К российским предпосылкам проблемы: критика и апология СТ
Социальные технологии — это предмет, который вызывает не только концептуальные вопросы. Вопрос «cui prodest» (кому выгодно) является актуальным отнюдь не только в российских условиях существования СТ. Кому нужны в нашем обществе СТ, кто способен их использовать и финансировать? Это вопрос о том, в чем нуждается Россия в первую очередь: в открытости, свободе информации и волеизъявления, контроле над властью или в механизмах эффективного управления массами, способах властного воздействия на общественное сознание. СТ — острое оружие, и его разработчики несут ответственность за его распространение и применение. С самого начала должно быть ясно, каковы цели их использования. Сегодня мы знаем, как и для чего в основном нужен такой вид СТ, как политтехнологии, синонимом которых фактически стали «грязные технологии». Не следует ли предварить использование СТ развитием общей культуры народа? Но можно ли развивать культуру без применения СТ? Эти вопросы обретают неожиданное значение применительно к развитию науки в современном обществе, в условиях капиталистической конкуренции и искаженного политического образа ученого и научной деятельности.
Социальные ракурсы междисциплинарности
Одна из главных черт современной науки переднего края и интеллектуальной деятельности вообще выражается понятием междисциплинарности. В отличие от дисциплины, которая символизирует синхронный срез развития науки как социального института, м-взаимодействие - диахронный и эмерджентный момент, характеризующий выраженную динамику и ведущий к новым формам организации научного знания. В этом смысле междисцип-линарность, полидисциплинарность и трансдисциплинарность являются социальными механизмами конструирования науки, которые не только соответствуют нашему пониманию СТ, но и являются их репрезентативными и эвристическими примерами.
В интерпретации м-исследований сегодня противостоят друг ДРУГУ две позиции, каждой из которых привержен широкий круг
Глава 17. Социально-технологическое конструирование знания
авторов. Одна их них наиболее рельефно выражена Э. Мирским, другая — К. Хайнцем и Г. Ориджи.
Нам уже приходилось анализировать концепцию Э.М. Мирского1. Для нее характерно понимание «нормальной науки» как прежде всего дисциплинарной деятельности. Что же касается м-исследований, то они рассматриваются как форма маргинальной активности, существенным образом зависимой от дисциплинарных матриц. М-взаимодействие понимается в таком случае как отношение между системами дисциплинарного знания в процессе интеграции и дифференциации наук, а также как коллективные формы работы ученых разных областей знания по исследованию одного и того же объекта. В дальнейшем, как указывает Мирский, междисциплинарность была концептуализирована в основном как проблема организации исследовательской практики и перевода ее результатов в форму дисциплинарного знания (д-знания), которое подлежит дисциплинарной же экспертизе. В первую очередь это относилось к прикладным типам знания в рамках крупных исследовательских проектов2. Таким образом, м-исследованиям отводилась роль промежуточного и инструментального звена в цепочке д-знание-»м-знание-»д-знание. Вооруженные дисциплинарным знанием ученые в ряде случаев попадают в ситуацию, когда они вынуждены взаимодействовать со своими коллегами из других научных областей. Ситуация, как правило, обусловлена внешними для науки (социальными, политическими, экономическими) потребностями, которые требуют решения некоторых прикладных задач. Для этого ученые формируют общее теоретическое и эмпирическое пространство исследования так, чтобы, занимаясь каждый своим делом, иметь возможность помогать друг другу. Но как только искомый прикладной результат достигнут, ученые «расходятся по домам», т.е. уносят с собой добытые крупицы д-знания, которые могут быть поняты и приняты их коллегами и способны обогатить их дисциплину.
В такой схеме м-знание имеет достаточно слабый и неопределенный эпистемологический статус. В лучшем случае м-результа-ты могут служить иллюстрациями практической эффективности
1 См.: Касавин И. Т. Эпистемология и идея междисциплинарности // Эпистемология и философия науки. 2004. № 2.
2 Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования // Новая философская энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 518.
Раздел Ш. Прикладные исследования
д-знания, но как таковые не предполагают включения в системы д-знания со всеми вытекающими отсюда последствиями. По сути м-исследования остаются с такой точки зрения чужеродным, внешним, конъюнктурным образованием в теле «настоящей» науки и не столько продвигают вперед наши знания о мире как он есть, сколько помогают выживать академическим ученым в условиях недостаточного финансирования. Одновременно они являются прибежищем для тех, кто не преуспел на ниве д-знания и может «халтурить» в других научных областях и за их пределами, где его компетенция никем не ставится под вопрос.
Существенно иной образ м-исследован и и складывается в последних публикациях международных веб-сообществ, занимающихся широким кругом проблем в основном в области гуманитарных и общественных наук. Так, семинар под характерным названием «Rethinking Interdisciplinarity»1 работает в Париже с апреля 2003 г. Его основной состав — это сотрудники Института Жана Нико (Institut Jean Nicod, Paris), кредо которого в том, чтобы служить междисциплинарной лабораторией для взаимодействия гуманитарных, общественных и когнитивных наук. Модераторы этого семинара Кристофер Хайнц2 и Глория Ориджи3 подчеркивают, что его целью как раз и было разработать особые средства для анализа и продвижения м-исследований, рассмотреть их дефиниции, вопросы организации, оценки и перспектив. Такого рода сетевые мероприятия создают виртуальное место, где исследователи из разных областей и дисциплин могут встречаться и дискутировать. Дискуссии, которые до этого были ограничены институциональными рамками, отныне выходят за их пределы во многом благодаря Интернету как специфическому «публичному пространству». Опыт таких семинаров помогает понять, как формируются междисциплинарные проекты, какие отношения их характеризуют, как строится их обоснование, а также какое влияние они оказывают на мейнстрим, т.е. дисциплинарную науку.
