемы математики.
2. Философские проблемы физики.
3. Философские проблемы астрономии и космологии.
4. Философские проблемы информатики.
5. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
Практическое занятие 5.
Таблица 2
Методы и формы активизации деятельности | Виды учебной деятельности | |||
ЛК | ПР | ЛБ | СРС | |
Дискуссия | * | * | * | |
Лекция-презентация | * | * | * | |
Интерактивная игра | * | * | * | |
Метод кейс-стади | * | * | * | |
IT-методы | * | * | ||
Метод «мозгового штурма» | * | * | * | |
Метод проектов | * | * | * | |
Исследовательский метод | * | * | * | |
Метод дебатов | * | * | * | |
Метод дискуссии | * | * | * | |
Командная работа | * | * | ||
Опережающая СРС | * | |||
Индивидуальное обучение | * | |||
Проблемное обучение | * | * | ||
Обучение на основе опыта | * |
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
- изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием современных информационных , компьютерных технологий;
- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
- закрепление теоретического материала при проведении практических, семинарских занятий, а также лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.
6. Организация и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов
6.1. Виды и формы самостоятельной работы
6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:
- работе магистрантов с лекционным материалом;
- выполнении домашних заданий к лекционным и семинарским занятиям,
- усвоении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,
- изучении теоретического материала к практическим занятиям,
- подготовке к зачёту.
6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку магистров:
(магистранты готовят данные темы в течение осеннего семестра обучения и представляют их на зачёте):
1) Предмет и основные концепции современной философии науки.
2) Наука в культуре современной цивилизации.
3) Наука и другие формы духовной деятельности.
4) Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции.
5) Структура научного знания.
6) Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
7) Научные традиции и научные революции.
8) Наука в современной цивилизации.
9) Наука как социальный институт.
10) История и философия познания
11) Единение философии и науки
12) Современная цивилизация и наука
13) Философия науки в истории познания
14) Структура и развитие научного познания
15) Интеллектуальная мощь разума
16) Научно-творческий потенциал науки
17) Проблемы синтеза в современной науке
18) Предмет философии познания – сознание
19) Солидарность учёных в научном познании
20) Философские и естественнонаучные картины мира, научные революции и смена типов миропонимания
21) Наука, техника, технология
22) Методы научного познания
23) Продуктивное развитие науки и её влияние на глобальные проблемы современности.
Литература по предложенным темам исследования:
1. Голубинцев В.О. Философия науки: учебник для вузов / Голубинцев В.О., Данцев А.А. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2007. – 541 с.
2. Гусева Е. А. Философия и история науки: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 128 с. (Высшее образование магистратура).
3. Хрусталёв Ю.М. История и философия науки: учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 477 с.
6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа:
(ТСР)направленана развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций магистрантов, повышение творческого потенциала обучающихся и включает в себя:
1) написание реферата по изучаемой дисциплине (темы указаны в пункте 6.1.1.) или проведение самостоятельной научно-исследовательской работы по актуальным философским проблемам науки и техники с последующим представлением выполненной работы в виде доклада на научной конференции или учебных занятиях; зачёте;
2) создание презентаций по темам практических / или лекционных занятий;
3) обработку научных статей, отражающих проблемное поле изучаемого модуля, например, на основе анализа научных статей учёных, представленных в журналах «Вопросы философии», «Известия ТПУ» (раздел «Экономика. Философия, социология и культурология»,) с последующим выступлением перед аудиторией студентов или преподавателей.
При подготовке к проведению и осуществлению творческой проблемно-ориентированной самостоятельной работе магистрантов им нужно обратиться к электронному каталогу НТБ ТПУ: http://portal.tpu.ru/desktop/staff/ , http://ezproxy.ha.tpu.ru:2108/
6.3. Контроль самостоятельной работы
Оценка результатов самостоятельной работы магистрантов организуется следующим образом: она осуществляется по результатам
- самостоятельного выполнения научно-исследовательской работы или реферата и их защите;
- тестирования;
- написания контрольной работы;
- устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, а также заданий, полученных по подготовке к практическим занятиям;
- по письменным работам (контрольным срезам) и во время сдачи зачёта в первом семестре (с целью выявления знания по дисциплине и понимания теоретического материала по изучаемому предмету).
7. Средства текущей и промежуточной оценки
качества освоения дисциплины
Оценка качества освоения дисциплины производится по результатам следующих контролирующих мероприятий:
Таблица 3
Контролирующие мероприятия | Результаты обучения по дисциплине |
Реферат | РД1 |
Выступление с докладом по подготовленной презентации во время проведения конференц-недели | РД1, РД2, РД3, РД 5 |
Выполнение контрольной работы | РД 4, РД 6, РД 7 |
Зачёт | РД 8 |
Для оценки качества освоения дисциплины при проведении контролирующих мероприятий предусмотрены следующие средства (фонд оценочных средств):
- вопросы входного контроля;
- контрольные вопросы, задаваемые при проведении практических занятий,
- вопросы для самоконтроля;
- вопросы, выносимые на зачет.
