Обслуживание электроприводов ГПМ

ЛЕКЦИЯ № 28

«Техническое обслуживание ЭП ГПМ»

Техническое обслуживание электроприводов ГПМ

Основные сведения

При техническом обслуживании ЭП грузовых устройств необ­ходимо руководст-

воваться Правилами технической эксплуатации, где перечислено содержание работ и последовательность их выпол­нения, а также исходить из условий, в которых указанные ЭП эксплуатируются.

Электрооборудование грузовых устройств, рас­положенное на открытой палубе, в наибольшей мере подвержено воздействию окружающей среды, а при грузовых опера

циях работа его носит весьма напряженный характер. В результате возникают 2 группы отказов:

1. связанные с воздействием внешней среды;

2. свя­занные с напряженным режимом работы.

Отказы, связанные с воздействием внешней среды

Отказы первой группы обусловлены прежде всею недостаточной герметичностью ЭД и аппаратуры управления. Попадание влаги в обмотки ЭД приводят к выходу его из строя. Это происходит из-за неудовлетворительного выполнения коробок выво-

дов концов валов, фланцевых соединений корпуса с подшипниковыми щитами, наличи-

ем отверстий в корпусах ЭД для спуска масла и конденсата.

Из электрических аппаратов этот недостаток свойствен командоконтроллерам и конечным выключателям, подверженным воздей­ствию морской воды и волн непосред-

ственно. Проникновение влаги и солей в эти аппараты через уплотнения приводит к сни-

жению сопротивления изоляции, замыканиям на корпус, усиленной кор­розии, заеданию подвижных механических соединений, нарушению прилегания контактов и пр.

Отказы, связанные с напряженным режимом работы

Отказы второй группы связаны с перегрузкой ЭП и нарушением режима его эксп-

луатации. При этом часто возникают следующие неисправности:

1. Повреждение статорных обмоток, которое в АД происходит вследствие ухуд-

шения сопротивления изоляции под воздействием высоких температур, значитель-

но превышающих допустимые значения.

Возможны также случаи повреждения изоля­ции в период сборки АД. Основная причина перегрева статорных обмоток - несоответствие эксплуатационной производитель

ности ЭП грузового устройства допустимой по условиям нагрева.

2. Повреждения ротора, характеризующиеся обрывом стержней, а иногда и кон-

тактных колец короткозамкнутого ротора, и связанные с напряженным динамическим режимом, возникающим в многоскоростном АД из-за резкого изменения скоростей.

При наличии лопнувших стержней последние перемещаются в пазах, и внутрен­
ние клетки сдвигаются вдоль оси ротора. В последней стадии, когда все стержни обор-

ваны, выступающие из пазов стержни наружной пусковой клетки разрушаются отор-

вавшимися кольцами рабочей клетки, которые в свою очередь разрушают лобовые части ста­торных обмоток.

3. Повреждения контакторов, обусловленные весьма слабыми пластмассовыми

держателями, которые под воздействием температуры деформируются, вследствие чего возникают перекосы и заедания в подвижной системе, а также появляются трещины.

Так же происходит разрегулировка контактной и магнитной систем из-за
больших механических нагрузок при работе.

4. Неточное срабатывание коммутационной аппаратуры при быстрых пере-

кладках рукоятки контроллера, особенно при реверсировании ЭП, что приводит к большим броскам тока.

Это может вызвать выход обмотки ЭД из строя и подгорание контакторов
скорости.

При разрегулировке реле времени в ЭП с многоскорост­ным АД может произой

ти одновременное подключение двух ско­ростей, что также приводит к дополнитель-

ному нагреву и обгоранию контактов.

5. Ненадежная работа электромагнитных тормозов, обуслов­ленная тем, что при работе изменяется воздушный зазор между дисками. При разрегулированном электромагнитном тормозе про­исходит повышенный нагрев ЭД. а также поломка толка-

телей механически связывающих тормоз с экономическими выключате­лями. В процессе работы необходимо периодически измерять и вести запись размеров зазоров, чтобы иметь возможность следить за изнашиванием дисков и проводить соответствующую регулировку.

6. Нарушение регулировки конечных выключателей, происхо­дящее вследст-

вие изменяющейся деформации длины троса и при­ водящее к затягиванию гака в нок стрелы, перегрузке ЭД и др.

Для регулирования конечных или путевых выключателей механизм грузоподь

емного устройства подводят ЭП к положению, в котором выключатель должен срабо

тать, а кулачок регулируемого аппарата устанавливают так, чтобы соответствующие контакты разомкну­лись. Окончательно кулачки устанавливают в нормальных условиях работы механизма с некоторым опережением срабатывания кон­тактов, чтобы учесть свободный выбег механизма.

Обслуживание электроприводов ГПМ

Обслуживание ЭП грузоподъемных устройств, предусматриваю­щее осмотр и чистку электрооборудования без разборки или с раз­боркой, выполняется, как правило, в рейсе.

Проверка действия механизма проводится также перед началом грузовых работ. В этом случае электротехнический персонал проверяет действие командоконтроллеров, магнитных контроллеров, электромагнит­ных тормозов, блокировочных устройств.

Затем открывают венти­ляционные люки и проверяют работу механизма в целом на всех рабочих положениях контроллера.

Наши рекомендации