Когда до свободы — рукой подать
В Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам» рассказывается о Бхарате Махарадже, благородном царе Бхарата-варши, который владел несметными богатствами и мог наслаждаться, не зная забот. Он так прославился, что вся планета стала называться его именем — Бхарата-варша. И все же, невзирая на богатства, он оставил их, поскольку понимал, что все в этом мире, от высшего материального положения и до низшего, — юдоль страданий. Он отрекся от царства, чтобы посвятить всего себя достижению высшей цели. Он понял, что, Даже будучи на особом счету в этой тюрьме, никакого удовольствия от своих богатств, власти и денег он не получит; все эти богатства лишь увеличат срок его заточения. Это и нам поможет понять, что мы не должны использовать свою энергию для того, что лишь продлит время нашего пребывания в тюрьме.
Итак, он покинул свой дворец и отправился в Пулаха-ашрам, где стал совершать аскезы и поклоняться Господу. Благодаря своей глубокой преданности он стал проявлять признаки экстаза, ибо достиг состояния бхавы. Подобно женщине, которая, спасаясь от побоев, стучится в дверь приюта, или раба, который стучится в дверь убежища, Махараджа Бхарата также стучался в заветную дверь. Однако, вырвавшись на свободу, человек все равно должен быть начеку, поскольку тюремная охрана будет искать его повсюду и попытается во что бы то ни стало вернуть обратно в камеру. Совершив побег и хорошо устроившись на новом месте, следует быть еще более осмотрительным, чтобы достижения не пропали даром.
Часто случается так, что люди рьяно занимаются процессом бхакти, но затем сбиваются с пути из-за оскорблений, потери веры и т.д. К сожалению, их схватили как раз тогда, когда они пробирались к свободе. Что бывает, когда ловят беглеца? Правильно — его наказывают еще строже. Теперь ему будет трудно убежать, поскольку стража будет следить за ним день и ночь. Она захочет быть уверенной, что этот заключенный больше никогда не выдумает такой же умный план побега. Как печально: подойти вплотную к двери, которая ведет на свободу, и не суметь сделать последний шаг. Когда майя хватает духовно развитого преданного, она устраивает ему такие беды, что ему становится очень сложно продолжать бороться за свою свободу. У майи есть множество средств для того, чтобы истощить и разрушить нашу преданность, веру и основополагающие принципы. Так человек смиряется со своим заключением. На этих примерах мы можем понять, что такое безумие и что такое опасность.
Когда несчастная женщина наконец-то оказывается в безопасности, она может полностью изменить свою жизнь, не боясь больше насилия со стороны мужа. Также и рабу не нужно больше бояться побоев, издевательств и смерти от руки хозяина. Однако для того, чтобы достичь этих целей, надо приложить немало усилий, а опасность потерпеть крах только увеличивается, когда человек уже на пути к свободе. Те женщины, которым удалось вырваться, сострадают тем, кто все еще подвергается насилию. Рабы тоже печалятся, вспоминая тех, кто еще живет, как раб. Подобным же образом те, кто смог бежать из этого мира, или те, кто вечно освобождены, ощущают острое сострадание, думая о душах, которые все еще связаны телом. Но еще большая печаль охватывает их, когда они видят, как человек, которому до освобождения рукой подать, снова попадается в капкан майи. Попав в эту ловушку, человек становится более беспринципным, чем был до побега, и порой теряет надежду, что в будущем у него что-то получится.
