Техника выполнения посадки с одним неработающим двигателем.

а) При отказе одного двигателя и в случае невозможности выполнения горизонтального полета с работающим исправным двигателем на чрезвычайном режиме необходимо выполнить снижение на скорости 120 км/ч с вертикальной скоростью не более 3 м/с до высоты 500-1000 м,далее снижение следует

выполнять с вертикальной скоростью 1,5-2 м/с до высоты 100 м. На режиме снижения подобрать площадку для выполнения посадки. Заход на посадку желательно выполнять против ветра.

С высоты 100 м следует плавно уменьшать скорость таким образом, чтобы значение скорости полета было примерно на 20 км/ч больше числового значения текущей высоты.

К высоте 20 м поступательную скорость следует выдерживать в пределах

50 - 70 км/ч.

С высоты 15-20 м необходимо увеличить угол тангажа до 10-20 град. К моменту приземления следует плавно уменьшить угол тангажа до посадочного значения 8 -9 град.

Общий шаг с высоты 10-15 м увеличивается с таким расчетом, чтобы к моменту приземления он был максимальным.

После приземления, рычаг общего шага перевести вниз до упора, плавным перемещением ручки управления от себя опустить вертолет на переднюю стойку шасси, использовать тормоза колес.

В аварийной обстановке, при посадке вертолета на местность, исключающую пробег, выполнять посадку без поступательной скорости за счет ее уменьшения на режиме снижения и перед приземлением с большим углом тангажа.

б) При внезапном полном отказе одного двигателя на высоте ниже 100 м необходимо:

- уменьшить общий шаг НВ на величину, необходимую для сохранения частоты вращения НВ не менее 92 %;

- ручкой управления энергично увеличить угол тангажа вертолета на 10-15 град. если скорость полета была более 150 км/ч;

- определить по показаниям приборов отказавший двигатель, перевести его кран останова в закрытое положение и дать команду Б/М "Закрыть пожарный кран отказавшего двигателя".

- на скорости 150-120 км/ч перевести вертолет в горизонтальный полет;

- принять решение на выполнение посадки на площадке, подобранной с воздуха или на ближайшем аэродроме.

в) При отказе двигателя на висении (высота висения до 5 м), необходимо:

- соответствующим отклонением органов управления парировать возникающий крен и разворот;

- немедленно с началом снижения вертолета отклонением рычага общего шага вверх до упора уменьшить вертикальную скорость к моменту приземления;

- после приземления уменьшить общий шаг НВ до минимального, установить краны останова в закрытое положение и дать команду Б/М закрыть пожарные краны двигателей.

г) При отказе двигателя на висении (высота висения до 10 м) необходимо:

- немедленно уменьшить общий шаг НВ на 1-2 град. с одновременным парированием возникающих крена и разворота соответствующим отклонением ручки управления и педалей;

- с высоты 5-3 м отклонением рычага общего шага НВ вверх до упора

с максимально возможным темпом уменьшить вертикальнуюскорость к моменту приземления удерживая вертолет от разворота и крена, далее

действовать, как указано в п. в).

д) При отказе двигателя на висении (высота висения более 110 м) необходимо:

- немедленно уменьшить общий шаг НВ на величину, необходимую для

сохранения частоты вращения НВ не менее 92 %;

- отклонением ручки управления и педалей парировать возникающие крен

и разворот;

- перевести вертолет в разгон с углом тангажа на пикирование до 15°;

- после разгона до скорости 80-100 км/ч перевести вертолет в горизонтальный полет;

- дальнейший полет выполнять на.скорости 120 км/ч для подбора площадки и посадки.

е) При отказе двигателя на взлете (высота до 10 м, скорость полета 60 км/ч и менее) необходимо:

- уменьшением общего шага НВ перевести вертолет на снижение, не допуская .уменьшения частоты вращения НВ менее 92 %;

- ручкой управления и педалями парировать возникающие крен и разворот;

- отклонением ручки управления придать вертолету посадочный угол;

- при достижении высоты 2-3 м энергичным отклонением рычага общего шага НВ вверх уменьшить вертикальную скорость и выполнить приземление вертолета с коротким пробегом на основные колеса;

- опустить переднее колесо и рычаг общего шага вниз ди упора с одновременным отклонением ручки управления от себя на 1/3-1/4 хода и

применить тормоза колес;

- после останова вертолета Б/М установить краны останова в закрытое положение и закрыть пожарные краны обоих двигателей.

ж) При отказе двигателя на взлете (высота более 10 м, скорость более

60 км/ч) необходимо:

- энергичным отклонением рычага общего шага не допустить уменьшение

частоты вращения НВ ниже 92 %;

- отклонением ручки управления парировать возникающие крен и разворот;

- на высоте 5-3 м придать вертолету посадочное положение;

- отклонением ручки управления на себя произвести уменьшение поступательной скорости вертолета в зависимости от полетой массы таким

образом, чтобы приземление произошло: при полетной массе 11100 кг и более на скорости 30 км/ч, при полетной массе до 11100 кг - на скорости 20-10 км/час; - после приземления установить общий шаг НВ 4-5° и вьщерживать его

постоянным до полной остановки вертолета;

- после остановки вертолета КВС ручку управления установить в нейтральное положение, рычаг общего шага опустить вниз до упора, Б/М установить краны останова в закрытое положение и закрыть пожарные краны обоих двигателей.

В случае отказа двигателя на взлете при высоте более 10 м и скорости

более 50 км/ч и невозможности безопасной посадки прямо перед собой

возможно выполнение продолженного взлета.

Для этого необходимо:

- рычагом общего шага увеличить режим работающего двигателя вплоть

до чрезвычайного, не допуская уменьшения частоты вращения НВ менее

92%парировать кренение и разворот вертолета;

- продолжить разгон вертолета уменьшением угла тангажа на 10-15° от исходного;

- на скорости 80-120 км/ч перевести вертолет в набор высоты;

- выполнить заход на посадку и посадку в соответствии с указаниями п. а).

з) При отказе одного двигателя над водной поверхностью и невозможности продолжения полета в силу каких-либо обстоятельств, необходимо выполнить аварийное приводнение в соответствии с рекомендациями п.6.7.3.а).-ж). с минимально возможными поступательной и вертикальной скоростями.

На вертолете, оборудованном системой аварийного приводнения на скорости полета свыше 150 км/ч необходимо уменьшить ее до величины менее 150 км/ч и произвести выпуск поплавков, включением выключателя НАДУВ ПОПЛАВКОВ на левом рычаге шаг-газ. Приводнение следует выполнять, по возможности, против ветра вдоль фронта волн. Техника посадки на воду с использованием поплавков аналогична технике посадки на суше.

Наши рекомендации