Влияние переворота в химии и достижений в области микробиологии

В XVII—XVIII вв. европейская медицина и фарма­ция в результате клинических наблюдений убедились в бесполезности и даже вредности многих лекарствен­ных препаратов. Венский клиницист Шкода писал: «Мы можем распознать, описать и понять болезнь, но мы не должны даже мечтать о возможности по­влиять на нее какими-либо средствами».

В начале прошлого века врачи не имели ясных представлений о местном и резорбтивном действии лекарственных препаратов. Например, рекомендова­лось смазывать больного чумой жирными мазями. Считалось, что жир смягчает «остроту» чумного яда. По-прежнему лекарства назначались по признаку сходства их цвета и формы с цветом и формой здоро­вых или больных органов или соков. Вплоть до по­следней четверти XIX в. в медицинских руководствах рекомендовались против желтухи старые рецепты, со­держащие чистотел, курослеп и одуванчик. Назнача­лись желтки куриного яйца и даже пикриновая кисло­та, т. е. лекарства желтого цвета.

В начале XIX в. впервые увенчались успехом мно­гочисленные и ранее безуспешные попытки выделить из лекарственных растений их действующие вещества химическим способом. Эти открытия способствовали материалистическому пониманию лекарственного и токсического действия, вызываемого различными рас­тениями или экстрактами из них, которое раньше

приписывалось наличию в этих растениях духовных «сил» и «начал». Развитие методов биологической валоризации позволило точно дозировать препараты, приготовленные из растительного сырья, даже тогда, когда действующие вещества не были выделены в химически чистом виде. Таким образом, выражение «точно, как в аптеке» вступило в свои права лишь в начале прошлого столетия.

В XVIII в. и начале XIX в. активно проводилось исследование органических, в том числе биологических соединений. Шведский химик и фармацевт К. Шееле выделил и описал свойства многих природных орга­нических лекарственных и вспомогательных веществ (молочную, винную, лимонную, щавелевую, яблочную кислоты, глицерин и др.). Французский химик Шев-рель исследовал строение растительных и животных жиров, объяснил их омыление, выделил различные жирные кислоты.

На способы получения, стабилизацию и оценку качества лекарственных средств большое влияние оказал радикальный переворот, который произошел в XIX в. в химии. В результате исследований А. Лавуа­зье, Д. Пристли, К- Бертолле, А. Фуркруа и др. в хи­мии сложились новые научные представления: оконча­тельно утвердился закон сохранения материи (массы); появилась химическая номенклатура; возникли поня­тия «кислород», «водород» и др.; была раскрыта природа горения и опровергнута теория ■ флогистона. На основе молекулярно-атомистических представлений в XIX в. были проведены фундаментальные исследо­вания и сформулированы основные понятия общей химии.

Крупнейшим достижением химии XIX в. стало от­крытие Д. И. Менделеевым (1869) одного из основных законов естествознания — периодического закона хи­мических элементов и создание периодической системы элементов.

В XIX в. значительными достижениями технологии лекарственных форм является изобретение Уильямом Брокдоном таблеток (1843), внедрение французским фармацевтом Лехабом твердых желатиновых капсул (1846), использование в качестве основ для мазей ва­зелина (1873) и ланолина (1875). Ланолин применял­ся еще в Древней Греции, но в средние века был забыт. Заслуга возрождения применения ланолина

принадлежит немецкому фармакологу проф. О. Либ-райху.

Большое влияние на фармацевтическую техноло­гию оказали достижения микробиологии. Француз­ский ученый Л. Пастер (1822—1895) и другие дока­зали, что брожение и гниение являются следствием жизнедеятельности низших микроорганизмов. Под влиянием работ Л. Пастера английский хирург Д. Ли­стер предложил способ предохранения ран от нагное­ния («ничто не должно касаться раны, не будучи обеспложенным») при помощи карболовой кислоты (1867). В конце 80-х годов XIX в. метод Д. Листера был дополнен физическими способами стерилизации.

Вехами в развитии технологии инъекционных раст­воров являются: внедрение метода стерилизации паром в аппарате Коха (1885); результаты изучения голландского физиолога Д. Хамбургера внутрисосуди-стого применения гипо- и гипертонических растворов, а также использование 0,9 % раствора натрия хлорида вкачестве физиологического раствора (1885); предло­жение В. Беркефельда о стерилизации растворов путем фильтрования через керамические свечи (1891). В 1916 г. лауреат Нобелевской премии австрийский физикохимик Р. Жигмонди изготовил мембранные фильтры из производных целлюлозы.

Наши рекомендации