Тема «Организация пожарной безопасности»
Подготовил
Студент 1 группы 1 курса
Лечебного факультета
Пушкин И.И
Проверила
Яковлева М.С.
Витебск - 2013
Содержание
Введение. 3
1 Главная часть. 4
1.1 Заголовок второго уровня. 4
1.1.1 Заголовок третьего уровня. 4
1.1.2 Заголовок третьего уровня. 4
1.2 Заголовок второго уровня. 5
1.2.1 Заголовок третьего уровня. 5
Заключение. 6
Список использованной литературы.. 7
Введение
Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства и всего.
Элементами системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Во время чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий большинство людей теряют или сохраняют жизнь непосредственно сразу же после наступления такого события. Люди рассчитывают на быстрое и эффективное реагирование больниц как единственную надежду и опору для поддержки.
Трагическая ситуация в случае крупных чрезвычайных ситуаций еще более усугубляется, если медицинские учреждения не выполняют свою задачу. Когда рушится больница или когда ее функционирование прерывается, люди, зависящие от экстренной помощи, могут потерять жизнь. Перерывы в регулярных службах также могут быть смертельно опасными.
Большое внимание в последнее время уделяется усилению пожарной безопасности больниц, диспансеров, интернатов для инвалидов и пожилых людей.
Обострил внимание к этой проблеме ряд трагических происшествий в лечебных учреждениях, повлекших за собой гибель больных и персонала, особенно пожар в наркологической больнице №17 в Москве в декабре 2006 г., при котором погибло 45 пациентов. Причем, как установило следствие, как правило, причиной трагедии является халатность и пренебрежение своими служебными обязанностями руководителей объектов экономики и органов исполнительной власти, курирующих это направление.
Приведенные данные о пожарах в Российской Федерации в значительной мере обусловлены недостаточной защищенностью населения от пожаров, особенно малоимущих, пенсионеров, детей.
Причинами такого положения являются: отставание средств спасения и тушения пожаров от современных технологий, строительной и промышленной индустрии; недостаточное организационное и информационное обеспечение мероприятий пожарной безопасности объектов городов и населенных пунктов; низкая техническая оснащенность подразделений пожарной охраны как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств. Особую опасность представляют пожары для персонала и пациентов ЛПУ.
В среднем ежедневно на лечении в стационаре в 8 400 больницах, 1 502 поликлиниках, 106 клиниках научно-исследовательских институтов и вузов и других ЛПУ в нашей стране находится около 3 млн. чел., около 130 тыс. больных получают лечение в дневных стационарах. Нельзя утверждать, что все перечисленные группы людей – маломобильны, но, тем не менее до 250 тыс. больных ежесуточно в стране находятся на лечении в ЛПУ в беспомощном положении по состоянию здоровья. Если добавить к этой цифре пациентов в домах престарелых и интернатах, то станет ясно, насколько важен вопрос об оказании им необходимой помощи извне при пожарах в этих учреждениях.
Основная доля пожаров (58%) приходится на ЛПУ. Количество пожаров в них за последние 5 лет уменьшилось с 560 до 247 (-56%), однако число погибших при пожарах возросло с 2 чел. в 2006 г. до 62 чел. в 2008 г., при этом характерными условиями, способствующими гибели людей при пожарах, являются: состояние алкогольного опьянения (53%), состояние сна (18%) и нетранспортабельность пострадавших (14%). Наиболее распространенными причинами возникновения пожаров на данных объектах послужили: неосторожное обращение с огнем (30%), нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов (24%) и неосторожность при курении (16%).
Практически каждый второй пожар в ЛПУ происходит на объектах, имеющих стационары. Именно поэтому со стороны органов государственного пожарного надзора им уделяется повышенное внимание, в том числе и при осуществлении административно-правовой деятельности.
Вместе с тем акты проверок, рекомендации и требования пожарных инспекторов МЧС Беларуси ликвидировать нарушения пожарной безопасности зачастую игнорируются, а возможности воздействия на руководителей учреждений ограничиваются малодейственными судебными исками и публикацией списков объектов, опасных в пожарном отношении.
Следует заметить, что даже в самой лучшей клинике не всегда нетранспортабельные больные размещены на этаже, который имеет пандусы для эвакуации их на носилках на улицу. Очевидно, что при неработающем лифте с 5-го этажа клиники по узкой лестнице на носилках невозможно быстро вынести 8–10 больных.
Не имеют централизованной системы водоснабжения 20% ЛПУ страны, 30% – находятся в аварийном состоянии или представляют собой деревянные постройки.
Следует подчеркнуть, что заблаговременное планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов здравоохранения при пожаре, разработка паспортов безопасности объектов здравоохранения, планов пожарной безопасности, план действий ЛПУ в ЧС позволяют существенно снизить риск и смягчить последствия ЧС.
