Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током
ЛЕКЦИЯ № 30
«Безопасность при техническом обслуживании электрических приводов .Общие требования по обеспечению безопасности труда при эксплуатации электроприводов.»
Меры электробезопасности при эксплуатации судового электрообрудования
Основные положения
Вопросам электробезопасности на современных судах, имеющих широкую сеть электрифицированных механизмов, средств электрической автоматики контроля, сигнали
зации, измерения и защиты в условиях высокой влажности, тесноты судовых помещений и наличия металлических конструкций, придается первостепенное значение.
Эксплуатация судовых электротехнических устройств и систем объединяет комп-
лекс работ по вахтенному и техническому обслуживанию, которые требуют от обслужива
ющего персонала глубоких профессиональных и технических знаний, выполнения правил безопасности при эксплуатации судовых установок, что в конечном итоге является самым главным по предупреждению травматизма на судах.
В процессе эксплуатации судового электрооборудования не исключается возмож-
ность повреждения изоляции электроустановок, заземляющих устройств, нарушения раз-
личного вида блокировок и других технических неисправностей, в результате которых об-
служивающий персонал подвергается опасности воздействия электрического напряжения.
К обслуживанию судового электрооборудования допускаются работники не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие необходимое электротехническое образова
ние и навыки самостоятельной работы на данных электротехнических установках.
Обслуживание электрооборудования, выполняемое судовым персоналом в процесс
се текущей эксплуатации, разделяется по степени опасности и необходимым мерам защи-
ты на три категории: при полном снятии напряжения, при частичном снятии напряжения и без снятия напряжения.
Работы, выполняемые при полном снятии напряжения, проводятся на обесточен-
ных участках или электроустановках, на которые исключается подача напряжения от дру-
гого электрооборудования, находящегося под напряжением. К работам этой категории от-
носятся все профилактические мероприятия, необходимый ремонт кнопок, магнитных пу-
скателей, реостатов, автоматических; воздушных выключателей и смена плавких вставок на различные величины токов.
Работы, выполняемые при частичном снятии напряжения, проводятся на обесто-
ченном участке, но соседние участки находятся под напряжением. Для исключения сопри-
косновения людей с участками, находящимися под напряжением, принимаются техниче-
ские и организационные меры: ограждение рабочих мест, наложение переносных заземлений, вывешивание плаката «Работать здесь».
Для предотвращения подачи напряжения к месту работы на включающих аппара-
тах устанавливаются механические замки,, изолирующие прокладки между контактами, и снимаются предохранители. На рукоятках коммутационной аппаратуры, при помощи кото
рой может быть подано напряжение к месту работы, вывешивается табличка «Не вклю-
чать - работают люди».
Вывешивание плакатов производится лицом, занимающимся отключением установ
ки и подготовкой места работ. Он проверяет отсутствие напряжения.
Работы, выполняемые без снятия напряжения, проводятся в аварийных случаях, в виде исключения на установках до 500 В судовым квалифицированным и опытным элект-
ротехническим персоналом под непосредственным руководством электромеханика.
Допускается под напряжением установка перемычек для шунтирования неисправ-
ных приборов, рубильников, выключателей, шунтирующих разъединителей, подтягивание гаек и болтов на выводах распределительных устройств.
Работающий под напряжением должен быть в головном уборе и в одежде с рука-
вами, застегнутыми у кистей рук, работать в диэлектрических перчатках и стоять на ди-
электрическом коврике или быть в диэлектрических галошах, пользоваться электромон-
тажным инструментом с изолированными рукоятками, при этом не касаться других токове
дущих частей, переборок и лиц, стоящих рядом на изолированной палубе, а также не применять для работы ножовки, напильники и металлические мерительные инструменты.
В порядке текущей эксплуатации судовому персоналу разрешается без снятия на-
пряжения производить обтирку и чистку корпусов электрических машин и оборудования, смазку подшипников, смену электрических ламп и перегоревших плавких вставок на вели
чину тока до 15 А с обязательным, применением изолирующих клещей, стоя на изолирую-
щем коврике в защитных очках.
Все работы, выполненные в порядке текущей эксплуатации, записывают в электро
техническом формуляре с указанием содержания и места их проведения и фамилии испол
нителя. Журнал ежедневно проверяет электромеханик.
Электромонтажные работы и смену ламп на высоте проводят с обязательным их отключением и при снятых предохранителях. Работы, выполняемые на высоте более 5 м над поверхностью палубы, считаются верхолазными. Их проводят с разрешения электро-
механика или старшего механика. С работающим на высоте, перед началом работы прово-
дят специальный инструктаж, выдают ему испытанный монтерский предохранительный пояс и страхующий канат. На предохранительном поясе должен стоять номер и дата оче-
редного испытания, которое проводится через каждые 6 мес при статической нагрузке 225 кг в течение 5 мин. Предохранительный пояс регистрируется в журнале учета и хранения средств защиты.
Ответственные оперативные переключения производятся по устному или телефон
ному распоряжению командного состава судна с последующим оформлением в вахтенном электротехническом журнале.
