Б2 Б2 В2 АЗ. Опровержение шести ложных взглядов о причине совокупностей
Строфа 50
Совокупности не возникли ни по своему желанию,
ни с течением времени,
Ни по присущей им природе, ни из своей собственной сути,
Ни волей бога-творца, ни без причины.
Мы ошибочно принимаем веревку за змею, и основу такой запутанности создает веревка. Точно так же мы принимаем за «я» пять совокупностей: форму, ощущения, различающие мысли, умственные события и сознание. Они возникли не по своему собственному желанию.
Они не созданы временем.Время, само это понятие, основано на непостоянных материальных вещах. Что-либо иное не могло бы восприниматься. В постоянстве нет ни возникновения, ни исчезновения.
Ученые школы Санкхья утверждают, что совокупности возникли из их собственной внутренне присущей природы,которой является равновесие чистоты, энергии и темноты32, но это не так. Если внутренняя природа едина со своим внешним проявлением, то она тоже должна быть непостоянной. Если же они различны, то все проявления должны противоречить утверждению об их единой внутренней природе.
Они не возникли из своей собственной сути, поскольку во всем видно, как непрерывно сходятся разные причины и условия. Они также не появились волей бога-творца. Будь он постоянным, он не мог бы действовать, а будь он зависим от причин и условий, он не был бы автономным. Кроме того, если бы страдания, такие как старость, болезнь и смерть, были им созданы, можно было бы заключить, что он не является источником счастья и, следовательно, лишен сочувствия.
Опровергнув происхождение из неправильных причин, мы также должны обсудить возникновение без причины. Если бы мы приняли такую возможность, то вынуждены были бы согласиться с тем, что в небе из ничего могут появиться цветы, а из сожженного зерна – росток.
Б2 Б2 В2 А4. О непогрешимой причине
Пойми, что они возникают из неведения, действий и цепляния[15].
Нас могут спросить: «Как ваше учение объясняет происхождение сансары?».
Как неповрежденное семя ячменя, удобрение и вода вместе создают росток на основе взаимозависимого происхождения, так и все многообразие действий, обусловленных неведением и удобренных цеплянием, создает перерождение.
Так что нужно понимать, что совокупности возникают из неведения, действий и цепляния. Более подробное объяснение взаимозависимого происхождения будет дано ниже.
Б2 Б2 В2 Б. Определение Освобождения как цели, которой надо достичь
1. О том, что даже сильное стремление к Освобождению не поможет достичь его, если не перестать практиковать три неблагоприятных условия.
2. О том, что путь открыт только через собственную медитацию, другие не смогут подтолкнуть тебя к Освобождению.
3. О том, что необходимо медитировать на средство достижения Освобождения, Четыре истины.
4. О том, что все пути к Освобождению содержатся в трех упражнениях.
5. О том, что, поддерживая внимательность, необходимо помнить о самом важном.
Б2 Б2 В2 Б1. О том, что даже сильное стремление к Освобождению не поможет достичь его, если не перестать практиковать три неблагоприятных условия
Строфа 51
Цепляние за дисциплину и аскетизм, как за высшее средство,
Неправильное отношение к телу и сомнения:
Знай, что если постоянно практиковать эти три условия,
Преградишь себе вход в город Освобождения.
Стремление к Освобождению не приведет к нему, если цепляешься за дисциплину, как за высшее средство;практикуешь аскетизмследования за мастером, который учит ложному пути; если имеешь ошибочный взгляд, считая, что телои пять совокупностей обладают отдельным «я»; и если ты подвержен сомнениямна пути к Освобождению. Если постоянно практиковать эти три условия,то окажешься на неверном пути, преградишь себе вход в город Освобождения.Полагая, что нравственная дисциплина и аскетизм превыше всего, ты движешься по ложному пути; цепляясь за «я» и имея неправильные взгляды, не сможешь понять смысл пустотности «я»; лелея сомнения, создаешь препятствия. Знай, что это действительно так.
Б2 Б2 В2 Б2. О том, что путь открыт только через собственную медитацию, другие не смогут подтолкнуть тебя к Освобождению
Строфа 52
Освобождение зависит от тебя самого.