Живя в лесу, Бхарата Махараджа в один прекрасный день увидел беременную олениху, которая пришла к реке напиться воды. Вдруг раздался львиный рык, и напуганная олениха бросилась в реку и тут же родила, испустив дух. Бхарата Махараджа проникся состраданием к малышу-олененку и вытащил его из реки. Так царь, который до сих пор столько сил вкладывал в свое преданное служение, стал ухаживать за олененком, вкладывая не меньше сил в заботу о своем любимце. Конечно, его поступок заслуживает одобрения, с точки зрения обыденной этики и нравственности, но мы увидим, что майя может сбивать человека с пути. Как говорит в «Мадхурья-кадамбини» Шрила Вишванатха Чак-раварти Тхакур, анартхи, или губительные желания в сердце, могут развиться из-за прошлых грехов, оскорблений, преданного служения и даже благочестивой деятельности. Майя может отвлечь нас самыми разнообразными способами, например, когда мы занимаемся преданным служением с гордостью и жадностью. Бхарата Махараджа почти сбежал из материальной тюрьмы, но майя нашла, чем его отвлечь. На том уровне преданности, что был у него, он уже не обращал внимание на выпивку, незаконный секс и другие грубые удовольствия. Но благочестивый поступок увел его в сторону. Это не означает, что мы должны попрать нравственность, справедливость или этику; но когда мы находимся на пути к свободе, мы должны думать только о том, как достичь цели, и не позволять себе отвлекаться на то, что может задержать нас в пути.
Некоторых людей может отвлечь от духовного пути некое радостное событие, например, деньги или изобилие. Если человек, идущий по пути освобождения, заболевает, а потом чудесным образом выздоравливает, его рвение и целеустремленность могут ослабнуть. Бывает и так, что неженатый человек, который был целиком занят освобождением, падает, едва найдя себе пару. Эти новые отношения заставляют его думать больше о том, как прокормить семью. Если мы теряем бдительность, нас потревожит множество соблазнов. Это не обязательно произойдет, но это возможно. В нашем случае маленькое, беззащитное животное завладело сердцем сострадательного садху. Только посмотрите, как майя умеет прятаться за невинной личиной! Этот олененок так отвлек Бхарату Махараджу, что он перестал думать о своем плане спасения. Он вкладывал все больше энергии в заботу об олененке и все меньше в свою садхану и преданность. Поскольку он так рьяно заботился об олененке, так много думал о нем, проводил столько времени с ним и так часто обнимал его, он в конце концов забыл о своем первоначальном решении — так же как заключенного могут отвлечь разного рода шутки, долги или сотоварищи, которые не имеют ничего общего с побегом и освобождением. На примере этой истории мы можем понять, что такое случалось раньше и может случиться сейчас, с нами, если мы потеряем бдительность.
Как-то раз олененок ушел и не вернулся, и из-за глубокой привязанности Бхарата Махараджа стал в беспокойстве искать его. Один неосторожный шаг — и он поскользнулся и разбился насмерть. Поскольку в момент смерти Бхарата думал об олененке, в следующей жизни он получил тело оленя. Сознание на пороге смерти определяет наше дальнейшее бытие и тело. Так говорится в «Бхагавад-гите»:
йам йам вапи смаран бхавам
тйаджйатй анте калеварам
там там эвайти каунтейа
сада тад-бхава-бхавитах
«О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни»
(«Бхагавад-гита», 8.6).
Бхарата Махараджа, великий царь, отрекшийся от своего царства, привязался к животному и потому обрел в следующей жизни тело животного, став оленем. Правда, по милости Господа он не забыл о своих прежних жизнях, даже находясь в теле оленя. Поэтому он смог вновь сосредоточиться на своей цели. Покинув свою мать-олениху, он немедленно отправился к Пулаха-ашраму.
Прожив жизнь оленя, он в следующем своем рождении стал знаменитым Джадой Бхаратой. В этом рождении он тоже помнил все свои предыдущие жизни и знал о своем постыдном поражении, ведь, отрекшись от стольких богатств и ведя жизнь аскета, он отрекся также и от своего духовного сокровища. В облике Джады Бхараты он так серьезно стал стремиться к освобождению, что притворялся глухонемым, чтобы избежать новых привязанностей. В глазах остальных он был безумцем, лишенным разума и каких-либо способностей. Однако он был решительно настроен совершить идеальный побег в этой жизни. Чтобы вырваться из тюрьмы, надо быть готовым идти на самые суровые жертвы. Джада Бхарата считал неблагоприятной даже славу отшельника, поэтому он стал притворяться глухим, чтобы никто не узнал, кто он такой на самом деле. Он был в этом мире, но не от мира сего. Таким образом, майя не могла отсрочить или сорвать его побег.