Наиболее ответственным мероприятием с точки зрения пожарной безопасности счи
тается промывка электрических машин и оборудования специальными моющими средства
ми. Для этого используются тампоны, кисти или струйные шприцы. Рукоятки и обоймы кистей выполняются из материалов, не вызывающих искрообразования. На месте протир-
ки или промывки машины устанавливают поддон емкостью не менее 3 л.
При протирке запас бензина на рабочем месте не должен превышать 0,25 л, а при промывке - 2 л. Емкости под бензин должны быть из латуни, алюминия или пластмасс с хорошо закрывающимися крышками.
Место промывки ограждают, устанавливают противопожарное оборудование, выве
шивают плакаты предупреждения и включают все виды вентиляции. Обтирочный матери-
ал после использования убирают в металлический ящик, закрывающийся крышкой.
Для обеспечения безопасности работ на судне эксплуатируемое электрооборудова-
ние надежно соединяют с корпусом судна. Переносный электроинструмент и переносные лампы подключают к сети переменного тока через разделяющие трансформаторы и соеди
няют с корпусом судна третьей жилой питающего кабеля. Сечение провода защитного за-
земления устанавливается равным сечению токопроводящей жилы кабеля до 16 мм вклю
чительно, но не менее 50% сечения токоведущих проводов, если сечение их более 16 мм . Однако применение защитного заземляющего провода сечением свыше 70 мм считается нецелесообразным.
Минимально допустимое сечение заземляющего медного провода устанавливается не менее 4 мм для силовых установок и не менее 2,5 мм для установочной арматуры и сетей освещения. В аппаратуре связи, сигнализации и теплового контроля сечение заземля
ющего провода выбирается не менее 1,5 мм . Установка предохранителей в проводах за-
земления не допускается.
Для создания надежного контакта между оборудованием и заземляющим проводом используются болтовые соединения при тщательной зачистке и лужении соприкасающих
ся поверхностей.
Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током
Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током долж-
ны обеспечивать: защиту от прикосновения к токоведущим частям, от перехода напряже-
ния на нетоковедущие части, от перехода высшего напряжения на сторону низшего, а так
же защитную сигнализацию и блокировку.
Защита от прикосновения к токоведущим частям является одной из главнейших мер по предотвращению поражений электрическим током, так как подавляющее число не-
счастных случаев происходит именно вследствие случайного прикосновения к токоведу-
щим частям.
В судовых электрических установках допускается применение ГЭРЩ только без ка
ких-либо обнаженных токоведущих частей на лицевой стороне. Пространство позади
ГЭРЩ, в тыловой части которых расположены голые токоведущие части, требующие об-
служивания, должны быть ограждены перегородками с дверями, запирающимися на ключ.
Кроме того, поскольку во время качки обслуживающий оператор может потерять
равновесие, вдоль задней стороны щита должны быть изолированные поручни, за которые можно держаться без опасения прикоснуться к токоведущим частям, находящимся под напряжением.
Для надежного обеспечения электробезопасности на судах предусматривают целый комплекс мероприятий:
1. Ограничение напряжения в главных цепях и цепях управления до 230 В постоян-
ного тока и 400 В переменного тока (кроме судов с ГЭУ), до 42 В для переносных инстру-
ментов, до 12 В для ручных переносных светильников.
Правила Регистра устанавливают следующие значения безопасного напряжения на судах: 55 В между полюсами постоянного тока; 55 В между фазами или между фазами и корпусом судна при переменном токе. При этом под безопасным понимают напряжение, не представляющее опасности для обслуживающего персонала.
2. Ограничение выбора систем распределения электроэнергии. На судах применяют 3-проводные системы с изолированной или компенсированной нейтралью. При 1-фазном касании токоведущих частей в системе с изолированной нейтралью значение тока, протее
кающего через тело человека, меньше, чем в системах с заземленной нейтралью (оно опре
деляется в основном электрической емкостью электросети относительно корпуса). При компенсации нейтрали сила тока значительно уменьшается.
3. Использование судового электрооборудования в морском исполнении, а также надежную изоляцию и закрытие токоведущих частей.
4. Применение защитного заземления, т. е. электрического соединения с корпусом судна корпусов электрических машин, металлических частей кожухов, корпусов пускоре-
гулирующей аппаратуры и распределительных устройств, светильников, измерительных приборов и др., работающих при напряжении свыше 12 В.
Рис. 18. 6. Схема защитного заземления корпуса приемника электроэнергии
Человек, прикоснувшийся к заземленному корпусу электродвигателя М, оказавшее
муся под напряжением, окажется включенным параллельно замыкающей перемычке X.
Сопротивление перемычки во много раз меньше сопротивления тела человека. Поэтому основная часть тока замыкания будет проходить через перемычку в виде тока 1х,а ток через тело человека Iч будет мал.
На схеме резисторами r1 и г2 обозначено сопротивление изоляции проводов 1 и 2 относительно корпуса.
5. Использование защитных устройств, снимающих напряжение при проникнове-
нии человека в опасную зону; применение индивидуальных защитных средств и изолиро
ванного инструмента, а также устройств защитного отключения и замыкания, компенсато
ров токов замыкания и др.
Для защиты от статического электричества используют материалы, имеющие удель
ное электрическое сопротивление не более 106 Ом*см, т. е. не являющиеся диэлектриче-
скими, и тщательно заземляют оборудование на корпус судна.