Изготовление лекарственных препаратов в России
В России в 1701 г. Петр I издал закон об аптечной привилегии. По этому закону приготовление лекарств разрешалось только аптекам. Торговля лекарствами в «зелейных» рядах, лавках знахарей и других местах запрещалась.
Наряду с организацией государственных аптек разрешалось открытие в Москве под наблюдением Аптекарского приказа частных («вольных») аптек. Во второй половине XVIII в. частные аптеки открылись и в провинциальных городах.
В XVIII в. аптеки функционировали как химические исследовательские и производственные лаборатории и школы для подготовки специалистов. В аптечных лабораториях, помимо приготовления лекарственных средств, производилась очистка солей, спирта,
кислот, готовились минеральные воды, органические кислоты и другие продукты.
На становление аптечного производства благотворно влияло развитие практической химии и ремесленной химической техники. В свою очередь аптечное производство способствовало развитию химических промыслов. Аптечные лаборатории («алхимические казенки») были первыми учреждениями, которые готовили химические продукты и разрабатывали методики их испытания. В процессе изготовления лекарственных средств и химических продуктов в аптечных лабораториях применялись различные технологические приемы: смешивание, дистилляция, кристаллизация, термическая обработка и др., а также создавались новые вещества и оригинальные методы изготовления лекарственных средств.
Первым русским ученым, систематически занимавшимся вопросами теоретической и практической химии, был М. В. Ломоносов (1711 —1765). Он открыл закон сохранения массы, который стал основным законом современной химии, создал новую науку — физическую химию. В 1783 г. проф. Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812) опубликовал руководство «Врачебное веществословие...», в котором приведены сведения о приготовлении лекарственных препаратов из растений. В 1737 г. была напечатана «Речь о пользе химии» акад. Н. Н. Соколова, в которой подчеркивалась роль химии в медицине и особенно «в аптекарском искусстве или науке, которая по употреблениям своим хотя наиболее относится к медицине, но сама по себе есть настоящая и существенная часть химии».
В лаборатории Петербургской главной аптеки акад. Товий Ловиц в 1785 г. открыл адсорбционную способность угля. Это открытие является выдающимся достижением науки XVIII в. В 1800 г. акад. В. М. Се-вергин опубликовал книгу «Способ испытывать чистоту и неподложности химических произведений лекарственных» — первое в России руководство по исследованию качества лекарственных препаратов, в том числе настоев, отваров, экстрактов, сиропов и др.
В конце XVIII в. появились первые русские государственные фармакопеи на латинском языке, которые упорядочили ассортимент лекарственных препаратов, упростили рецептуру, максимально использовали отечественные лекарственные средства. В фармакопее
1798 г. содержались прописи экстрактов, ароматных вод, сиропов, эмульсий, настоек, эликсиров, настоев, отваров, пластырей.
Характерной особенностью медицины первой половины XIX в. является дифференциация медицинских знаний, в частности тенденция к выделению лекарствоведения в самостоятельную дисциплину.
В разработку технологии лекарственных форм и галеновых препаратов большой вклад внесли А. А. Иовский и А. П. Нелюбин.
А. А. Иовский (1796—1857) был экстраординарным профессором кафедры фармации Московского университета с 1835 по 1843 г. В 1838 г. он опубликовал книгу «Начертание фармации» — первую в России работу, теоретически обобщившую основные методы изготовления экстрактивных лекарственных форм и галеновых препаратов. А. А. Иовский писал: «Ныне врачи говорят, что медицина должна основана быть на физиологии; но что могла сделать физиология б>-з химии? В той же части медицины, в которой рас-суждается о лекарствах, о силе и действии их, — в сей части медицины без химии то же, что октябрьская ночь без луны и без зажженных фонарей, что же сказать о фармации? Свет химии должен озарять аптекаря и днем и ночью...».
Профессор кафедры фармации Петербургской медико-хирургической академии А. П. Нелюбин впервые сформулировал определение фармации как науки, базирующейся на достижениях естественных и общественных наук. Он требовательно относился к званию провизора: «Аптекарь, занимающийся эмпирически... приготовлением лекарств, не зная действий процесса, ни самих причин, его производящих, есть не иной кто, как простой ремесленник». В большом труде «Фарма-кография», выдержавшем шесть изданий (1827— 1852), А. П. Нелюбин описал лекарственные вещества, способы их получения, технологию лекарственных форм этих веществ. В 1843 г. опубликована книга А. П. Нелюбина «Фармацевтические записки» — первый отечественный учебник, объединяющий теорию и практику технологии лекарственных форм и галеновых препаратов.
Начальник кафедры фармации Петербургской медико-хирургической академии Ю. К- Трапп (1814— 1908) составил семь фармакопеи, а также руковод-
ства по приготовлению лекарственных препаратов, фармацевтической химии, фармакогнозии, исследованию ядов.
В 1882 г. проф. фармации и фармакогнозии Московского университета В. А. Тихомиров (1841 — 1915) опубликовал «Курс фармации» — руководство по изготовлению лекарств и фармацевтической химии. Последнее пятое издание этого учебника вышло в 1909 г. В 1885 г. петербургский аптекарь профессор А. В. Пель предложил использовать при изготовлении подкожных инъекций гранулы, содержащие небольшое количество антисептиков — стирола, бензальдегида, тимола. Одновременно он предложил готовить инъекционные растворы в ампулах. В начале XX в. асептические условия изготовления лекарственных препаратов получили более широкое распространение.
В 1845 г. была установлена степень магистра фармации. Ее мог получить провизор, выполнивший диссертацию. За период с 1845 по 1901 г. этой степени удостоились 300 русских фармацевтов. Они опубликовали свыше 900 научно-исследовательских работ, посвященных получению и исследованию лекарственных препаратов, пищевых продуктов и других веществ. В 1900 г. проф. Л. Ф. Ильин представил диссертацию «О спрессованных медикаментах или таблетках» — первое в России исследование, посвященное таблеткам. До середины XIX в. аптеки по закону обязаны были изготовлять в своих лабораториях не только препараты в форме порошков, растворов, мазей, суппозиториев и других лекарственных форм, но и лекарственные вещества и все галеновые препараты.
Вторая половина XIX в. и начало XX в. до Великой Октябрьской социалистической революции характеризуются деградацией производственного и научного уровня аптеки. В погоне за наживой участились злоупотребления в изготовлении лекарственных препаратов, фальсификации. Например, для изготовления некоторых лекарственных препаратов использовали не этанол, а метанол, что вызвало массовые отравления.
Среди немногих усовершенствований в технологии лекарственных форм заслуживает внимания применение в аптеках Петербургской больничной кассы социального страхования (ПЕБЕК) способа дозирования жидких лекарств с помощью аналитических бюреток Мора (1912). Широкое внедрение бюреточной
системы началось лишь после национализации аптек. В первой четверти XIX в. в передовых капиталистических странах того времени — США, Англии, Франции и Германии — начался переход* к промышленному производству галеновых препаратов. В дореволюционной России процесс перехода к промышленному производству готовых лекарственных средств задержался в основном из-за боязни конкуренции владельцев аптек. В результате слабого развития фармацевтической промышленности Россия импортировала многие галеновые и готовые лекарственные препараты. В период первой мировой войны с 1914 по 1917 гг. лекарственное обеспечение населения резко ухудшилось.