Интерпретация и понимание прощальных слов клиента
Слова, сказанные клиентом в самом конце интервью, уже когда он поднимается с кресла, чтобы уйти, подходит к двери или выходит из кабинета, называются словами у двери. Прочитайте приведенные ниже "слова у двери", затем обсудите их потенциальное клиническое значение со своими коллегами.
• "Спасибо". (Сопровождается рукопожатием или даже попыткой обнять интервьюера в конце каждого клинического интервью.)
• "Кстати, последние дни были такими из-за того, что я думал о самоубийстве". (Иногда клиенты ждут до последней минуты, а потом уже сообщают о своих суицидальных наклонностях и т.п.)
• "Может, как-нибудь встретимся, выпьем кофе?"
• "Как здорово! Сейчас я себя намного лучше чувствую".
• "Так когда я почувствую себя лучше?"
Вам стоит заранее подумать о том, как закончить встречу. Желательно также выбрать время, чтобы попрактиковаться со своими коллегами в разных способах завершения клинического интервью. Найдите удобный для себя способ заканчивать интервью плавно и уверенно.
В некоторых случаях клиенты захватывают контроль над окончанием интервью. Клиент может смотреть на часы, а затем за две, пять или даже 15 минут до окончания внезапно подняться и заявить что-то наподобие: "Ну, на сегодня хватит". Очевидно, на каком-то этапе уместно выяснить, какими мотивами руководствуется клиент при досрочном окончании интервью. Как правило, время завершения интервью четко определено, и не следует позволять клиенту уходить раньше (хотя некоторые клиенты, особенно подростки, часто заявляют, что им больше не о чем говорить, и просят отпустить их). Если взрослый клиент хочет уйти раньше времени, это может означать приближение к важной, но болезненной для него теме. Желание уйти в таком случае может быть защитной реакцией — сознательной либо неосознанной, которая говорит о стремлении клиента избежать неприятных ощущений или обсуждения болезненных вопросов. При проведении интервью будьте готовы к тому, что некоторые клиенты захотят уйти раньше, а другие, наоборот, будут задерживаться. Есть несколько стратегий, которые можно применять (как отдельно, так и вместе) в случае, если клиент хочет закончить интервью раньше. [254]
. Выясните у клиента, почему он хочет уйти раньше.
• Попросите клиента рассказать о его чувствах или мыслях по отношению к процессу интервью или лично к вам.
• Выясните, распространяется ли поспешный уход и прощание клиента на социальные ситуации вне интервью.
• Мягко попросите клиента сказать "все, что приходит в голову" в этот момент.
• Сверьтесь с заранее подготовленным планом и выясните, обсудили ли вы все потенциально важные вопросы, которые наметили.
• Сообщите клиенту, что торопиться некуда, например: "У нас еще есть время", затем проведите заключительную часть интервью (о заключительной части интервью читайте в предыдущем разделе).
В исключительных случаях клиент может испытывать непреодолимое желание уйти. Конечно, никогда не следует удерживать его силой. Сообщите клиенту, что в будущем он сможет вернуться к вам или обратиться к другому специалисту. Например:
"Вижу, что вам очень хочется уйти прямо сейчас, несмотря на то, что у нас еще остается время. Ваше желание закончить встречу может означать, что вы уже обсудили все, что хотели, или же это может говорить о том, что вы не хотите углубляться в свои личные проблемы. Конечно, я не собираюсь вынуждать вас остаться, коль скоро вы решили уйти. Но я надеюсь, что вы сможете вернуться и снова встретиться со мной или с кем-то другим, если в будущем у вас возникнет потребность глубже обсудить какие-то вопросы".
Своевременное окончание
Часто наши личностные качества влияют на то, как мы заканчиваем клинические интервью. Если нам присущи резкость и торопливость, это проявляется и в стиле прощания. Если мы не уверены в себе или сомневаемся в том, что все сделали правильно, мы можем медлить и "нечаянно" затянуть клиническое интервью. Если у интервьюера напористый характер, а клиент вместо окончания интервью захочет еще о чем-то вам сообщить, клиницист может проявить раздражение и применить "силовые методы" для завершения встречи.