Никто не сможет сделать это за тебя.
Освобождение– это свобода ума от цепей кармы и мешающих эмоций. Достижение полностью зависитот того, практикуешь ли ты самна пути к Освобождению. Если сам не практикуешь, никто не сможетосвободить твой ум от цепей кармы и беспокоящих эмоций, например, отмыв его водой. Необходимо практиковать самому.
Б2 Б2 В2 БЗ. О необходимости медитировать на средство достижения Освобождения, Четыре истины
Поэтому слушай Учение, соблюдай дисциплину
И сосредоточенно медитируй,
Чтобы постигнуть Четыре истины[16].
Если Освобождение зависит только от тебя самого, что же нужно делать? Необходимо слушать Учениеи размышлять обо всем, что доступно нам из трех корзин священной Дхармы33; соблюдать дисциплинус мотивацией отречения от вредных действий и сосредоточенно медитировать,погружаясь в смысл поучений. Все это необходимо для постижения Четырех истин: страдания, его происхождения, его прекращения и пути к его прекращению – в их относительном аспекте (шестнадцать пунктов, таких как непостоянство34 и другие) и в абсолютном (неискусственной пустоте). Тогда достигнешь Освобождения.
Б2 Б2 В2 Б4. О том, что все пути к Освобождению содержатся в трех упражнениях
Строфа 53
В высочайшей дисциплине, высочайшей мудрости
И высочайшем созерцании необходимо упражняться постоянно.
Более ста пятидесяти упражнений
Воистину заключаются в этих трех.
Высочайшая дисциплина – это дисциплина, посвященная нирване; высочайшая мудрость – постижение отсутствия «я», а высочайшее созерцание35 пребывания в покое и наивысшего проникновения в суть является основой благородного Пути. Необходимо постоянно в них упражняться. Созревание наступает благодаря дисциплине, очищение – благодаря сосредоточению в медитации, и Освобождение – благодаря мудрости. Более ста пятидесяти упражнений, изложенных в Пратимокша-сутре, воистину заключаются в этих трех упражнениях.
Б2 Б2 В2 Б5. О том, что, поддерживая внимательность, необходимо не забывать о самом важном
Строфа 54
О повелитель, заботливому отношению к поведению тела
Сугата подробно учил, как единственному пути.
Соблюдай это со всей внимательностью.
Потеря внимательности полностью разрушит всю Дхарму.
К королю обращаются как к повелителюмира, призывая всегда выполнять все физические действия внимательно, следя за тем, что следует принять, а что отвергнуть, и это заботливое отношение к поведению тела. Сугата,то есть Будда, подробно училв сутрах, что это единственный путьк нирване. Такое отношение необходимо, и нужно соблюдать его со всей внимательностью.Если разрушится основание дома, то и стены рухнут. Так же потеря внимательностиможет разрушить всю Дхармуиз трех упражнений.
Б2 Б2 В2 В. О том, что три сферы лишены собственной сущности
1. Медитация на непостоянство в сансаре.
2. Медитация на трудность обретения свобод и благоприятных обстоятельств.
3. Медитация на страдание сансары.
4. Итоговая медитация на разочарование в сансаре.
Б2 Б2 В2 В1. Медитация на непостоянство в сансаре
A. Медитация на непостоянство жизни во внутреннем мире – мире живых существ.
Б. Медитация на непостоянство тела.
B. Медитация на непостоянство внешнего мира.
Г. Сжатый смысл: медитация на отсутствие самосущности у сансары.
Б2 Б2 В2 В1 А. Медитация на непостоянство жизни во внутреннем мире – мире живых существ
Строфа 55
В жизни есть много опасностей. Если она не более постоянна,
Чем воздушный пузырь на воде,
То почему же за вдохом должен следовать выдох,
А за пробуждением – погружение в сон?
Это большая загадка.
Жизньсуществ непостоянна, в ней много опасностей,ведущих к смерти. Она не более постоянна, чем воздушный пузырь на воде,уносимый ветром. Если это так, то почему же за вдохом должен следовать выдох,а за пробуждением – сон,а не смерть? Это большая загадка.Поэтому просто радуйся.