Для оценки качества освоения дисциплины при проведении контролирующих мероприятий предусмотрены следующие средства (фонд оценочных средств) (с примерами):
1. Вопросы входного контроля. (Примеры: кто является родоначальником немецкой классической философии? Кто является основателем философии техники в России? С каким понятием в Античности древние люди связывали понятие техники?)
2. Контрольные вопросы, задаваемые при проведении практических занятий. (Укажите основные признаки, по которым можно отличить научный взгля на мир, бытие от ненаучного? Как можно именовать звание, недоказанное в процессе научного познания? Назовите ступени познания, охарактеризуйте типы наук).
3. Вопросы для самоконтроля. (Сделайте вывод по своему вопросу, теме; дайте определение словам: технэ и техника, в чём их отличие?).
4. Вопросы тестирований. (Раскройте суть философии экзистенциализма: а) у жизни человека огромный смысл; б) в жизни человека ничего не имеет смысл, т. к. он конечен; в) жизнь человека и его связи это его зависимость от другого и т. д.).
5. Вопросы, выносимые на зачёт и др. Примерный перечень вопросов:
1. Наука как способ понимания мира. Объект науки.
2. Идеалы и нормы науки.
3. Естественнонаучная картина мира, ее возможности и границы.
4. Уровни научного исследования. Эмпирические и теоретические знания, их соотношения.
5. Методы научного исследования, их специфика в естественных и гуманитарных науках.
6. Критерии истинности научного знания. Современные концепции истины.
7. Наука и техника. Взаимосвязь науки и техники в истории культуры. Особенности становления и развития науки и техники в России.
8. Аксиологический аспект науки и техники. Этика ответственности.
9. Наука и религия.
10. Наука и искусство.
11. Научное творчество.
12. Понимание и интуиция как элементы познания.
13. Наука в современном мире. Основные направления научных исследований.
14. Информационное общество и проблемы виртуальной реальности.
15. Ноосферные представления. Их место в современной картине мира.
16. Синергетика как миропонимание. «Философия нестабильности» И. Пригожина.
17. Человеко-машинные системы, их особенности.
18. Постпозитивистские концепции науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
19. Личность в науке. Свобода научного поиска. Личность учёного.
20. Место и роль науки в образовании и подготовке инженера.
21. Философские проблемы ядерной энергетики.
22. Философские проблемы информатики.
23. Предмет философии техники.
24. Этимология термина “техника” и основные подходы к периодизации истории техники.
25. Специфика технической культуры античности. Место техники и ее взаимоотношения с теоретическим знанием в системе античной культуры.
26. Эволюция технической культуры в средние века. Роль монастырей и цеховой системы в развитии техники и технического знания.
27. Формирование предпосылок для сближения технической культуры и системы теоретического знания в эпоху Средневековья.
28. Переход от консервативной к проектной культуре в эпоху Возрождения и Новое время. Основные факторы, повлиявшие на изменение роли и статуса техники в системе культуры.
29. Основные причины сближения технических практик и теоретического знания в эпоху Возрождения.
30. Эпистемологическое преодоление дихотомии “естественное”–”искусственное” в Новое время.
31. Технический характер науки и исследовательской культуры Нового времени.
32. Культурно-исторические предпосылки, становление и развитие механистической картины мира.
33. Развитие технического образования и его роль в организационно-дисциплинарном оформлении технического знания.
34. Роль техники в научно-исследовательской культуре Нового времени.
35. Основные подходы к реконструкции взаимоотношений науки и техники в Новое время. Концепция сциентификации техники.
36. Основные этапы формирования технических наук.
37. Строение и методологическая специфика технической теории.
38. Зарождение философии техники: предпосылки и предшественники.
39. Концепция органопроекции Э. Каппа и её роль в развитии философии техники.
40. Проект философии техники П.К. Энгельмейера.
41. Сущность техники по М. Хайдеггеру.
42. Критика техники К. Ясперсом.
43. Роль и перспективы техники в развитии культуры по Х. Ортеги-и-Гассету.
44. Основные положения философии техники Л. Мамфорда: “мегамашина” и периодизация истории техники.
45. Социология техники и проект социальной реформы в философии Ж. Эллюля.
46. Философия техники Ф. Дессауэра.
47. Гуманитарное и инженерное направления в философии техники: общее и различное.
48. Конструктивистская интерпретации взаимоотношений науки и техники. «Лабораторная жизнь» и ее роль в воспроизводстве знания и культуры.
49. Проблема технической рациональности: подходы к выделению критериев, соотношение с «классическим идеалом рациональности».
50. Проблема ответственности в философии техники.
51. Философские проблемы научного поиска.
8. Рейтинг качества освоения дисциплины (модуля)
Оценка качества освоения дисциплины в ходе текущей и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Руководящими материалами по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов Томского политехнического университета», утвержденными приказом ректора № 77/од от 29.11.2011 г.
