II. Контроль заключительного уровня знаний.
Проводится в конце занятия для оценки приобретенных студентами знаний и навыков по теме настоящего занятия в форме тестирования.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Г.СЕМЕЙ
Методические рекомендации
Для практических занятий
Специальность: ОБЩАЯ МЕДИЦИНА
Дисциплина: ФАРМАКОЛОГИЯ-2
Кафедра: ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ
Курс: III
Тема: «Лекарственные средства применяемые при синдроме кишечной диспепсии, при внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы»
Составитель:
к.м.н., профессор: _____________ Павлова Л.И.
Cемей – 2009 г.
1.Тема:Лекарственные средства применяемые при синдроме кишечной диспепсии, при внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы
Цель:
Научить:
· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых препаратов,
· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых препаратов
· анализировать действие изучаемых лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия
· выбирать лекарственные средства для направленного изменения функций органов и систем организма
· выбирать препараты на основе знаний заболеваний и синдромов, учета индивидуальности больного, знания фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных веществ по изучаемой теме;
· ознакомить с принципами и правилами (схемы, дозирование) рационального использования изучаемых препаратов в соответствии с имеющимся патологическим синдромом
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Студент должен знать:
· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых лекарственных средств;
· классификацию изучаемых лекарственных средств;
· механизмы действия изучаемых лекарственных средств;
· нежелательные и побочные эффекты изучаемых лекарственных средств, меры по предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.
Студент должен уметь:
· прописывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств (атропина сульфат, папаверина гидрохлорид, ацеклидина, неостигмина, метилсульфат (прозерин), магния сульфат, масло касторовое, таблетки Ревеня, экстрат крушины, экстрат сенны, фенолфталеин, бисакодил левомицетин, тетрациклины)при определенных состояниях;
· При недостаточности внешнесекреторной поджелудочной железы (панкреатин, апротинин (контрикал): комбинированные препараты – панзинорм, фестал, атропина сульфат, ампициллин
· рационально выбирать лекарственные средства и правильно дозировать
· расчитывать дозу и концентрацию препаратов
· выбирать пути введения препаратов
· знать принципы коррекции нежелательных эффектов изучаемых препаратов и уметь использовать их при интоксикации
· рационально комбинировать лекарства для усиления желаемых эффектов или снятия нежелательных сторон действия отдельных препаратов
· реферировать научную литературу и владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по по данному разделу фармакологии.
· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности
4. Основные вопросы темы:
- Механизм действия М-холинолитиков при спазмах кишечника
- Механизм М- миметиков при атонии кишечника
- Механизм действия солевых слабительных
- Механизм действия препаратов, содержащих антрагликозиды
- Механизм антиферментного действия контрикала
Классификация
Применение:
М-холинолитики
Атропина сульфат
Платифиллина гидротартрат
Метацин
Миолитики:
Но-шпа
Папаверина гидрохлорид
Эуфиллин таблетки, раствор
Средства повышающие аппетит – настойка полыни, инсулин в малых дозах
Средства понижающие аппетит – анорексигены
Фепранон – (амфепрамон)
Хлорфентерамина гидрохлорид – (дезопимон)
Средства повышающие кислотность желудочного сока – соляная кислота разведенная пепсин
Средства понижающие кислотность желудка
Выбор химиотерапевтических препаратов в зависимости от клинической картины и предполагаемого возбудителя.
5. Методы обучения и преподавания:
- выписывание рецептов на препараты, применяющиеся при синдроме кишечной диспепсии
- решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы
- дискуссия-устный опрос
- выполнение тестовых заданий
- работа в малых группах.
- Выполнение задания из Руководства к лабораторным занятиям по фармакологии, стр. 217 – 225: задание для самостоятельной работы; задачи 1V. 5.1 – 1V. 5.7.
- составление фармакотерапевтических алгоритмов
Механизм действия М – литиков при спазмах
Таблица 1
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
Механизм действия слабительных при отравлениях
Таблица 2
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
Механизм действия М – миметиков при атониях
Таблица 3
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
Механизм действия контрикала при остром панкреатите
Таблица 4
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
6. Литература:
основная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- 750 с.
2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии., М.: Медицинское информационное агентство (МИА), 2005.-452с.
дополнительная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2007. -591 с.
2. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998, т. 1 596 с., т. 2 623 с.
3. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .
4. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 1999, 528с.
5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология : в двух томах: Пер. с англ.- М.: Медицина, 1991. т. 1 656 с., т. 2 704 с.
6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2008.-1206 с.
7. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. Д.Г.Грэхам – Дж.К.Аронсон, М.: Медицина, 2000, 552 с.
8. Михайлов И.Б., Клиническая фармакология. Санкт-Петербург, «Фалиант», 2002, 493 с.
7. Контроль:
I. Исходного уровня знаний
Проводится в форме письменного контроля .Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию.
Задания исходного контроля:
I.ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:
1. Средство, применяемое при атонии кишечника
2. Средство, применяемое при спазмах кишечника
3. Средство, применяемое при отравлениях
4. Слабительное, содержащее рициноловую кислоту
5. Слабительное содержащие антрагликозиды
6. Синтетическое слабительное
7. Антибиотик при инфекциях кишечника
8. Антиферментное средство при остром панкреатите
9. Комбинированный препарат при заболеваниях поджеледочной железы
10. Средство снижающию секрецию поджелудочной железы
II. ОПИСАТЬ:
1. Механизм действия М- литиков при спазмах кишечника
2. Механизм действия но-шпы
3. Механизм действия солевых слабительных при отравлениях
4. Механизм действия препаратов, содержащих антрагликозиды
5. Механизм действия контрикала