Лекарственные формы для парентерального пути введения с модифицированным высвобождением и доставкой лекарственных веществ
Для внутривенного, подкожного и внутримышечного введения предложены новые лекарственные формы в виде липосом различных типов: обычные однокамерные (однослойные и многослойные); многокамерные; длительно циркулирующие («stealth»); с целенаправленной доставкой ЛС (виросомы, иммунолипосомы и др.). Кроме того, липосомы назначают местно (интратекально, интерстициально) или в определенную камеру (внутриглазную, внутрисуставную, эпидуральную, интраперитонеальную).
Для ингаляционного пути введения предложены различные лекарственные формы, позволяющие различными способами целенаправленно доставлять в ЛВ в дыхательную систему. Важным преимуществом ингаляционного пути введения является – возможность получения высокой локальной концентрации в респираторной системе с минимальной концентрацией в системном кровотоке.
В настоящее время используют три ингаляционные системы доставки ЛВ: дозированные аэрозольные ингаляторы, дозированные порошковые ингаляторы и небулайзеры.
Дозированные аэрозольные ингаляторы наиболее распространенные в мире системы доставки лекарственных аэрозолей. К достоинствам системы относят удобство, портативность, быстроту обучения обращения с ними, низкую стоимость. Основной недостаток − трудность синхронизации вдоха и момента нажатия на баллончик. Добавление к ингалятору спейсера (специального загубника) позволяет улучшить доставку ЛВ в легкие. Дозированные аэрозольные ингаляторы используют для доставки: ингаляционных глюкокортикоидов, бронхолитиков, кромонов, антибиотиков и др. ЛВ.
Дозированные порошковые ингаляторыпредставлены несколькими типами устройств:
− однодозовыми капсульными – препарат находится в желатиновых капсулах, либо в блистерах по 4-8 разовых доз (дискхалер, ротахалер спинхалер, циклохалер);
− мультидозовыми резервуарного типа – весь препарат содержится в резервуаре (турбохалер, циклохалер, изихалер);
− мультидозовыми блистерными – препарат (60 разовых доз) содержится в блистерах и перезарядки в процессе лечения не требуются.
Недостаток данной ингаляционной системы – необходимость значительного усилия вдоха для генерации аэрозоля, а также риск распыления ЛВ за пределами легких. Порошковые ингаляторы используют для доставки ингаляционных глюкокортикоидов, бронхолитиков, кромонов, инсулина.
Небулайзеры – ингаляционные устройства, разработанные для превращения жидкого ЛС в аэрозоль с относительно небольшими размерами генерируемых частиц (от 1 до 5 мкм). Различают ультрозвуковые и компрессионные небулайзеры. Ультрозвуковой небулайзер распыляет ЛС посредством воздействия на него ультрозвуковых волн, компрессионный – воздействием воздуха под давлением.
Он позволяет быстро доставлять ЛВ в легкие даже с первых месяцев жизни ребенка. В обоих типах небулайзеров создаётся мелкая аэрозольная взвесь частиц лекарственного вещества, и больной вдыхает её через мунштук или лицевую маску. Доза препарата доставляется в течение 10-15 минут.
Ингаляционные системы доставки ЛС позволяют использовать меньшую дозу препарата, снижают риск развития побочных эффектов. Для использования ЛС в небулайзерах создают специальные лекарственные формы – небулы (ингаляционные глюкокортикоиды, бронхолитики).
Для накожного пути введения кроме мазей, паст, эмульсий, суспензий и лосьонов используют новую лекарственную форму – трансдермальные терапевтические системы (ТТС) , которые обеспечивают всасывание определенной дозы лекарственных веществ через неповрежденные кожные покровы. ТТС представляет собою специальный пластырь с регулируемой площадью конструкции наклеиваемой системы. Пластырь ТТС имеет герметичную наружную мембрану, предотвращающую высвобождение ЛС во внешнюю среду и попадание влаги внутрь системы. ЛВ находятся в резервуре в форме суспезии или геля. Мембрана пластыря обеспечивает и контролирует высвобождение ЛС. Его адгезивный слой необходим для аппликации и удерживания системы в оптимальном контакте с поверхностью кожи. Имеется защитная плёнка для хранения системы.
зависимости от строения и характера размещения лекарственных веществ различают ТТС резервуарного и матриксного типа. В ТТС резервуарного типа лекарственное вещество находится в резервуаре в виде геля или раствора. ТТС матриксного типа современны, количество слоёв сокращено до трёх: наружной мембраны, основного слоя – полимерного матрикса, выполняющего роль резервуара для ЛС и защитного слоя. Существует три типа ТТС:
· сухая форма пластыря – система микровыступов приклеена к мягкой полимерной адгезивной основе
· резервуарная система, объединенная с системой микровыступов;
· -система прерывистого введения лекарственных веществ, соединенная с электротранспортной системой доставки.
Для повышения степени проникновения ЛС через кожу используют специальные устройства, способные модулировать проницаемость рогового слоя (микроиглы, микрофлюкс, ионофорез, сонофорез и др.). Микроиглы – это устройства для повышения проникновения ЛВ через кожу, объединяющее трансдермальный пластырь резервуарного типа с микроскопическими силиконовыми иглами. Микроиглы могут обеспечивать доставку ЛВ на уровне эпидермиса и дермы для достижения системного действия. Применяют для ЛС пептидной природы, инсулина и вакцин.
Микрофлюкс – технология, обеспечивающая контролируемое высвобождение ЛС через кожу. Устройство состоит из титановых микровыступов, содержащих ЛВ и обеспечивающих его доставку через кожный барьер.
Подобные устройства ТТС используют для доставки вакцин и препаратов белковой природы.
В настоящее время расширяется применение трансдермального спрея – системы, включающей химический активатор проникновения (этанол и азол) и частицы – носители с раствором ЛВ и летучим веществом.. К настоящему времени трансдермальный спрей применяют для гормонозаместительной терапии в менопаузе у женщин ( эстрадиола, этинилэсрадиола). Эту лекарственную форму используют для доставки тестостерона, клонидина, нитроглицерина, изосорбида динитрата, лидокаина, лидокаина + прилокаина, бупренорфина, фентанила, скопаламина, никотина.