Его родители пытались дать ему образование, но он просто делал вид, что ничего не понимает. В конце концов после смерти родителей его приемная мать и новообретенные братья стали помыкать им, обращаясь с ним, как с животным. Поскольку он не делил с ними мирских радостей и не желал жить, как заключенный, они обижали его, говоря ему прямо в глаза, как противно им было лицезреть его. Он так хитро составил план и так точно следовал ему, что они и не ведали о его возвышенном положении. Теперь он был на финишной прямой к освобождению. Из прошлых соблазнов и неудач он извлек такой хороший урок, что не собирался совершать ту же самую ошибку снова. Он не позволял негативным беспокойствам и соблазнам лишить его возможности освободиться. Благодаря своему внутреннему воодушевлению он не обращал внимания на грубые слова других людей, когда они называли его слабоумным, идиотом, дурачком и т.д. Все это не волновало его, поскольку у него было внутреннее видение и цель, которые находились за пределами материальных воззрений.
Однажды ночью, сторожа поле по приказу сводных братьев, он был похищен бандой разбойников, которые решили принести его в жертву Богине Кали. Эта Богиня, будучи представителем Кришны, догадалась, что Джада Бхарата никакой не безумец, а великая личность. От того, как обращались с таким великим преданным, Богиня пришла в ярость и, когда разбойники замахнулись топором, чтобы убить Джаду Бхарату, выскочила из своего изваяния и сама убила разбойников этим же топором. Когда у нас появится такая же решимость, как у Джады Бхараты, Кришна и Его представители начнут помогать нам и защищать нас. Но мы должны поставить себя в такое положение, которое даст нам возможность обрести их защиту. И чем больше мы отчаиваемся, тем сильнее они захотят защитить нас. Однако отчаяние это должно сопровождаться духовным воодушевлением, а не тревогами. Чем больше у нас будет материальных тревог, тем больше майя будет предлагать нам все новые и новые способы избавления. Она найдет лазейку, если мы полагаем, что у нее есть что-то для нас. Но мы уже договорились, что у майи нет ничего для нас. Главнокомандующим врагов ума является аханкара, ложное эго. Если мы наконец покончим с ним, враги ума не смогут напасть на нас. После тех событий Джаду Бхарату нашли слуги царя Ра-хуганы и велели ему помогать нести паланкин царя. Не желая раздавить муравьев, которые ползали по земле, он шел очень осторожно, чем задерживал всю процессию. Его поведение не соответствовало так называемому «нормальному поведению». Из-за развитого чувства сострадания он не желал вредить даже крохотным муравьям на дороге. И когда паланкин стал раскачиваться из-за того, что Джада Бхарата добросовестно обходил всех муравьев, царь разгневался и стал отчитывать Джаду Бхарату бранными словами. Но Джада Бхарата не смутился и поведал царю множество сокровенных истин, так что царь смог понять, что человек, который на первый взгляд выглядит как глухой безумец, отнюдь не обычный слуга.
Обратите внимание, что Джада Бхарата не выдавал себя в то время и в тех местах, которые могли отвлечь от его высшей цели. Он не открывался своим родителям и разбойникам, но решил привлечь царя к своему плану побега, произнеся слова, которые в конечном итоге изменили сознание Рахуганы. Иногда мы можем расслабиться и открыть свой ум и сердце тем, кто готов к побегу, или тем, кто уже освободился. Услышав удивительные философские откровения, царь устыдился и, моля о прощении, пал Джаде Бхарате в ноги. Поскольку он был очередным кандидатом на освобождение из тюрьмы, он ни в коей мере не отвлек Джаду Бхарату.