3 Обязанности руководителей, должностных лиц и других работников учреждения по обеспечению пожарной безопасности
Общие положения:
Настоящие Правила устанавливают основные требования пожарной безопасности для лечебно-профилактических, санитарно-профилактических, аптечных и детских учреждений, научно-исследовательских центров и институтов, учебных заведений, других организаций и предприятий системы здравоохранения
При расположении на территории учреждений зданий, сооружений и помещений другого функционального назначения (культурно-зрелищные, торговые, общественного питания и др.) наряду с настоящими Правилами следует также выполнять требования соответствующих общесоюзных и отраслевых (по функциональному назначению) правил пожарной безопасности, стандартов и других нормативных документов.
Все работающие в учреждении (независимо от занимаемой должности и характера выполняемой работы) обязаны четко знать и строго выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, могущих привести к взрыву или пожару.
В случае обнаружения пожара каждый сотрудник обязан:
- немедленно сообщить об этом в пожарную охрану;
- принять меры к эвакуации людей;
- при необходимости обесточить приборы и оборудование, отключить вентиляцию;
- приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения (огнетушитель, внутренний пожарный кран, установка пожаротушения и т.п.);
- принять меры по вызову к месту пожара руководителя подразделения.
Руководители учреждений и их структурных подразделений, воспитатели, медицинский и обслуживающий персонал, а также лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в установленном законом порядке.
Обязанности руководителя учреждения
В соответствии с действующим законодательством ответственность за обеспечение пожарной безопасности учреждений несут персонально их руководители.
Руководитель учреждения обязан:
- организовать изучение и обеспечить выполнение настоящих Правил всеми работниками учреждения;
- установить на территории, в зданиях, сооружениях и помещениях объекта строгий противопожарный режим. Обеспечить соблюдение его всеми руководителями структурных подразделений, медицинским и обслуживающим персоналом, инженерно-техническими работниками, служащими, учащимися, рабочими, больными и отдыхающими;
- ежегодно разрабатывать конкретные планы практических мероприятий по совершенствованию уровня противопожарной защиты учреждения. Включать в планы экономического и социального развития объекта противопожарные мероприятия;
- организовать разработку памяток для больных и отдыхающих и инструкций по пожарной безопасности, исходя из особенностей пожарной опасности отдельных помещений, участков и производств, не допуская при этом снижения требований безопасности, установленных настоящими Правилами;
- назначить приказом лиц, ответственных за пожарную безопасность по каждому участку территории, зданию, сооружению, отделению, помещению, инженерной сети, установке и т.п.;
- организовать и утвердить приказами составы добровольной пожарной дружины и пожарно-технической комиссии, обеспечить их работу в соответствии с действующими положениями.
- обеспечить круглосуточное дежурство обслуживающего персонала в учреждениях с постоянным пребыванием людей. Регулярно (но не реже одного раза в месяц) проверять качество несения дежурства работниками сторожевой охраны и ответственными дежурными из числа обслуживающего персонала, а также знание ими своих действий на случай пожара или иных чрезвычайных ситуаций. Обеспечить дежурных ручными электрическими фонарями;
- установить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (Приложение 3), место проведения инструктажа и занятий. Определить перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение данной работы, а также порядок учета лиц, прошедших противопожарный инструктаж и обучение по программам пожарно-технического минимума;
- определить перечень должностей и структурных подразделений, работники которых должны проходить обучение по программе пожарно-технического минимума;
- обеспечить разработку (корректировку) планов эвакуации людей и материальных ценностей на случай пожара (Приложение 4) и инструкций к этим планам, проводить не реже одного раза в год практические занятия по их отработке;
- каждое здание, помещение, участок территории учреждения обеспечить необходимыми средствами пожаротушения, связи и сигнализации, наглядной агитацией, знаками безопасности, системами оповещения людей на случай пожара и содержание их в постоянном исправном состоянии;
- обеспечить своевременное эксплуатационно-техническое обслуживание систем противопожарной защиты в сроки и объемах, предусмотренных инструкциями предприятий-изготовителей и действующими нормативными документами;
- приказом по учреждению определить порядок проведения огневых, огнеопасных и строительно-монтажных работ;
- обеспечить своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предлагаемых органами государственного пожарного надзора.
Обязанности руководителей лабораторий, отделов, отделений, цехов, складов, мастерских, медпунктов, гаражей, прачечных, пищеблоков, котельных и других структурных подразделений:
Ответственность за пожарную безопасность лабораторий, отделов, отделений, цехов, установок, складов, мастерских, медпунктов, участков, гаражей, прачечных, пищеблоков, котельных, инженерных сетей и других структурных подразделений несут руководители этих подразделений.