В соответствии с «Календарным планом изучения дисциплины»:
- текущая аттестация (оценка качества усвоения теоретического материала (ответы на вопросы и др.) и результаты практической деятельности (решение задач, выполнение заданий, решение проблем и др.) производится в течение семестра (оценивается в баллах (максимально 60 баллов), к моменту завершения семестра студент должен набрать не менее 33 баллов);
- промежуточная аттестация (зачет) производится в конце семестра (оценивается в баллах (максимально 40 баллов), на зачете студент должен набрать не менее 22 баллов).
Итоговый рейтинг по дисциплине определяется суммированием баллов, полученных в ходе текущей и промежуточной аттестаций. Максимальный итоговый рейтинг соответствует 100 баллам.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1.Хрусталёв Ю.М. История и философия науки: учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 477 с.
2.Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учебное пособие. – Изд. 3-е, измен. – ое и допол. – ое. – М.: МГИУ, 2010. – Ч.I. – 275 с.
3.Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учебное пособие. – Изд. 3-е, измен. – ое и допол. – ое. – М.: МГИУ, 2010. – Ч.II. – 344 с.
Дополнительная литература:
1.Афонина Н.Б. Инженер – техносфера – социум: учебное пособие. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. – 120 с.
2.Батурин В.К. Философия науки: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 303 с.
3.Бехманн Г., Горохов В.Г. Социально-философские и методологические проблемы обращения с технологическими рисками в современном обществе // Вопросы философии. – 2012. – № 7. С. 120–132.
4.Бехманн Г., Горохов В.Г. Социально-философские и методологические проблемы обращения с технологическими рисками в современном обществе//Вопросы философии. – 2012. – № 8. С. 127–136.
5.Голубинцев В.О. и др. Философия науки: Учебник для вузов / Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Ростов н/Дону: Феникс. – 2007. – 541 с.
6.Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. – М.: «Экспо», 2009. – 336 с.
7.Грядовой Д.И. Философия. Общий курс: учебник для вузов. – 4 – е изд., перер. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 463 с.
8.Гусева Е. А. Философия и история науки: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 128 с. (Высшее образование магистратура).
9.Иванова Е.М. Философия: курс лекций. Учебное пособие. – Томск, ТПУ, 2011. – 187 с.
10.Иванова Е.М. Электронное учебное пособие по философии. Электронный ресурс, расположенный на сайте ЮТИ ТПУ. Документы для заочников.
11.Ильин В.В. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов / Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. (Серия "Завтра экзамен"). – СПб.: Питер. – 2008. – 256 с.
12.Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб.пос. СПб.: Питер. – 2008. – 304 с.
13.История и философия науки (философия науки) / Под ред. Ю.В. Крянева: учебное пособие для аспирантов естественно-научных и технических специальностей. – М. ИНФРА-М, 2008. – 335 с.
14.Конвергенция биологических, информационных, нано- и когнитивных технологий: вызов философии // Вопросы философии. – 2012. – № 12. С. 3–26.
15.Крампит А.Г., Крампит Н.Ю. Методология научных исследований: Учебное пособие. – 2-е изд., перер. и доп. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 163 с.
Основы научных исследований: учебное пособие для вузов / Б.И. Герасимов и др. – М.: Форум, 2011. – 269 с.
16.Основы научных исследований: учебно-методическое пособие / В.А. Власов, А.А. Степанов, Б.Б. Мойзес. – Томск: ТПУ, 2007. – 201 с.
18.Полещук Л.Г. Философия. Человек. Природа. Творчество: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. – Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ. – 2007. – 84 с.
19.Полещук Л.Г. Человек и природа в эпоху технологической революции.: Учеб. пособие для техн. вузов. Томск: Изд-во ТПУ. – 2008. – 103 с.
20.Полещук Л.Г. Человек и природа: философия взаимоотношений в эпоху технологической революции: учебное пособие / Л.Г. Полещук; Юргинский технологический институт. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 102 с.
21.Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов. – 2 -е изд., перер. И доп. – М., КНОРУС, 2008. – 592 с.
22.Философия и методология науки: учебное пособие под редакцией В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 551 с.
23.Чумаков А.Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии. – 2012. – № 7.С. 3–16.
Internet–ресурсы,размещённые на сайте ТПУ, разрешённые к использованию правообладателями:
1) Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / А. А. Корниенко [и др.]; Томский политехнический университет (ТПУ). — 1 компьютерный файл (pdf; 2108 KB). — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. —Учебники Томского политехнического университета. Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext3/m/2008/m57.pdf
2) Степанов, А. А.Философия техники и её предмет [Электронный ресурс] / А. А. Степанов, Л. М. Зольникова // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ) . — 2006 . — Т. 309, № 4 . — [С. 224-227] .
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2006/v309/i4/48.pdf
3) Московиченко, А. Д. В. И. Вернадский, русский космизм, автотрофность, перспективы [Электронный ресурс] / А. Д. Московиченко // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ) . — 2006 . — Т. 309, № 8 . — [С. 232-235] .
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2006/v309/i8/53.pdf
4) Лаврухин, А. В.Идея практического разума в феноменологии Э. Гуссерля [Электронный ресурс] / А. В. Лаврухин // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ) . — 2007 . — Т. 311, № 7 : Философия, социоло