Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током

ЛЕКЦИЯ № 30

«Безопасность при техническом обслуживании электрических приводов .Общие требования по обеспечению безопасности труда при эксплуатации электроприводов.»

Меры электробезопасности при эксплуатации судового электрообрудования

Основные положения

Вопросам электробезопасности на современных судах, имею­щих широкую сеть электрифицированных механизмов, средств электрической автоматики контроля, сигнали

зации, измерения и защиты в условиях высокой влажности, тесноты судовых помеще­ний и наличия металлических конструкций, придается первостепенное значение.

Эксплуатация судовых электротехнических устройств и систем объединяет комп-

лекс работ по вахтенному и техническому обслу­живанию, которые требуют от обслужива

ющего персонала глубо­ких профессиональных и технических знаний, выполнения правил безопасности при эксплуатации судовых установок, что в конеч­ном итоге является самым главным по предупреждению травма­тизма на судах.

В процессе эксплуатации судового электрооборудования не исключается возмож-

ность повреждения изоляции электроустано­вок, заземляющих устройств, нарушения раз-

личного вида блоки­ровок и других технических неисправностей, в результате которых об-

служивающий персонал подвергается опасности воздействия электрического напряжения.

К обслуживанию судового электрооборудования допускаются работники не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие необходимое электротехническое образова

ние и навыки самостоятельной работы на данных элект­ротехнических установках.

Обслуживание электрооборудования, выполняемое судовым персоналом в процесс

се текущей эксплуата­ции, разделяется по степени опасности и необходимым мерам защи-

ты на три категории: при полном снятии напряжения, при ча­стичном снятии напряжения и без снятия напряжения.

Работы, выполняемые при полном снятии напряжения, проводятся на обесточен-

ных участках или электроустановках, на кото­рые исключается подача напряжения от дру-

гого электрооборудо­вания, находящегося под напряжением. К работам этой категории от-

носятся все профилактические мероприятия, необходимый ре­монт кнопок, магнитных пу-

скателей, реостатов, автоматических; воздушных выключателей и смена плавких вставок на различные величины токов.

Работы, выполняемые при частичном снятии напряжения, про­водятся на обесто-

ченном участке, но соседние участки находятся под напряжением. Для исключения сопри-

косновения людей с участками, находящимися под напряжением, принимаются техни­че-

ские и организационные меры: ограждение рабочих мест, нало­жение переносных заземлений, вывешивание плаката «Работать здесь».

Для предотвращения подачи напряжения к месту работы на включающих аппара-

тах устанавливаются механические замки,, изолирующие прокладки между контактами, и снимаются предо­хранители. На рукоятках коммутационной аппаратуры, при помо­щи кото

рой может быть подано напряжение к месту работы, вы­вешивается табличка «Не вклю-

чать - работают люди».

Вывеши­вание плакатов производится лицом, занимающимся отключени­ем установ

ки и подготовкой места работ. Он проверяет отсутствие напряжения.

Работы, выполняемые без снятия напряжения, проводятся в аварийных случаях, в виде исключения на установках до 500 В судовым квалифицированным и опытным элект-

ротехническим пер­соналом под непосредственным руководством электромеханика.

Допускается под напряжением установка перемычек для шунти­рования неисправ-

ных приборов, рубильников, выключателей, шун­тирующих разъединителей, подтягивание гаек и болтов на выво­дах распределительных устройств.

Работающий под напряжением должен быть в головном уборе и в одежде с рука-

вами, застегнутыми у кистей рук, работать в диэлектрических перчатках и стоять на ди-

электрическом коврике или быть в диэлектрических галошах, пользоваться электромон-

тажным инструментом с изолиро­ванными рукоятками, при этом не касаться других токове

дущих частей, переборок и лиц, стоящих рядом на изолированной палу­бе, а также не применять для работы ножовки, напильники и ме­таллические мерительные инструменты.

В порядке текущей эксплуатации судовому персоналу разрешается без снятия на-

пряжения производить обтирку и чистку корпусов электрических машин и оборудования, смазку подшипников, смену электрических ламп и перегорев­ших плавких вставок на вели

чину тока до 15 А с обязательным, применением изолирующих клещей, стоя на изолирую-

щем коври­ке в защитных очках.

Все работы, выполненные в порядке текущей эксплуатации, записывают в электро

техническом формуляре с указанием содер­жания и места их проведения и фамилии испол

нителя. Журнал ежедневно проверяет электромеханик.

Электромонтажные работы и смену ламп на высоте проводят с обязательным их отключением и при снятых предохранителях. Работы, выполняемые на высоте более 5 м над поверхностью па­лубы, считаются верхолазными. Их проводят с разрешения электро-

механика или старшего механика. С работающим на высоте, перед началом работы прово-

дят специальный инструктаж, выда­ют ему испытанный монтерский предохранительный пояс и стра­хующий канат. На предохранительном поясе должен стоять номер и дата оче-

редного испытания, которое проводится через каждые 6 мес при статической нагрузке 225 кг в течение 5 мин. Предохра­нительный пояс регистрируется в журнале учета и хранения средств защиты.

Ответственные оперативные переключения производятся по устному или телефон

ному распоряжению командного состава суд­на с последующим оформлением в вахтенном электротехническом журнале.

Наиболее ответственным мероприятием с точки зрения пожар­ной безопасности счи

тается промывка электрических машин и обо­рудования специальными моющими средства

ми. Для этого используются там­поны, кисти или струйные шприцы. Рукоятки и обоймы кистей выполняются из материалов, не вызывающих искрообразования. На месте протир-

ки или промывки машины устанавливают поддон емкостью не менее 3 л.