Эта история не должна пугать нас; услышав ее, нам не стоит думать, что духовная жизнь слишком тяжела и что существует так много возможностей падения. Даже если такие мысли посетили вас, подумайте о другой возможности. Мы же знаем, что нас ждет, если мы не будем стараться освободиться, — страдания, жизнь за жизнью. Бхарата Махараджа достиг столь многого, но из-за возникших чувств к олененку вновь скатился до уровня обывателя этого мира, до уровня заключенного. Конечно, он испытывал определенную радость от общения со своим любимцем. Олененок был тем, с кем он делил свои радости и печали, и именно так майя держит нас в тюрьме. Она позволяет нам время от времени ощутить некое счастье, чтобы мы просто продолжали жить, надеясь на следующую подачку, а не на вечное избавление. Однако Джада Бхарата предпринял небывалые шаги, чтобы оградить себя от нападок майи, и так совершил идеальный побег.
Вопросы и ответы
ВОПРОС: Почему после падения бывает еще трудней начать все заново? Например, если алкоголик несколько лет не пил, но затем вновь пристрастился к алкоголю, почему ему становится еще трудней отказаться от этой привычки?
ОТВЕТ: Это очевидный факт: наши поступки становятся нашей привычкой, а привычки образуют наш характер. Когда нам что-то не удается в жизни, это вызывает привыкание к неудачам, подобно тому, как садачара, правильное поведение, приводит к возникновению еще больших положительных черт. Постоянно терпя неудачи, мы постепенно миримся с мыслью о себе как о неудачнике и даже довольно улыбаемся при этой мысли. У нас пропадет желание возвыситься, и нам станет безразлично, что мы могли бы ощутить в этом случае. Вместо этого мы направим свою энергию на беспокойства о неудаче.
Поэтому так тяжело приходится тем, кто попытался бросить пить или курить, но потом сорвался. Для многих людей это — смертный приговор, потому что с этой минуты они начинают думать, что сорвутся снова. Неудача приводит к очередной неудаче. Это усугубляет ситуацию, но не делает ее безвыходной. Если они проанализируют свои неудачи и поймут, как дошли до этой черты, они смогут предпринять необходимые меры, чтобы этого не случилось вновь. Обратившись за помощью к другим людям, которые способны помочь им, они также могут увеличить вероятность освобождения. А когда они станут более смиренными, осознав, как легко упасть, само падение станет катализатором их успеха. У некоторых великих победителей в начале были ужасные неудачи, но благодаря твердой решимости преодолеть эту ситуацию их неудачи становились на самом деле катализатором успеха. Они понимали, в каких ситуациях терпят неудачу, и избегали таких ситуаций. Бывший алкоголик никогда не пойдет туда, где пьют или продают водку. Так человек может добиться успеха.
ВОПРОС: Религиозные организации помогают людям воздерживаться от многих грехов, но порой мы видим, как люди покидают такие организации и возвращаются к прежней жизни. Правда, бывает и так: кто-то иногда советует новичкам вернуться обратно в мир и получить определенный опыт. Есть такая точка зрения, что немного майи полезно. Но из Вашей лекции мы можем заключить, что такой опыт может быть очень опасным и рискованным.
ОТВЕТ: После того, как беглец спасся из тюрьмы, провожатый может поселить его на какое-то время в укромном месте. При этом провожатый предупредит беглеца, куда ему не следует ходить. Провожатый держит ситуацию под контролем и дает беглецу лучшую защиту. Это не означает, что, сбежав из тюрьмы, человек бежит без оглядки и без всякой цели. Провожатый может поселить беглеца в уединенном месте, чтобы дать ему прийти в себя, но с определенными ограничениями. Вместе с тем, такая передышка не должна мешать беглецу помнить о его конечной цели. Провожатый дает кров, но если беглецу не хочется уходить из этого временного пристанища, то риск быть снова пойманным увеличивается.
