Определение фракционного состава бензина разгонкой
Оборудование:
— колба на 100 мл;
— холодильник;
— мерный цилиндр на 100 мл;
— мерный цилиндр на 10 мл воронка;
— штатив;
— колбонагреватель;
— термометр;
— образец топлива.
Порядок выполнения работы
1. Чистым сухим цилиндром отметить 100 мл испытуемого топлива и залить его в колбу.
2. Установить в колбу термометр. (Термометр устанавливается при помощи пробки так, чтобы верхний край шарика термометра был на уровне нижнего края отводной трубки.)
3. Установить колбу в колбонагреватель и соединить с холодильником.
4. Установить мерный цилиндр под нижний конец трубки холодильника. Цилиндр устанавливается так, чтобы трубка холодильника входила в него не менее чем на 25 мм, но не ниже отметки 100 мл и не касалась его стенок. Цилиндр на время перегонки закрыть ватой для уменьшения потерь на испарение. При перегонке бензина цилиндр поставить в стеклянный сосуд с водой, температуру которой поддерживают в пределах 20±3 °С.
5. Включить колбонагреватель. Нагрев вести так, чтобы первая капля топлива упала с конца трубки холодильника не ранее
152
Лабораторная работа № 1
Определение качества бензина
153
5 и не позже 10 минут от начало нагрева. В противном случае вести регулирование высоты пламени горелки.
6. Отметить температуру, при которой упадает первая капля топлива, как температуру начала перегонки.
7. После падения первой капли топлива перегонку вести с равномерной скоростью 4—5 мл в минуту, что соответствует 20—25 каплям за 10 с.
8. Отметить температуру после отгона каждых 10 мл топлива. Для облегчения замеров необходимо, чтобы перегоняемое топливо с нижнего конца трубки холодильника стекало по стенке приемного цилиндра. Для этого после падения первой капли мерный цилиндр сдвинуть так, чтобы конец трубки холодильника коснулся внутренней стенки цилиндра. Для проверки скорости перегонки по отсчету капель цилиндр на короткое время отставляют от конца трубки холодильника с тем, чтобы капли топлива падали по центру цилиндра. По мере повышения температуры усиливать подогрев колбы, чтобы скорость перегонки была постоянной.
9. После отгона 90 мл топлива нагрев колбы усилить до появления синих язычков пламени из окошек нижней части кожуха так, чтобы до конца перегонки прошло от 3 до 5 минут.
10. Не уменьшая размера пламени, следить за термометром и
при снижении температуры на 5—10 °С от максимального значе
ния горелку погасить и дать стечь конденсату в течение 5 мин.
И. Максимальную температуру, достигнутую при разгонке, отметить как температуру конца разгонки.
12. После прекращения разгонки верхнюю часть кожуха снять и охладить прибор в течение 5 мин.
13. Горячий остаток из колбы слить в мерный цилиндр емкостью 10 мл, охладить его до комнатной температуры и определить оставшееся количество. Затем вычислить потери, которые составляют разность между 100 % бензина, залитого в колбу, и суммой процентов собранного конденсата и остатка.
14. Результаты разгонки занести в отчет.
15. Построить график фракционного состава топлива. Для этого по горизонтальной оси откладывают значения температур перегонки, а по вертикальной — соответствующие им значения объемов испарившегося топлива. На пересечении перпендикуляров, восстановленных из отложенных на осях значений, получатся точки кривой графика разгонки бензина или графика его фракционного состава.
Составление отчета
1. По результатам анализов заполнить таблицу по форме: Отчет о лабораторной работе по оценке качества
(указать наименование и марку продукта)
Цель работы | ||
Задание | ||
Результаты оценки | Основные показатели качества оцениваемого образца | |
Наименование показателей | По ГОСТу | Полученные на основании проведенных анализов |
Цвет | ||
Механические примеси, вода | ||
Водорастворимые кислоты щелочи | ||
Плотность, кг/м3 при 20 °С | ||
Фракционный состав, °С: 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% | л | |
Заключение о пригодности образца к применению | _________________________________________________________________ II |
2. Построить график разгонки бензина согласно пункту 15 порядка выполнения работы.
3. С помощью номограммы (рис. 1.3) сделать эксплуатационную оценку по фракционному составу бензина.
На горизонтальной оси номограммы отложены температуры характерных точек разгонки бензина, а на вертикальной — температура наружного воздуха.
Для оценки пусковых свойств найти два значения температуры наружного воздуха, являющиеся нижними границами легкого
Лабораторная работа № 1