Определение фракционного состава бензина разгонкой

Оборудование:

— колба на 100 мл;

— холодильник;

— мерный цилиндр на 100 мл;

— мерный цилиндр на 10 мл воронка;

— штатив;

— колбонагреватель;

— термометр;

— образец топлива.

Порядок выполнения работы

1. Чистым сухим цилиндром отметить 100 мл испытуемого топлива и залить его в колбу.

2. Установить в колбу термометр. (Термометр устанавливает­ся при помощи пробки так, чтобы верхний край шарика термо­метра был на уровне нижнего края отводной трубки.)

3. Установить колбу в колбонагреватель и соединить с холо­дильником.

4. Установить мерный цилиндр под нижний конец трубки холодильника. Цилиндр устанавливается так, чтобы трубка холо­дильника входила в него не менее чем на 25 мм, но не ниже от­метки 100 мл и не касалась его стенок. Цилиндр на время пере­гонки закрыть ватой для уменьшения потерь на испарение. При перегонке бензина цилиндр поставить в стеклянный сосуд с во­дой, температуру которой поддерживают в пределах 20±3 °С.

5. Включить колбонагреватель. Нагрев вести так, чтобы пер­вая капля топлива упала с конца трубки холодильника не ранее

152

Лабораторная работа № 1

Определение качества бензина

153



Определение фракционного состава бензина разгонкой - student2.ru 5 и не позже 10 минут от начало нагрева. В противном случае вести регулирование высоты пламени горелки.

6. Отметить температуру, при которой упадает первая капля топлива, как температуру начала перегонки.

7. После падения первой капли топлива перегонку вести с равномерной скоростью 4—5 мл в минуту, что соответствует 20—25 каплям за 10 с.

8. Отметить температуру после отгона каждых 10 мл топлива. Для облегчения замеров необходимо, чтобы перегоняемое топ­ливо с нижнего конца трубки холодильника стекало по стенке приемного цилиндра. Для этого после падения первой капли мерный цилиндр сдвинуть так, чтобы конец трубки холодильни­ка коснулся внутренней стенки цилиндра. Для проверки скоро­сти перегонки по отсчету капель цилиндр на короткое время от­ставляют от конца трубки холодильника с тем, чтобы капли топ­лива падали по центру цилиндра. По мере повышения температуры усиливать подогрев колбы, чтобы скорость пере­гонки была постоянной.

9. После отгона 90 мл топлива нагрев колбы усилить до по­явления синих язычков пламени из окошек нижней части кожу­ха так, чтобы до конца перегонки прошло от 3 до 5 минут.

10. Не уменьшая размера пламени, следить за термометром и
при снижении температуры на 5—10 °С от максимального значе­
ния горелку погасить и дать стечь конденсату в течение 5 мин.

И. Максимальную температуру, достигнутую при разгонке, отметить как температуру конца разгонки.

12. После прекращения разгонки верхнюю часть кожуха снять и охладить прибор в течение 5 мин.

13. Горячий остаток из колбы слить в мерный цилиндр емко­стью 10 мл, охладить его до комнатной температуры и опреде­лить оставшееся количество. Затем вычислить потери, которые составляют разность между 100 % бензина, залитого в колбу, и суммой процентов собранного конденсата и остатка.

14. Результаты разгонки занести в отчет.

15. Построить график фракционного состава топлива. Для этого по горизонтальной оси откладывают значения температур перегонки, а по вертикальной — соответствующие им значения объемов испарившегося топлива. На пересечении перпендикуля­ров, восстановленных из отложенных на осях значений, полу­чатся точки кривой графика разгонки бензина или графика его фракционного состава.

Составление отчета

1. По результатам анализов заполнить таблицу по форме: Отчет о лабораторной работе по оценке качества

(указать наименование и марку продукта)

Цель работы  
Задание  
Результаты оценки Основные показатели качества оцениваемого образца
Наименование показателей По ГОСТу Полученные на основании проведенных анализов
Цвет    
Механические примеси, вода    
Водорастворимые кислоты щелочи    
Плотность, кг/м3 при 20 °С    
Фракционный состав, °С: 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%   л
Заключение о при­годности образца к применению _________________________________________________________________ II

2. Построить график разгонки бензина согласно пункту 15 порядка выполнения работы.

3. С помощью номограммы (рис. 1.3) сделать эксплуатацион­ную оценку по фракционному составу бензина.

На горизонтальной оси номограммы отложены температуры характерных точек разгонки бензина, а на вертикальной — тем­пература наружного воздуха.

Для оценки пусковых свойств найти два значения температу­ры наружного воздуха, являющиеся нижними границами легкого



Лабораторная работа № 1


Наши рекомендации