Рациональность социальных институтов
Понятие общественности, открытых социальных институтов1 играет в концепции Хабермаса важную роль, хотя он не дает его развернутой экспликации. Вообще Хабермаса нередко упрекают в идеализме и морализаторстве именно потому, что он выдвигает некую сверхзадачу, напоминающий утопию социальный проект, а не описывает реальное функционирование общества. Это в значительной степени верно, однако именно так он понимает задачу философа. Поэтому в своей концепции Хабермас задает достаточно высокую планку социального развития, выдвигая регулятивный идеал, которого нет в действительности и который не может быть непосредственно реализован на практике. Его функция в
' Одним из первых развернутое определение социальных институтов предлагает Т. Веблен (Теория праздного класса. М., 1984. С. 200-201). Согласно Дж Тернеру, «социальный институт — это комплекс позиций, ролей, норм и ценностей, укорененных в особенных типах социальных структур и организующих относительно устойчивые паттерны человеческой деятельности применительно к основным проблемам производства ресурсов жизнеобеспечения, воспроизводства индивидов и поддержки жизнеспособных социетальных структур в рамках данного окружения» (Turner J. The Institutional Order. N.Y., 1997. P. 6).
Глава 15. Социальные институты и рациональная коммуникация
том, чтобы, воздействуя на умы, перестраивать мировоззрение и тем самым способствовать формированию нового типа коммуникации. Отсюда описываемая Хабермасом коммуникация не тождественна реальному функционированию социального института - рациональность последнего имеет вполне специфические черты.
Однако и целерациональность как свойство деятельности в локальном контексте, как мы уже упоминали, есть также идеальный тип, почти не встречающийся в чистом виде в социальной действительности. Таким образом и деятельностный, и коммуникативный типы рациональности предстают как ориентации на две взаимоисключающие, несоизмеримые, дополнительные страте-тии в культуре: стратегии закрытой и открытой системы. Можно согласиться с А.В. Кезиным, утверждающим, что в этом проявляется не слабость, а основное правило культуры, связанной со сложными системами, совмещающими в себе элементы открытости и закрытости. Эти стратегии «представляются несовместимыми: мы не имеем готового рецепта для полузакрытой, полурациональной системы»1. Поэтому когда речь заходит об описании социальной реальности, то в фокус внимания попадают не абстрактные категории деятельности или коммуникации, а такие единицы этой реальности, как социальные институты. И если посмотреть на успешно функционирующие, адекватные своим задачам социальные институты, то можно убедиться, что именно они, совмещая в себе элементы искусственности (закрытости) и естественности (открытости), позволяют решать социальные проблемы. К этому выводу приводит рассмотрение концепций разных социально-гуманитарных наук — от современных теорий менеджмента и теорий модернизации2 до теорий войны и мира3.
Так, формирование классического научного менеджмента было основано на идее о возможности разработки строго рациональной и совершенной, единственной и универсальной организационной модели4. Такая модель была создана и получила название
1 КезинА.В. Менеджмент: теории управления организациями. М., 2002. С. 204.
2 Федотова В.Г. Социальная рациональность и демократическое общество // Рациональность на перепутье. Кн. 1. М., 1999.
3 Нравственные ограничения войны. Проблемы и примеры ; под ред. Б. Коп-питерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна. М., 2002.
4 См.: КезинА.В. Указ. соч. С. 225.
Раздел III. Прикладные исследования
базовой механистической модели. Ее главная ценность состояла в том, что она открывала перспективы применения научного подхода к сложной проблеме управления организациями и привела к ряду практически успешных результатов, в частности, в крупном механизированном производстве. Однако данная модель содержит существенные ограничения. Ее критика привела к сдвигу методологических основ менеджмента: не существует единой универсальной модели управления и организации социальных институтов. Фактическому положению дел соответствует плюрализм различных, отчасти пересекающихся моделей — механической и органической, открытой и закрытой, «продуктовой» и «функциональной», формальной и неформальной, принудительной, утилитарной и нормативной, рациональной, бюрократической, процессуальной, политической и др. Было достигнуто более гибкое, диалектическое понимание природы организаций и их рационального управления, осознана необходимость постоянного выбора и модификации организационных моделей, перехода от сверхзадачи достижения «максимальной эффективности» к более скромной и реальной «удовлетворительности исполнения».
