Изучение культивируемых лекарственных растений (8день).
Лекарственные растения, выращиваемые в специализированных совхозах в бывшем СССР составляли приблизительно 52 % от общего объема заготовок. В культуру введено около 55 видов, до 40 видов растений, имеющих комплексное использование, возделывались в системе Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности (мак масличный, лен, кукуруза, горчица, зонтичные и др.), а также высаживаются в садах и парках как декоративные растения (конский каштан, софора японская, боярышники, шиповники и др.).
Лекарственные растения в зависимости от занимаемой площади подразделяются на многотоннажное сырье, занимающие площадь 1000 га и свыше (валериана лекарственная, мята перечная, ноготки, спорынья, горчица), и малотоннажное, занимающие площади менее 1000 га. Лекарственные растения предъявляют различные требования к условиям произрастания. Для одних требуется зона сухих субтропиков (кассия остролистная), для других – влажные субтропики (почечный чай, алоэ, пассифлора), третьи хорошо растут в зоне умеренного климата (мята перечная, ромашка аптечная, валериана лекарственная и др.).
В культуру вводят:
1. Наиболее ценные иноземные растения, не имеющие аналогов во флоре России:
- субтропические и тропические растения, которые культивируют в виде 1-2 летней культуры (каланхоэ, почечный чай, пассифлора инкарнатная, паслен дольчатый, кассия, катарантус розовый, раувольфия)
- растения не тропические, но не растущие на территории СНГ (наперстянка пурпурная, ревень тангутский, мята перечная, календула, анис, фенхель, кориандр и др.).
2. Отечественные растения
- имеющие ограниченный ареал и сырьевую базу, но большое значение для медицины (женьшень, безвременник, крестовники, диоскорея, красавка);
- виды, которые распространены широко, но не образующие зарослей, что затрудняет их заготовку (зверобой, бессмертник, валериана, синюха и др.).
Многие растения вводят в культуру с целью удешевления стоимости сырья.
Необходимо изучить культивируемые лекарственные растения. Составить списки, внести данные в Дневник по форме, представленной в приложении 3. Собрать микрогербарий пяти наиболее часто встречающихся и широко используемых в медицине лекарственных растений. Привести о них более подробные сведения, используя нормативную документацию, по форме
Определение ресурсов дикорастущих лекарственных растений (9-12 дни).
Перед проведением этого занятия студенты должны изучить теоретические основы ресурсоведения лекарственных растений.
Определение ресурсов проводится следующими методами: методом модельных экземпляров, методом проективного покрытия и методом учетных площадок на участках в наиболее типичных для каждого определяемого вида местах произрастания. Выбор метода зависит от жизненной формы и характера произрастания (единично, куртинами, сплошной покров).
Метод модельных экземпляров (9 день).
Метод модельных экземпляровиспользуется в том случае, если у изучаемого растения можно легко определить границы экземпляра или побега. При оценке урожайности этим методом необходимо установить две величины: срединою численность товарных экземпляров на единицу площади и среднюю массу одного экземпляра. Студентами усвоение метода проводится при определении урожайности Ландыша майского, Тысячелистника обыкновенного, Зверобоя, Хвоща полевого на обозначенной руководителем территории.
Порядок работы:
1. Определить тип фитоценоза, в мотором произрастает данный вид.
2. Установить площадь выбранного участка заготовки путем измерения соответствующих параметров.
3. Равномерно по маршрутным ходам на выбранном участке заготовки заложить достаточное количество (n = 40) учетных площадок (размером 4 м2).
4. Определить численность экземпляров растения (независимо от их наличия или отсутствия) на каждой заложенной площадке и записать эти значения в блокнот.
5. Срезать по одному товарному модельному экземпляру (в соответствии с требованиями Инструкции по сбору и сушке) с каждой второй заложенной площадки без выбора «типичных» (n = 20)
6. В классе взвесить сырьевую фитомассу каждого экземпляра в отдельности и полученные значения занести в Дневник по форме, представленной в приложении 5.
7. Произвести все соответствующие расчеты.