Биофармацевтическая классификация лекарственных средств. Процедура «биовейвер».
Биофармацевтическая система классификации (BCS) представляет собой инструмент для разработки, который дает возможность оценить вклад трех фундаментальных факторов: растворение, растворимость и кишечную проницаемость, которые управляют скоростью и степенью поглощения субстанции из твердой дозированной пероральной лекарственной формы. Растворение препарата представляет собой процесс высвобождения действующего вещества, в результате которого это вещество становится доступным к всасыванию. Проницаемость же, в свою очередь, относится к способности молекулы субстанции проникать через мембрану в системный кровоток. БСК является также фундаментальным руководством для определения условий, при которых ожидается IVIVC и для разработки спецификаций in vitro растворения. БСК оперирует моделями растворения и абсорбции препарата, которые рассматриваются по ключевым параметрам, управляющим растворением препарата и его всасыванием, таким как: число всасывания, число растворимости и единица дозы.
- Число всасывания (An) — это отношение среднего времени удержания (Tres) к среднему времени абсорбции (Tabs).
- Число растворимости (Dn) — это отношение Tres к среднему времени растворения (Tdiss).
- Единица дозы (D0) — это отношение дозы к растворимости лекарственного средства.
Классификация БСК в сочетании с многочисленными фармакопейными и физиологическими средами растворения может использоваться как фундаментальное руководство для проектирования и создания соответствующих биорелевантных условий растворения, ведущих к более многозначительному прогнозированию in vivo действия.
Учитывая потенциал, заложенный в БСК, можно утверждать, что корректно разработанный тест на растворение может быть ключевым прогнозирующим инструментом в оценке как возможности использования препаратов для орального приема, так и проведения биоэквивалентности их технологических прописей.
ПРОЦЕДУРА «БИОВЕЙВЕР»
Продолжительность и высокая стоимость (до 2 млн руб.) испытаний in vivoдля определения биоэквивалентности дженериков обосновывают актуальность внедрения сравнительных испытаний in vitro по так называемой процедуре «биовейвер» [19, 48].
«Биовейвер» (biowaiver) – процедура, в соответствии с которой определение взаимозаменяемости и регистрация дженериков проводится на основании их биофармацевтических свойств и эквивалентности in vitro, как альтернатива исследованиям биоэквивалентности in vivo [7, 19, 113]. Процедура «биовейвер» может быть использована также при проведении маркетинговых исследований ЛС [114, 115, 116].
Регуляторную процедуру «биовейвер» допускают НД FDA (2000 г.) [36, 62], ВОЗ (2006 г.) [23], Агентство по фармацевтической продукции и медицинским приборам (PMDA) (2006 г.) [115, 116], Минздрав Украины (2007 г.) [21], ЕМА (2010 г.) [22].
Возможность проведения процедуры зависит от определенных условий. Это должна быть твердая ЛФ немедленного высвобождения системного действия [19]. ФС должна обладать широким терапевтическим индексом, относиться к I, II илиIII классу по БКС. ВВ, входящие в состав исследуемых ЛП, не должны влиять на высвобождение ФС при проведении испытаний.
Учитываются и свойства ЛП. В зависимости от скорости растворения ФС из ЛП последние делятся на быстрорастворимые и медленно растворимые (по FDA[36]) или очень быстрорастворимые, быстрорастворимые и остальные (по ВОЗ[23]). ЛП считается очень быстрорастворимым, если не менее 85% активной субстанции переходит в среду растворения за 15 мин при испытании на ЛМ (75 об/мин) или ВК (100 об/мин) в каждом из буферных растворов с рН 6,8; 4,5 и 1,2, объемом 900 мл. ЛП считается быстрорастворимым, если в этих же условиях не менее 85% ФС переходит в среду растворения уже за 30 мин.
Рекомендательные документы ВОЗ [23], FDA [36], ЕМА [22] содержат ряд одинаковых положений: гармонизированные монографии по растворению; использование одинаковых аппаратов (ВК и/или ЛМ); допустимость процедуры «биовейвер» для ЛП с ФС I класса; особые требования к ФС с узким терапевтическим индексом; расчет коэффициента подобия как критерия подобия профилей растворения; совпадение одной среды растворения; тестирование 12 единиц ЛП [117].