Далее, применительно к теории и практике справедливой войны американский исследователь Н. Фоушин обнаружил расхождение между двумя главными методологическими принципами принятия решения — принципом вероятности успеха и принципом соразмерности. Это означает, что не только и не столько достижение цели, сколько относительное соотношение издержек и выгод определяет рациональное решение о начале войны.
Принцип соразмерности включает следующие допущения, которые дают возможность участникам военных действий вести себя разумно1. Во-первых, при определении того, соответствует ли принципу какая-либо акция, учитываются только ее последствия. Во-вторых, среди всех последствий учитываются только те, которые касаются общего блага (здесь авторы ссылаются на уже упомянутого Дж. Роулза). И, в-третьих, оценка последствий с точки зрения общего блага остается принципиально возможной.
Универсальная рациональность теории справедливой войны все же ставится под вопрос, располагаясь где-то посередине меж-
' См.: Дамм Г. ван, Фоушин Н. Соразмерность // Нравственные ограничения войны. М., 2002. С. 175.
Глава 15. Социальные институты и рациональная коммуникация
ду чрезмерным оптимизмом и чрезмерным пессимизмом и требуя учитывать весь комплекс многообразных факторов политической жизни.
«Саму по себе концепцию принципа соразмерности как кри-терияу'м5 in bello понять нетрудно, но ее очень трудно применить в конкретных ситуациях. По большей части это обусловлено присущей войне неопределенностью. Довольно часто рациональные расчеты провести очень трудно... Когда этот принцип требует широкой интерпретации, он заставляет нас не ограничивать внимание только на ближайших последствиях наших действий. Соразмерность в jus in bello — это принцип с широким диапазоном действия, указывающий на необходимость как можно лучше рассматривать все последствия наших действий»1.
И, наконец, касаясь смены типов рациональности в ходе модернизации и постмодернизации, В.Г. Федотова разбирает возникающие методологические трудности на пути сочетания коллективной и индивидуальной рациональности, частных и общего интересов. Здесь приходится вновь обращаться к анализу дилеммы заключенных, а также к теореме К. Арроу, которая гласит, что нет процедуры рационального выбора для пяти условий, суммирующих индивидуальные предпочтения. Проблема социальной рациональности оказывается проблемой согласования интересов в условиях их многообразия и даже поляризации. В особенности эта проблема актуализируется при переходе от одного типа общества к другому, когда, например, приходится сочетать элементы традиционного и индустриального общества.
«При разнообразии интересов и ценностей существует также и множество целей. Умение согласовать их, представить как общие (национальные, государственные, национально-государственные), а также умение не довести конфронтацию частных интересов и целей до раздирающей общество вражды характеризует рациональность современного общества. Происходит рационализация конфликта, позволяющая видеть в нем нормальное явление и даже продуктивные и инновационные возможности... Рациона-
' Дамм Г. ван, Фоушин Н. Указ. соч. С. 187.
Раздел III. Прикладные исследования
лизация конфликта - часть политической культуры Запада, источник его динамики. Рационализация конфликта и есть согласование интересов»'.
О специальных технологиях достижения консенсуса и компромисса пишет А.В. Дмитриев, определяя, в частности, консенсус как «приемлемое для конфликтующих сторон решение, в выработке которого все члены группы сознательно и рационально принимают участие»2.
Теоретическое осмысление дискуссий по поводу рациональности социальных институтов позволяет сделать некоторые обобщения.