При протирке запас бензина на рабочем месте не должен превышать 0,25 л, а при промывке - 2 л. Емкости под бензин должны быть из латуни, алюминия или пластмасс с хорошо закрывающимися крышками.

Место промывки ограждают, устанавливают противопожарное оборудование, выве

шивают плакаты предупреждения и включают все виды вентиляции. Обтирочный матери-

ал после использования убирают в металлический ящик, закрывающийся крышкой.

Для обеспечения безопасности работ на судне эксплуатируемое электрооборудова-

ние надежно соединяют с корпусом судна. Переносный электроинструмент и переносные лампы подключают к сети переменного тока через разделяющие трансформаторы и соеди

няют с корпусом судна третьей жилой питающего кабеля. Сечение провода защитного за-

земления устанавливается равным сечению токопроводящей жилы кабеля до 16 мм Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током - student2.ru вклю

чительно, но не менее 50% сечения токоведущих проводов, если сечение их более 16 мм Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током - student2.ru . Однако применение защитного заземляющего про­вода сечением свыше 70 мм Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током - student2.ru считается нецелесообразным.

Минимально допустимое сечение заземляющего медного про­вода устанавливается не менее 4 мм Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током - student2.ru для силовых установок и не менее 2,5 мм Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током - student2.ru для установочной арматуры и сетей освещения. В аппаратуре связи, сигнализации и теплового контроля сечение заземля

ющего провода выбирается не менее 1,5 мм Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током - student2.ru . Установка предохранителей в проводах за-

земления не допускается.

Для соз­дания надежного контакта между оборудованием и заземляющим проводом используются болтовые соединения при тщательной за­чистке и лужении соприкасающих

ся поверхностей.

Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током

Конструк­тивные мероприятия по защите от поражения электрическим током долж-

ны обеспечивать: защиту от прикосновения к токоведущим ча­стям, от перехода напряже-

ния на нетоковедущие части, от перехода высшего напряжения на сторону низшего, а так

же защитную сиг­нализацию и блокировку.

Защита от прикосновения к токоведущим частям является одной из главнейших мер по предотвращению поражений электрическим током, так как подавляющее число не-

счаст­ных случаев происходит именно вследствие случайного прикосновения к токоведу-

щим частям.

В судовых электрических установках до­пускается применение ГЭРЩ только без ка

­ких-либо обнаженных токоведущих частей на лицевой стороне. Пространство позади

ГЭРЩ, в тыловой части которых расположены голые токоведущие части, требующие об-

служивания, должны быть ограждены перегородками с две­рями, запирающимися на ключ.

Кроме того, поскольку во время качки обслуживающий оператор может потерять

равновесие, вдоль задней стороны щита должны быть изолиро­ванные поручни, за которые можно держаться без опасения прикоснуться к токоведущим частям, находящимся под напряжением.

Для надежного обеспечения электробезопасности на судах преду­сматривают целый комплекс мероприятий:

1. Ограничение напряжения в главных цепях и цепях управления до 230 В постоян-

ного тока и 400 В переменного тока (кроме судов с ГЭУ), до 42 В для переносных инстру-

ментов, до 12 В для ручных пере­носных светильников.

Правила Регистра устанавли­вают следующие значения безопасного напряжения на судах: 55 В между полюсами постоянного тока; 55 В между фазами или между фазами и корпусом судна при переменном токе. При этом под безопас­ным понимают напряжение, не представляющее опасности для обслу­живающего персонала.

2. Ограничение выбора систем распределения электроэнергии. На судах применяют 3-проводные системы с изолированной или компен­сированной нейтралью. При 1-фазном касании токоведущих частей в системе с изолированной нейтралью значение тока, протее

кающего через тело человека, меньше, чем в системах с заземленной нейтралью (оно опре

деляется в основном электрической емкостью электросети относительно корпуса). При компенсации нейтрали сила тока значи­тельно уменьшается.

3. Использование судового электрооборудования в морском исполнении, а также надежную изоляцию и закрытие токоведущих частей.

4. Применение защитного заземления, т. е. электрического соедине­ния с корпусом судна корпусов электрических машин, металличе­ских частей кожухов, корпусов пускоре-

гулирующей аппаратуры и распределительных устройств, светильников, измерительных приборов и др., работающих при напряжении свыше 12 В.

Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током - student2.ru

Рис. 18. 6. Схема защитного заземления корпуса приемника электроэнергии

Человек, прикоснувшийся к заземленному корпусу электродвигателя М, оказавшее

муся под напряжением, окажется включенным параллель­но замыкающей перемычке X.

Сопротивление перемычки во много раз меньше сопротивления тела человека. Поэтому основная часть тока замыкания будет проходить через перемычку в виде тока 1х,а ток через тело человека Iч будет мал.

На схеме резисторами r1 и г2 обозначено сопротив­ление изоляции проводов 1 и 2 относительно корпуса.

5. Использование защитных устройств, снимающих напряжение при проникнове-

нии человека в опасную зону; применение индивидуаль­ных защитных средств и изолиро

ванного инструмента, а также уст­ройств защитного отключения и замыкания, компенсато

ров токов замыкания и др.

Для защиты от статического электричества используют материалы, имеющие удель

ное электрическое сопротивление не более 106 Ом*см, т. е. не являющиеся диэлектриче-

скими, и тщательно заземляют обору­дование на корпус судна.

Наши рекомендации