Возьмем, к примеру, наших детей из гурукулы. Если им слишком строго навязывать высшую цель, то результат может быть обратным. Ощущая себя раздавленными множеством правил и предписаний и не видя возможности выразить себя, они в один прекрасный день начнут делать прямо противоположное. В то же время, если им позволить удовлетворять чувства без ограничений, они со временем привыкнут к этому и выработают дурные привычки, поскольку уже поступали так многие и многие жизни. Это приводит к беде, поскольку чем больше свободы вы им даете, тем больше они привыкают к ней. С другой стороны, если вы слишком рьяно навязываете им правила, они почувствуют себя, как рыба, выброшенная на берег, и совершат побег в неправильном направлении.
У амишей и мормонов на протяжении долгого времени выработались определенные принципы, которые будет полезно перенять любой духовной общине, пытающейся жить в мире, но быть «не от мира сего». Например, у амишей примерно девяносто процентов детей остаются в общине, несмотря на то, что в возрасте шестнадцати лет им позволено сделать выбор: остаться или уехать. К этому времени они уже успевают узнать, что представляет собой община с ее социальной и экономической защищенностью, познакомиться с теологией и потому имеют возможность сказать свое слово.
Несмотря на то, что уровень образования у амишей составляет в лучшем случае восемь классов, они знают столько практических вещей, что могут без труда прокормить себя фермерским трудом. Когда детям исполняется шестнадцать лет и они решают повидать мир, никто не осуждает их за это. Они могут уехать, а их семья всегда будет с нетерпением ждать их обратно. Такие правила помогают сохранить чистоту общины. Если же они решают остаться в общине и официально примкнуть к церкви, то должны будут следовать правилам общины и религии. Например, если взрослый амиш совершает предосудительный поступок, его семья и община отворачиваются от него на некоторое время. В течение этого периода от него не принимается никакого служения, однако в любой момент община готова прийти ему на помощь, окажись он в нужде. Так они дают человеку понять, что он должен работать над собой, чтобы снова стать полноправным членом общины. Другим также становится ясно, что человек пребывает в нездоровом состоянии, и они, избегая его, не заражаются тем же недугом.
Интересно, что большинство из детей амишей возвращаются, и не столько из-за того, что у них есть выбор, сколько из-за того, что они считают свою общину чем-то особенным. Если родители перестанут давать такую свободу выбора, они потеряют большую часть своих детей. Конечно, некоторые молодые люди становятся жертвами различных соблазнов и не возвращаются, но многие приходят обратно. Пока дети пробуют на вкус этот так называемый «нормальный мир», родители и община помнят о них и готовы всегда прийти на помощь. Этому их учит теология и культура. Даже если их дети прошли через все мыслимые и немыслимые грехи, но затем решили возвратиться, родители и община сделают все возможное для этого и помогут им. Этим сильна их община. Они понимают, что силой никого не заставить принять то или иное правило.
Я был свидетелем того, как в некоторых общинах родители заставляли детей быть преданными, но затем эти дети, став подростками, убегали от такой «преданности» как можно дальше, оставляя своих родителей в недоумении. Некоторые дети могут обидеться на такое воспитание. Они почувствуют, что с ними не считаются и их унижают, требуя соблюдения всех правил и подчинения. С другой стороны, я видел общины, в которых детям давалась такая свобода, что они с малых лет приучались к удовлетворению чувств и привыкали к мирскому. Я очень уважаю родителей, которые пытаются дать своим детям духовное воспитание. Это очень сложно, но это проверка, насколько хорошо мы усвоили философию. Уровень детей укажет на реальный успех общины. Этот успех проявится в том, насколько дети находятся под опекой и соглашаются с ограничениями, видя в них не тюремные порядки, а проявление любви. Правда, надо признать, что даже если дети получают правильное воспитание, многие из них, за редким исключением, на определенном этапе отвергнут эти ограничения.