Руководители научных групп являются ответственными за пожарную безопасность по работам, проводимым в группе.
Руководители структурных подразделений обязаны:
- обеспечить на вверенных участках строгое выполнение работающими, больными и отдыхающими настоящих Правил и инструкций о мерах пожарной безопасности;
- своевременно выполнять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на закрепленном участке;
- следить за состоянием путей эвакуации, правильностью эксплуатации электроустановок, сетей, агрегатов и другого оборудования; обеспечить свободный доступ к ним;
- знать правила содержания и применения имеющихся на закрепленном участке средств пожаротушения, сигнализации и связи, следить за их постоянной готовностью к действию;
- производить проверку противопожарного состояния помещений перед их закрытием и принимать меры к устранению выявленных недостатков, отражая результаты проверки в журнале.
-следить за тем, чтобы после окончания работы проводилась уборка рабочих мест и помещений, отключалась электросеть, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям технологического регламента должны функционировать круглосуточно;
- разрабатывать для больных и отдыхающих памятки по пожарной безопасности и ознакамливать их с ними;
- не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж или показавших неудовлетворительные знания, а также не получивших зачет по безопасным методам работы;
- проводить первичные, повторные и внеплановые инструктажи по пожарной безопасности с рабочими и служащими;
- участвовать в разработке планов эвакуации людей и материальных ценностей на случай возникновения пожара и в проведении (не реже одного раза в год) их практической отработки.
Обязанности ответственного дежурного по учреждению:
Контролировать соблюдение правил пожарной безопасности, а также знать количество находящихся в учреждении людей (больных, отдыхающих и т.д.), порядок вызова пожарной охраны, эвакуации людей и материальных ценностей, места расположения первичных средств пожаротушения (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, пожарных щитов и т.д.), средств связи и сигнализации (телефонов, радиостанций, кнопочных пожарных извещателей) и порядок пользования ими.
Периодически проверять несение службы дежурным персоналом и соблюдение им противопожарного режима, делая записи в рабочем журнале о всех замечаниях и отдельных указаниях.
Проверять исправность средств пожаротушения и их укомплектованность, работоспособность средств связи и пожарной сигнализации, состояние путей эвакуации, въездов и дорог на территории учреждения.
Принимать меры к отключению при необходимости установок, приборов и другого оборудования в случае обнаружения несоответствия проводимых работ требованиям технологических регламентов или неполадок, которые могут привести к взрыву или пожару.
Сообщать ежесуточно в пожарную охрану о количестве остающихся на ночь детей, больных и отдыхающих в учреждениях с круглосуточным их пребыванием.
В случае пожара или загорания вызвать пожарную охрану, принять меры к обеспечению безопасности людей, сообщить руководителю учреждения и организовать тушение пожара силами дежурной смены.
Докладывать руководству учреждения о всех выявленных нарушениях правил пожарной безопасности и принятых мерах по их устранению за время своего дежурства.
Обязанности инженера (старшего инженера) по пожарной безопасности:
Руководит пожарно-профилактической работой, контролирует соблюдение действующих правил и норм по пожарной безопасности, а также установленного противопожарного режима в учреждении.
Подчиняется руководителю учреждения.
Функциональные обязанности:
- разрабатывает и ведет документацию по пожарной безопасности;
- вносит предложения в планы работы учреждения по обеспечению пожарной безопасности;
- участвует в разработке инструкций по пожарной безопасности;
- согласовывает инструкции о мерах пожарной безопасности структурных подразделений учреждения;
- проводит вводный противопожарный инструктаж со всеми вновь принимаемыми на постоянную и временную работу;
- контролирует проведение противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму;
- участвует в организации и руководит подготовкой добровольных пожарных дружин и боевых расчетов;
- участвует в работе (выполняет функции секретаря) пожарно-технической комиссии;
- определяет потребность учреждения в первичных средствах пожаротушения, ведет их учет;
- контролирует наличие и содержание первичных средств пожаротушения в подразделениях учреждения;
- осуществляет контроль за техническим состоянием и правильной эксплуатацией установок пожарной автоматики;
- проводит комплексные и выборочные проверки противопожарного состояния учреждения и его подразделений;
- участвует в расследовании причин происшедших пожаров;
- изучает и распространяет в учреждении передовой опыт пожарно-профилактической работы;
- проводит разъяснительную, воспитательную работу с сотрудниками учреждения по вопросам пожарной безопасности;
- разрабатывает и вносит руководству учреждения предложения по улучшению состояния пожарной безопасности.
Участвует в рассмотрении проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт лечебных, лабораторных, производственных, складских и других помещений и зданий с целью определения ее соответствия требованиям норм и правил пожарной безопасности.
4 Противопожарный режим в учреждении