Временные ограничения важны как в плане практического удобства, так и для интерпретации. Нужно вовремя начинать и заканчивать клинические интервью ради вашего собственного профессионального благополучия. На более глубоком уровне вы формируете представление клиента о том, что и терапия, подобно интервью, будет ограничена во времени и пространстве. [255]
Вы не всеведущи, вас ждут другие клиенты, и дополнительное время не возместит всех трудностей, которые довелось пережить клиенту. Независимо от того, насколько удачно проходила встреча, она должна закончиться, и вам необходимо преодолеть попытки клиента изменить ее регламент.
Наш опыт показывает, что иногда чувство вины не позволяет студентам проявить твердость и вовремя закончить клиническое интервью. Они позволяют клиентам говорить и, таким образом, участвуют вместе с ними в нарушении правил. Этим они оказывают клиенту медвежью услугу, независимо от того, что тот может расценивать дополнительное время как особое к себе внимание или бонус. Ведь именно болезненная потребность в особом внимании может быть той основной проблемой, которой следует заняться. Жизнь не всегда бывает легкой и простой, так же как и окончание интервью или сеанса психотерапии, но если вы заканчиваете встречу в доброжелательной манере, своевременно и профессионально, вы тем самым сообщаете клиенту: "Я действую по правилам и уверен, что и вы можете их придерживаться. Я буду здесь на следующей неделе. Я хорошо к вам отношусь и хочу вам помочь, но я не волшебник и не могу изменить ради вас мир".
Список задач интервьюера при окончании клинического интервью приводится в табл. 6.5.
Таблица 6.5. Задачи интервьюера при окончании клинического интервью
Задачи интервьюера | Используемые методы | |
1. | Следить за временем | Поставить часы так, чтобы они постоянно находились в поле зрения клинициста. Объяснить клиенту, что время почти истекло |
2. | Наблюдать за значимым поведением и словами клиента при окончании интервью | Перефразирование. Отражение чувств |
3. | Направлять или контролировать окончание интервью | Использование стандартной процедуры окончания. Доброжелательно и мягко сообщить клиенту об окончании интервью. Обсудить временные ограничения с клиентом |
4. | Закончить встречу | Интервьюеру — оценить собственную реакцию на завершение встречи. Не затягивать клиническое интервью |
НАУКА КЛИНИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ
В этой главе мы рассмотрели структурные модели проведения клинического интервью. Теоретически можно было бы сделать вывод, что если практиковать навыки клинического интервьюирования, описанные [256] предыдущих пяти главах, а затем освоить структурную модель интервью, представленную в этой главе, вы успешно справитесь с работой интервьюерa. Но так ли это на самом деле? И что мы подразумеваем под "успешным" клиническим интервью? Ответы на эти вопросы зависят, безусловно, от целей конкретного интервью. Например, если ваша задача — наладить контакт с клиентом и положить начало рабочему альянсу, тогда для успешной работы, по всей видимости, будет достаточно рассмотренных до сих пор навыков и моделей. Если же вам нужно оценить клиента на предмет потенциальной алкогольной или наркотической зависимости, готовности к переменам, сексуальных отклонений или общего состояния здоровья, тогда простого выполнения предписаний недостаточно для успешного продления интервью. Как мы уже неоднократно упоминали, цель интервью определяет поведение интервьюера и варьируется в зависимости от ситуации, клиента, вашей теоретической ориентации и других факторов.
В течение многих лет клиническое интервью было объектом масштабах научных исследований. В целом, исследования были сосредоточены на двух основных сферах в зависимости от цели клинического интервью. Во-первых, клиническое интервью рассматривалось как метод сбора информации или диагностический инструмент. Во-вторых, клиническое интервьюирование рассматривалось как метод помощи или лечения клиентов, как особая техника консультирования или психотерапии. В следующем разделе в главе 10 (в разделе о диагностике и составлении плана терапии) мы вкратце рассматриваем "научный статус" клинического интервьюирования как психодиагностической техники. Множество других источников описывают интервьюирование как психотерапевтическую технику (напр., Hubble et al, 1999).