Руководство клиентом и наделение его полноправием

Вы провели 35 или 40 минут с человеком, которого никогда прежде не встречали, узнавая о самых потаенных его страхах, страданиях, проблемах и затруднениях. Вы надеетесь, что слушали внимательно, по ходу делали обобщения, в случае необходимости направляли клиента, подводя его к особенно важным вопросам. Независимо от меры своей толерантности вы как бы берете на себя роль судьи, рассматривая личность клиента, его проблемы, его жизнь. Независимо от того, насколько хорошо вы выполняли функции интервьюера, ваш клиент может по-прежнему болезненно воспринимать некоторую односторонность общения. В конце концов, вам уже довольно много известно о клиенте, а он о вас почти ничего не знает. Поэтому часто может быть полезно сместить фокус беседы и предоставить [251] клиенту больше власти и контроля перед завершением интервью. Делать это можно с помощью следующих формул.

"Я спросил вас обо всем, что меня интересовало. Может, у вас есть какие-то вопросы ко мне?''

"Наша встреча прошла так, как вы и предполагали?"

"Может, вы чувствуете, что мы что-то забыли, или есть вопросы, которые нужно было бы обсудить подробнее?"

Такие вопросы помогают клиенту снова обрести контроль над ситуацией. Как указывают Р. Фоули и Б. Шарф (Foley & Sharf, 1981), несмотря на важность сохранения контроля при завершении интервью, необходимо также поделиться этим контролем с клиентом. Как правило, клиенты не задают много вопросов и не вдаются в обстоятельные комментарии. Однако наш опыт показал, что они позитивно реагируют на такие предложения. Кроме того, вопросы и комментарии клиентов могут помочь нашему профессиональному росту.

Улаживание формальностей

Последняя формальная задача интервьюера — выяснить, намечается ли дальнейший профессиональный контакт с клиентом. Если да, то интервьюер должен предпринять соответствующие действия — назначить дополнительные встречи, договориться с клиентом об оплате и выполнить другие административные процедуры, обусловленные спецификой работы. Задачи интервьюера в заключительной части клинического интервью перечисляются в табл. 6.4.

Таблица 6.4. Задачи интервьюера в заключительной части клинического интервью

Задачи интервьюера Метод выполнения задачи
1. Ободрить и поддержать клиента Отражение чувств, валидизация чувств; открытое одобрение усилий клиента выразить свои мысли и чувства
2. Подытожить самые важные темы и вопросы Обобщение; использование интерпретации для определения рассудительности клиента и способности интегрировать темы и проблемные вопросы
3. Обнадежить клиента Убеждение, объяснение процесса консультирования и его пользы
4. Осуществлять руководство клиентом и наделять его полноправием Вопросы; предложение клиенту высказать свои комментарии или спросить о том, что его интересует
5. Уладить формальности Выяснить характер дальнейшего контакта, если таковой намечается, и назначить следующую встречу

[251]

ОКОНЧАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ

Некоторые профессионалы считают, что с окончанием каждого клинического интервью мы переживаем смерть в миниатюре (Maholick & Turner, 79). Подобное сравнение несколько драматично, но оно показывает, какое важное значение имеет завершение любого дела. Одним людям трудно сказать слова прощания. Другие просто уходят, ничего не говоря. Некоторые медлят, надеясь оттянуть прощание. Четвертые проявляют сильные эмоциональные реакции — гнев, печаль, радость. Конечно, по отношению клиента к окончанию интервью можно предсказать, как закончится психотерапия. Оно может также представлять конфликты клиента или наши собственные конфликты, связанные с расставанием. Окончание — важный компонент клинического интервьюирования, которым часто пренебрегают.

Контроль времени

Хотя клиницисту не следует демонстративно смотреть на часы, он, тем не менее, должен следить за своевременным окончанием клинического интервью, очень важно вовремя перейти к заключительной части интервью, чтобы остаюсь время для плавного его завершения. Если не хватит времени и заключительная часть получится скомканной, это может негативно сказаться на окончании. В идеале, следует завершать все клинические задачи вовремя, чтобы иметь возможность наблюдать и оценивать поведение клиента при окончании интервью. Когда приходит время закончить встречу, клиенты часто начинают думать, чувствовать и вести себя таким образом, который дает восприимчивому интервьюеру ключи к пониманию терапевтических проблем, психопатологии диагноза клиента (см. врезку "От теории к практике 6.2").



Наши рекомендации