Все социальные общности (социальные группы, сообщества, институты, организации) можно разделить на два типа — естественные и искусственные. Естественные обычно выступают в форме социальных ассоциаций — стихийных продуктов деятельности людей, стремящихся реализовать свои интересы и потребности. Они основаны на принципе добровольного членства, не предполагают жесткой ролевой структуры, формальных отношений власти и управления, поскольку общая цель ассоциации и цели ее членов практически совпадают. Вместе с тем такие объединения напрямую зависят от мировоззрения, идеологии и психологии своих членов, а потому не отличаются устойчивостью организационной структуры и, как следствие этого, эффективностью в достижении долгосрочных целей. Этот недостаток призваны компенсировать искусственные социальные общности, которые специально создаются для достижения определенной цели, как правило, не совпадающей с целями большинства включенных в нее индивидов. Поэтому их отличает высокая устойчивость к внешним воздействиям, жесткость ролевой структуры, формальность внутренних связей. Будем понимать социальный институт как такую социальную общность, в которой неизбежно присутствует, а иногда и доминирует элемент искусственности, но всегда также имеется элемент исторического формирования. Так, институт специальных представителей Президента России создан, казалось бы, как особый инструмент осуществления властной вертикали.
1 Федотова В.Г. Указ. соч. С. 254.
2 Дмитриев А.В. Социальный конфликт. Общее и особенное. М., 2002. С. 366.
Глава 15. Социальные институты и рациональная коммуникация
Однако даже этот вполне искусственный институт сложился во многом исторически, постепенно, по мере того как накапливались проблемы, не решаемые в рамках наличной структуры правительства. Таким представителем президента был назначен B.C. Черномырдин для ведения переговоров с Милошевичем накануне американской бомбежки Югославии еще до создания самого института спецпредставителей, хотя к услугам федеральной власти было целое министерство иностранных дел. Позже В.В. Путин взял на вооружение эту практику, и назначение спецпредставителей обрело регулярную основу, стало особым социальным (политическим) институтом, призванным оперативно решать конкретные проблемы (спецпредставители по Чечне, проблеме Калининграда, регионам и т.п.), не привлекая для этого неповоротливый бюрократический аппарат министерств и ведомств.
«Институты... служат посредниками в отношениях социальных субъектов, рационально (курсив мой. — И.К.) упорядочивают и формализуют их, выполняя в обществе роль средств, обеспечивающих относительно устойчивое и предсказуемое протекание процессов взаимодействия и коммуникации между различными социальными единицами (индивидами, коллективами, организациями)»1. Автор данного определения использует идущую от М. Вебера идею формальной рациональности, или калькулируемое™, для характеристики социального института. Развивая эту мысль, можно сказать, что институт является организационной структурой, способом фиксированной регламентации деятельности и коммуникации на основе их формальной детализации для осуществления эффективного управления. Здесь мы вслед за К. Поппе-ром принимаем широкую трактовку понятия «социальный институт» как социально-организационной единицы. Следует при этом подчеркнуть сверхколлективный характер социальной институ-циональности: это новое качество, несводимое к совокупности социальных ролей, сумме членов этого объединения. Напротив, это форма внешней регламентации, отвечающая определенной социальной потребности.
' Быченков В. М. Институт социальный // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 124.
ззо
Раздел. III. Прикладные исследования
Рациональность деятельности и общения обретает в социальном институте свою конкретную историческую и социальную форму: процесс социальной рационализации совпадает с инсти-туционализацией. Два вектора рациональности — экспансия и мера—и здесь реализуют себя в качестве стремления регламентировать весь социальный организм, превратить его в механизм и сбалансировать данный институт по отношению к другим социальным институтам, к индивиду и природе. В философии науки, например, широко обсуждается проблема соотношения науки и общества в целом. При этом нарушение сбалансированности их отношения, отрыв определенных разделов науки от обыденного сознания, от задач общественного блага приводит к обвинениям в иррационализме науки.