1 См.: www.interdisciplines.org.
2 См.: Studies in Cognitive Anthropology of Science ; Ch. Heintz (ed.) // J. of Cognition and Culture. 2004. № 4 (3—4). Thematic issue.
3 См.: Origgi G., Sperber D. Evolution, Communication and the Proper Function of Language ; P. Carruthers, A. Chamberlain (eds.) // Evolution and the Human Mind. Cambridge, 2000. P. 140-169.
Глава 17. Социально-технологическое конструирование знания
Примечательно, что целый ряд известных европейских ученых, социологов и философов науки приняли участие в работе этого семинара, размышляя и дискутируя о природе междисциплинарное™. Исходным пунктом анализа явилась группа сходных понятий, таких, как меж-, транс- и мультидисциплинарность. Наиболее спорным является последнее. Хельга Новотны отнесла его к особой форме производства знания при трансгрессии'. База-раб Николеску и Эдгар Морен придали большее значение транс-дисциплинарности как самому объемлющему образованию, выходящему за узкие пределы д-исследования. Для прояснения вопроса особую роль сыграли исторический экскурс Я на Хаки нга по поводу понятия «дисциплина» и описание социально-политической роли дисциплинарности в структуре научно-исследовательских институтов (Стив Фуллер). Результаты работы этого семинара представляются важными, поскольку их влияние сказалось и на других аналогичных проектах2.
Междисциплинарность: наука и общество
Как и Э.М. Мирский, участники семинара считают, что последние полтора века большая часть м-исследований имела место в прикладных контекстах. При этом цели и объекты наиболее инновационных исследовательских проектов оказывались результатом переговоров между большим количеством заинтересованных сторон. И здесь уже приходится выходить за пределы рассмотрения науки как чисто теоретической деятельности, как языковой игры. Этот взгляд оказывается слишком узким для того, чтобы вместить в себя сложные коммуникации таких разных субъектов, как ученые, организаторы науки, политики, частные инвесторы, государствен-
1 Трансгрессия - одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы и прежде всего - границы между возможным и невозможным: «трансгрессия - это жест, который обращен на предел» (М. Фуко), «преодоление непреодолимого предела» (М. Бланшо) дисциплинарных границ.
2 Автору этих строк пришлось в течение последних 4 лет руководить такого рода проектом в рамках программы «Global Perspectives on Science & Spirituality» Парижского междисциплинарного университета (Universite InterdisciplinSre Paris), в которой активное участие приняли французский физик Базараб Николеску, американский физик Пранаб Дас, английский биолог Полин Рэдд, американский теолог и философ Филипп Клейтон и ряд других ученых и гуманитариев более чем из 10 стран.
Раздел III. Прикладные исследования
ные или муниципальные чиновники и прочие субъекты, занятые проведением технических инноваций в обществе. Противоречие между потребностью в автономных стандартах научности и вовлеченностью науки в общество ставится в таком случае в центр дискуссий. Как обеспечить демократический доступ граждан к науке? Как задать независимые критерии оценки и контроля качества науки, существующей в глобальном контексте демократического (и не очень демократического) общества? В частности, С. Фуллер подчеркивает такие недостатки, как краткосрочность и локальность тематики исследований, непосредственно зависящих от социальных заказов. X. Новотны, напротив, доказывает, что участие граждан может приводить к плодотворным исследованиям. Таким образом, ракурс междисциплинарное™ представляет собой решительный уход от взгляда на науку как башню из слоновой кости или своего рода «Касталию», если использовать известный образ Г. Гессе. Более того, при этом наука оказывается не просто «невидимым колледжем», научным сообществом; это уже общество в миниатюре, ячейка, структура и функции которой в полной мере выражают собой отношения объемлющего социального целого. Идея меж-дисциплинарности выступает как решительный шаг за пределы образа науки Т. Куна, который предстоит осмыслить и обосновать современным социальным эпистемологам.
Междисциплинарность и инновация
Научная и социальная актуальность понятия междисциплинарное™ определяется не в последнюю очередь его связью со стольже популярным понятием инновации. Так, по мнению Дэна Спербера1, м-исследования как раз оказываются вызовами -иной раз радикальными - для участвующих дисциплин, поскольку часто приводят к возникновению инноваций. Но всякая ли научная инновация есть продукт только м-исследований? Представляет ли инновация фундаментальный критерий для понимания и доступа к м-исследованию? Инновационный аспект м-исследования обнаруживается благодаря его мимолетному характеру, ко-
1 См. его выступление «Reservationsabout "consistency" and "balance"» и связанную с ним полемику на сайте www.interdisciplines.org. Из других его работ см., например: Sperber D. On Anthropological Knowledge. Cambridge, 1985.
Глава 17. Социально-технологическое конструирование знания
гда оно выполняет функцию открытия аномалии или контрпримера, в терминологии Куна. Ставя д-знание под вопрос, м-иссле-дование в дальнейшем может и утратить эту способность, коль скоро успешное м-исследование в состоянии привести к формированию особой дисциплины. Более того, междисциплинарная инновация, являясь продуктом не только научной кооперации, в большей степени, чем какая-либо другая, обладает социально-ориентированным характером. В ней сильно выражен результат социальных переговоров, и в этом смысле она выступает продуктом не столько науки, сколько СТ.
Ч