В то же время в документах имеются некоторые различия. Так, в соответствии с НД FDA для того, чтобы ЛП был зарегистрирован по процедуре «биовейвер», он должен: содержать ФС только I класса; быть «быстрорастворимым», не абсорбироваться в ротовой полости [36, 48, 117].
Требования ВОЗ шире, чем требования FDA, и допускают регистрацию ЛП, содержащих не только ФС I, но и других классов по БКС [24, 114, 116]. Если ЛП содержит ФС I класса, он должен быть быстро- или очень быстрорастворимым, как и препарат сравнения. В то же время очень быстрое растворение не обязательно гарантирует биоэквивалентность их ЛП, авторы считают, что требование «быстрое растворение» и подобие профилей растворения являются достаточным критерием [118].
Если ЛП содержит ФС II класса, то субстанция должна обладать слабокислыми свойствами, иметь высокую растворимость только при значении рН 6,8; ЛП должен быть быстрорастворимым, а профиль его растворения - подобен профилю растворения препарата сравнения в трех средах.
В случае если ЛП содержит ФС III класса, то он должен быть очень быстрорастворимым; профиль его растворения должен быть подобен профилю растворения препарата сравнения в трех средах; соотношения риск – преимущества должны быть дополнительно подтверждены с точки зрения степени, места и механизма абсорбции [119].
Для ЛП с ФС IV класса необходимо определять биоэквивалентность толькоin vivo [23].
Процедура «биовейвер» предназначается только для определения биоэквивалентности и не заменяет оценку биодоступности или другие фармакокинетические исследования [120].
В 2010 г. EMA утвердило документ, регламентирующий проведение процедуры «биовейвер» и допускающий ее для ЛП с ФС I и III класса БКС [22, 121]. Среды растворения аналогичны указанным в документе ВОЗ. Составы буферов должны соответствовать Европейской Фармакопее. Дополнительно можно проводить исследования при значении рН, при котором субстанция имеет минимальную растворимость. Должна быть подтверждена неизменность гранулометрического состава и полиморфного состояния субстанций исследуемого ЛП и препарата сравнения [117].
Документы по процедуре «биовейвер» в Японии предназначены для дженериков. Основное их отличие в том, что БКС не признается, т. к. считается, что причинами бионеэквивалентности пероральных ЛП являются не проницаемость и растворимость ФС, а различия в ЛФ и/или производственных процессах [115, 116]. Процедура «биовейвер» может применяться для ФС любого класса, разрешена для ЛП с модифицированным высвобождением [117].
В 2007 г. На Украине был утвержден НД, разработанный в соответствии с рекомендациями ВОЗ и допускающий упрощенную регистрацию дженериков без проведения исследований биоэквивалентности [21]. По процедуре «биовейвер» на Украине зарегистрировано 8 ЛП.
В Швеции одобрена процедура «биовейвер» для ЛП, содержащих ибупрофен, парацетамол, преднизолон [122].
В Канаде опубликован для обсуждения проект документа по процедуре «биовейвер», допускающий ее для ЛП, содержащих ФС I и III классов [123].
В России в настоящее время процедура «биовейвер» законодательно не регламентируется, испытания сравнительной кинетики растворения in vitro применяются для оценки эквивалентности разных дозировок одного и того же дженерика [29]. Однако подготовлены методические рекомендации, регламентирующие проведение процедуры, проводится работа по их внедрению [124].
Использованию БКС и процедуры «биовейвер» в настоящее время препятствует отсутствие перечня с однозначным распределением ФС по классам БКС [38].
В то же время ограничение дорогостоящих испытаний in vivo делает вопрос широкого применения БКС на отечественном фармацевтическом рынке чрезвычайно актуальным. Оценка биоэквивалентности методом in vitro вместо in vivoпозволит сэкономить от 22 до 38 млн долларов ежегодно [12].