Барабанный вертикально-водотрубный паровой котел. Прямоточный паровой котел
Современным типом котла являются вертикально-водотрубные котлы с факельным сжиганием топлива, в которых горение топлива осуществляется во взвешенном состоянии в большом свободном объеме топочной камеры, все стены которой закрыты вертикальными трубами. Эти трубы (топочные экраны) интенсивно обогреваются, в них нагревается и частично испаряется вода при высоком давлении. Насыщенный пар из барабана поступает в змеевиковую поверхность пароперегревателя.
Подача топлива и воздуха для сжигания производится через горелки - устройства, обеспечивающие необходимое смешение топлива и воздуха в топочном объеме на выходе из горелки. При этом уголь для его сжигания в топку подается в виде мелкой пыли. Для улучшения сжигания топлива воздух подогревается в опускном газоходе котла в трубчатой поверхности воздухоподогревателя, что приводит к дополнительному снижению температуры газов на выходе из котла и повышению степени сгорания топлива.
Таким образом, получение перегретого пара из воды (что возможно только при термодинамических параметрах воды ниже критических: Ркр=22,56 МПа; Ткр~641 К) характеризуется последовательным протеканием следующих процессов: подогревом питательной воды до температуры насыщения или близкой к ней температуры, парообразованием и отделением насыщенного пара в барабане и, наконец, перегревом полученного пара до заданной температуры. Эти процессы имеют четкие границы раздела и осуществляются в трех типах теплообменников; экономайзере, испарителе и пароперегревателе.
Отличительной особенностью котла с контуром естественной циркуляции является наличие барабана, выполняющего роль сепаратора пара из потока пароводяной смеси, поступающей в него из топочных экранов.
Дальнейшим развитием паровых котлов явилось создание, так называемых, прямоточных котлов.
В отличие от барабанного котла прямоточные котлы могут работать и при сверхкритических параметрах рабочей среды, при которых для рабочей среды отсутствует понятие «агрегатное состояние», соответственно, отсутствует процесс испарения, следовательно, нет необходимости в сепарации пара от воды. Таким образом, при сверхкритическом давлении нет необходимости в барабане.
В целях непрерывного отвода теплоты и обеспечения нормального температурного режима металла поверхностей нагрева рабочая среда внутри труб (вода в экономайзере, пароводяная смесь в парообразующих трубах и перегретый пар в пароперегревателе) движется непрерывно.
Конструктивно паровой котел имеет П-образную (или Т- образную) форму, при этом в компоновочной схеме выделяются три элемента: топка, горизонтальный газоход и вертикальная конвективная шахта.
Топка. В ней сжигается органическое топливо (распыленная жидкость, взвешенная пыль, газ) с образованием факела пламени. На внутренних поверхностях ограждающих стен (из огнеупорных материалов) топки расположены пакеты труб (топочных экранов, уложенных по спирали с постоянным наклоном снизу вверх), воспринимающих теплоту излучения пламени (радиационного теплообмена). Наибольшее количество теплоты рабочая среда получает в топке.
Горизонтальный газоход. Он в верхней части котла соединяет топочную камеру с конвективной шахтой. По горизонтальному газоходу продукты сгорания отводятся из топки. В нем располагаются пароперегреватели.
Вертикальная конвективная шахта. В ней газы транспортируются вертикально вниз. В шахте размещены промежуточные водяной экономайзер и воздухоподогреватели, которые воспринимают теплоту за счет конвективного теплообмена.
[стр. 159-161]
Опасность статического электричества. Причины возникновения статического электричества. Воздействие статического электричества на организм человека. Защита от статического электричества.
Контактная электролизация возникает при трении двух диэлектрических или диэлектрического и проводящего материалов, если последний изолирован. При разделении двух диэлектрических материалов происходит разделение электрических зарядов, причем материал, имеющий большую диэлектрическую проницаемость, заряжается положительно, а меныпую - отрицательно. Чем больше различаются диэлектрические свойства материалов, тем интенсивнее происходит разделение и накопление зарядов. На соприкасающихся материалах с одинаковыми диэлектрическими свойствами (диэлектрической проницаемостью) зарядов не образуется.
Интенсивность образования электрических зарядов определяется различием электрических свойств в материалах, а также силой и скоростью трения. Чем больше сила и скорость трения и больше различаются электрические свойства, тем интенсивнее происходит образование электрических зарядов.
При прикосновении человека к предмету, несущему электрический заряд, происходит разряд последнего через тело человека. Величины возникающих при разрядке токов небольшие и они очень кратковремениы. Поэтому электротравм не возникает. Однако, разряд, как правило, вызывает рефлекторное движение человека, что в ряде случаев может привести к резкому движению, падению человека с высоты.
Кроме того, при образовании заряда с большим электрическим потенциалом вокруг них создается электрическое поле повышенной напряженности, которое вредно для человека. При длительном воздействии на человека такого поля наблюдаются функциональные изменения в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах.
У людей, работающих в зоне воздействия электростатического поля, встречаются разнообразные жалобы: на раздражительность, головную боль, нарушение сна, снижение аппетита.
Наибольшая опасность электростатических зарядов заключается в том, что искровой разряд может обладать энергией, достаточной для воспламенения горючих веществ.
При выборе средств защиты от статического электричества должны учитываться особенности технологических процессов, физико-химические свойства обрабатываемого материала, микроклимат помещений и др., что определяет дифференцированный подход при разработке защитных мероприятий.
Защита от статического электричества осуществляется двумя путями:
1)уменьшением интенсивности образования электрических зарядов;
2)устранением образовавшихся зарядов статического электричества.
Уменьшение интенсивности образования электрических зарядов достигается за счет снижения скорости и силы трения, различия в диэлектрических свойствах материалов и повышения их электропроводимости. Уменьшение силы трения достигается смазкой, снижением шероховатости и площади контакта взаимодействующих поверхностей. Скорости трения ограничивают за счет снижения скоростей обработки и транспортировки материалов.
[стр. 246-231]