У вас не получится просто заставить детей следовать строгим правилам и предписанием. Ребенок так страстно желает заглянуть за пределы этих правил, что остановить его практически невозможно. Однако дать свободу без любви, с которой родители обычно относятся к своим детям, значит обрекать их на жизнь заядлого любителя мирских удовольствий. У ребенка мог быть интерес к духовному, но со временем жизнь в мирском заточении станет казаться ему нормальной. Какой же курс выбрать родителям? Что хуже — ограничивать и одергивать дитя или дать ему неограниченную свободу? Каждый родитель должен сам ответить на эти вопросы, но я бы на его месте предпочел снисходительное отношение. Но, проявляя снисходительность к детям, мы должны стать строже по отношению к самим себе. Хорошие родители и сильные члены общины -- лучший пример для детей. Это поможет им соблюдать те или иные условности и убережет от слишком серьезных отклонений. Но самое важное — мы должны сосредоточиться на своей духовности, чтобы нами был доволен Господь; в результате наша духовная сила и духовные заслуги помогут нам заслужить авторитет в глазах наших детей. Какой бы способ ни избрали родители, всегда есть риск. Поэтому нужно больше внимания уделять своему духовному росту, поскольку, возвышаясь сами, мы возвысим и свое окружение.
ВОПРОС:Мы знаем, как плохо быть неотзывчивым, бесчувственным или безразличным, однако нам надо должным образом выполнять свои материальные обязанности. Не может ли майя обмануть нас, когда мы пытаемся стать более ответственными в материальном плане? Мне кажется, что майя может использовать эту уловку, чтобы со временем мы окончательно запутались в материальном.
ОТВЕТ:Мы называем это прайяса, слишком большие усилия ради обретения материальных благ, даже если они добываются под флагом «духовной культуры». Этот тип накопительства может так пагубно сказаться на нашем духовном росте, что мы начнем мнить себя владельцами и повелителями. С другой стороны, не следует отказываться от ответственности под вывеской отречения. Например, домохозяин не должен бросать своих детей, жену и семью, оправдывая это своей отреченностью. Это обернется несчастьем, поскольку для домохозяина служение Господу заключается в роли духовного лидера и благодетеля своей семьи. Его отречение в том, чтобы заботиться в духе преданности о семье и тех материальных вещах, которые Кришна даровал ему. Подлинное отречение никогда не означало, что человек отказывается от деятельности и ответственности, когда приходят трудности. Такое незрелое отречение происходит под влиянием лени и безответственности. Вместе с тем, мы не собираемся так сильно увлекаться зарабатыванием на хлеб, что у нас не останется времени на качественную садхану. Вот почему мы говорим себе: нир-бандха-кришна-самбандхе юкта-вайрагьям учъяте— следует принимать все, что благоприятствует преданному служению и отвергать все, что препятствует нашему побегу из материального мира. Определяя, что для нас важно, а что нет, следует честно разобраться, что усиливает нашу приверженность духовной жизни, а что уводит прочь от наших обязательств. Заставит ли нас тот или иной образ действий почувствовать себя комфортней в тюрьме или усилит желание достичь вечной свободы?
Весь материальный мир и объекты наслаждения устроены таким образом, чтобы уводить нас в сторону. Но священные книги говорят, каким образом те же самые чувства могут вместо чувственного наслаждения приводить нас к освобождению. Основная проблема здесь в том, что псев-до-побег к наслаждениям чувств всегда более доступен; поэтому лень и склонность с обману будут постоянно подталкивать нас к временному избавлению от страданий. Но, раз скатившись до былых неудач, мы будем использовать их как основу для разработки более умного плана идеального побега. Мы не только хотим подойти к двери, но постучаться в нее и войти в обитель вечной свободы.
Глава седьмая
эша те 'бхихита санкхйе буддхир йоге та имам шрину буддхйа йукто йайа партха
карма-бандхам прахасйаси
«До сих пор я излагал тебе это знание аналитически, а теперь буду говорить о нем с точки зрения бескорыстной деятельности. О сын Притхи, действуя в соответствии с этим знанием, ты освободишься от последствий своей деятельности»
(«Бхагавад-гита», 2.39).
ПРИТВОРСТВО