Социологи в течение долгого времени ставили вопрос о природе некоторых социальных институтов независимо от выполняемых ими функций. Первоначально даже Р. Мертон считал возможным анализировать науку как социальный институт без учета специфики его продукта — научного знания. П. Фейерабенд, напротив, пытался показать, что агрессивность и вредность науки как социального института состоит в продуцировании особых мифов (данного, истины, рациональности), назначение которых заключается в идеологическом самообосновании, в утверждении господства науки. М. Дуглас, проводя мысль о принципиальном подобии всех социальных образований, стремилась вывести из их структуры свойственные им функции, включая порождаемые ими формы сознания.
Задаваясь вопросом о рациональности социальных институтов, необходимо начать с их генезиса, поиска соответствующей социальной потребности, которая может реализоваться не иначе как с помощью определенной организации. Такие социальные институты, как, например, политическая партия, церковь, школа, университет, общество садоводов, возникли на определенной стадии развития некой социальной потребности. Определенный тип деятельности рождается как практика локальной социальной группы, вокруг него возникают особые коммуникативные структуры, и все это первоначально происходит по правилам, зафиксированным только в сознании вовлеченных субъектов. Затем данное социальное образование, функционирующее на основе личного общения, начинает осуществлять экспансию на более
Глава 15. Социальные институты и рациональная коммуникация
широкие группы населения. При этом уже не происходит трансляции личных связей и правила утрачивают свою цементирующую роль. В таком случае возможны три варианта развития: разрушение социальной общности и забвение специфического типа деятельности; превращение социальной общности в эзотерическую группу; формирование социального института, или организации. Первый сценарий осуществился по отношению к средневековому ремесленному цеху, что привело к утрате рецептов выделки булата, изготовления скрипок и проч. Второй реализовался применительно к средневековой магии, которая из широко и повседневно практикуемой деятельности превратилась в сферу интересов замкнутых локальных групп. Примером третьего варианта развития может служить судьба шахмат, существующих не только как одна из настольных игр, но и как целый набор различных организаций.
Итак, будем исходить из того, что успешная экспансия некоторого типа деятельности и соответствующей ему формы общения требует их рационализации. Ведь всякая экспансия представляет собой нарушение однажды установленной меры — соразмерности внутренней структуры и внешнего окружения. Такое нарушение должно быть восстановлено для успешного развития, и это происходит в установлении нового уровня соразмерности, в модификации внутренней структуры и отношения с окружением.
В целом конкретное соотношение экспансии и меры определяет характер того или иного социального института. Для типологии социальных институтов, как и для социальных общностей вообще, применима немодифицированная схема Дуглас (см. рис. 1). В таком случае типу А будет соответствовать бюрократический социальный институт, типу В- демократический, типу С- тоталитарный итипу/) — социальный институт на стадии формирования или распада. Что же касается модифицированной схемы, то она применима для понимания формирования и динамики социальных институтов (тип D).
Итак, рациональность выступает как способ оценки деятельности при ситуативном выборе. Именно в данном контексте формулируются такие нормы рациональности, как целесообразность, продуктивность, соответствие онтологии или социальному контексту, экологическая валидность. Одновременно рациональность является свойством деятельности самой по себе: во-первых,
Раздел. III. Прикладные исследования
как внутреннее отношение (структурное совершенство) и, во-вторых, как отношение между деятельностью и средой (внешняя адекватность)1. Деятельность рациональна, если в ее структуру встроен механизм внутреннего совершенствования и внешней гармонизации. Мера — категория, родовая для рациональности2. Способность соразмерить себя - наличного со своими возможно-'стями, себя - индивида с обществом, себя - часть природы с природой в целом делает человека как активное, деятельное существо существом рациональным. Уровень сбалансированности отношений деятельности с другими человеческими способностями и окружающим миром - такой же критерий рациональности деятельности, как и ее внутреннее совершенствование.
Организации и социальные институты, являясь элементарными социальными единицами современного общества риска, преобразуют неопределенность и конфликт в рациональную коллективную деятельность. Именно на уровне социального института рациональность и проявляется в наибольшей степени как компромисс экспансии и меры, как взгляд на реальную сложность социальных процессов с точки зрения соединения в них закрытой и открытой рациональности.