Понимание психологом клиента

Понимание – это приз для дураков.

ЭСТ-афоризм

Непонимание со стороны другого человека – это проблема, с которой каждый из нас сталкивался в жизни. Очень часто в разговоре мы слышим: "Он (она) меня не понимает…" За этими словами могут стоять боль, горечь, злость, разочарование. Если же человек говорит: "Никто меня не понимает", – это, вероятно, ощущение тотального одиночества, тоски, которое может привести к депрессии. Понимание – альфа и омега человеческих отношений. Не зря существует такое короткое и емкое выражение: "Счастье – это когда тебя понимают".

Потребность в понимании рассматривается как одна из базовых человеческих потребностей (Э.Гуссерль, 1993; В.Франкл, 1990; М.Хайдеггер, 1993 и др.). Для психолога-консультанта, одна из главных профессиональных задач которого является понимание другого человека, эта проблема приобретает особое значение. Большинство направлений психологической помощи рассматривает понимание как основное условие и фактор позитивных изменений и личностного развития клиента в ходе консультативного взаимодействия.

Понимание психологом клиента – это очень сложный процесс, включающий глубокое исследование проблем клиента, его картины мира. Основная функция этого исследования – перевод страдания на другой язык, реконструкция отношений клиента с собой и миром, изменение его отношения к проблеме. Понимание клиента зависит от психологического знания. С одной стороны, это знание может мешать пониманию, снижая психологическую чувствительность (как пример можно привести ортодоксальных психоаналитиков, которые в любой проблеме видят стоящие за ней отцовскую / материнскую фигуры, эдипальный конфликт и т.п.). С другой стороны, психологическое знание – это знание субъективное, строящееся, прежде всего, на опыте психолога (К.Роджерс, М.Кан, Р.Мей и др.). Таким образом, понимание, строящееся на психологическом знании, характеризуется избирательностью, интенциональностью. Оно опосредуется ценностями и целями консультанта, его субъективной картиной мира, что проявляется в выборе фокуса проблем и их интерпретаций, предпочитаемом наборе "маркеров" (сигналов, сигнифаеров) нарушений и характером работы с ними.

В одних психотерапевтических подходах перед психологом ставится задача стремиться к пониманию клиента, в других, наоборот, к непониманию клиента, его проблем, к сознательному игнорированию знаний о клиенте (конфузионные техники, фрустрационные техники). Этот подход широко практикуется как один из этапов в ряде направлений и предполагает приведение в состояние замешательства самого клиента. Освоение стратегии непонимания нацелено на снятие психологических защит клиента, преодоление обыденных, стереотипных и поспешных способов понимания другого человека, развитие способности переносить неопределенность. "Наивный" консультант отказывается от объективного и аналитического понимания человека.

Ряд профессиональных консультантов и исследователей психотерапии – К.Роджерс, Дж. Энрайт, И.Д.Ялом - отмечают, что в действительности полное понимание субъективной реальности невозможно. Однако только немногие школы психотерапии практически не пытаются "понять" причины, породившие проблемы клиента. Согласно взглядам П.Вацлавка, человеческие проблемы сравнимы с ситуациями в шахматной партии. Причины, которые привели к конкретной тупиковой ситуации, не важны, поскольку задача играющего – планировать будущее, а не анализировать прошлое.

Стратегии понимания психологом клиента были подробно проанализированы М.Р.Минигалиевой. Их можно разделить на три группы:

1. Понимание как обнаружение, выделение уже существующего, присущего ситуации смысла-значения (объяснение). Критерий понимания - объективная "правда" бытия клиента. Психолог достраивает неизвестную ему информацию на основе стандартных, повторяющихся схем обыденного понимания. Ключевыми особенностями этой стратегии понимания клиента является концентрация консультанта на собственных опыте и представлениях. Консультант выступает как "эксперт-учитель" или "методолог здравомыслия" по отношению к клиенту. Способы понимания клиента, общие установки взаимодействия и конкретные процессы воздействия и общения с клиентом близки "непсихологическим", обыденным. Эту стратегию можно назвать стратегией объяснения, так как она основана на обнаружении (узнавании, воспроизведении) уже существующего значения проблемной ситуации. Она характеризуется нетворческой, стремящейся к "объективности", во многом монологической, направленной на подтверждение собственных представлений и картины мира позицией консультанта. Иногда эта стратегия направлена на решение собственных проблем консультанта. Наиболее целостная характеристика, которая позволяет описать консультантов этой группы – они часто не слушают клиента.

2. Понимание как создание смысла, не заданного изначально (интерпретация). Критерий понимания – субъективная "истина" человеческого бытия. Консультант восполняет недостающую информацию, трансформируя (переформулируя) ситуацию, изменяя ее структурный центр на основе профессиональных знаний и психотерапевтического мифа. Консультантов, реализующих вторую стратегию понимания клиента, можно охарактеризовать как экспертов, стремящихся переформулировать запрос клиента и трансформировать его восприятие сущности проблемной ситуации, самого себя. Эта группа консультантов достаточно часто апеллирует к оценке своей профессиональной компетентности, опирается на требования и нормы разделяемого ими психотерапевтического мифа. Существуют значительные различия в содержательных характеристиках понимания ими клиента, связанные как с особенностями их психотерапевтического мифа, так и с половозрастными особенностями консультантов. Стратегия интерпретации может в целом быть описана как стратегия индоктринации, связанная с поиском некой "истинной" сущности происходящего с клиентом. Выявляемая консультантом "истина" отражает особенности субъективного мира клиента и формулируется в терминах разделяемого консультантом "объективного" психотерапевтического мифа.

3. Понимание как возникновение смысла в процессе диалога (диалогическое понимание), построение общего смыслового пространства, "общего языка" с клиентом. Критерий понимания – "искренность" переживаний человека. Основным способом заполнения "смысловых пробелов" между высказываниями клиента выступает интеграция доступных консультанту данных и организация совместного обсуждения полученных "интегрирующих впечатлений" с клиентом. Стратегия диалогического понимания характеризуется стремлением консультанта к занятию позиции фасилитатора. Психолог организует совместно с клиентом исследование сути и возможных вариантов и целей преобразования проблемной ситуации, ориентируясь на ценностно-регулируемое взаимодействие с клиентом, поддержку его стремления к диалогу. Психолог сам стремится быть аутентичным и иногда может потребовать от клиента искренних реакций и проявлений. Он использует техники самораскрытия, открыто предъявляя особенности своей ценностно-смысловой позиции. Эта стратегия часто оказывается наиболее адекватной решению задач профессиональной деятельности психолога-консультанта (М.Р.Минигалиева, с. 202-203).

Каждая из описанных стратегий понимания клиента характеризуется специфическими возможностями и ограничениями в организации продуктивного диалога с клиентом.

Вопросы для самоконтроля

1. Кто является клиентом психолога-консультанта?

2. Какие альтернативы нозологическим категориям существуют в консультировании?

3. Как выявить картину мира клиента?

4. Как можно охарактеризовать клиентов на основе их мотивации относительно консультирования?

5. Охарактеризуйте клиентов на основе их диалогической интенции.

6. Охарактеризуйте стратегии понимания психологом клиента.


Наши рекомендации