Внутренние разрядники типа РВМК-IV (по схеме 7 и 8)
НАЗНАЧЕНИЕ: служит для защиты силового оборудования от коммутационных перенапряжений. Размещены в трансформаторном отделении и подключены к выводам а1 – 01 и а2 – 02 вторичной обмотки тягового трансформатора.
УСТРОЙСТВО: представляет собой полый фарфоровый изолятор грибкообразной формы внутри которого размещены рабочие элементы:
1.Комплект вилитовых дисков (3 вертикальных колонки в каждой из которых по два диска).
2.Стальной каркас, в котором укреплены вилитовые диски (2 стальных диска соединенные между собой тремя гетинаксовыми шпильками).
3. Единичный искровой промежуток образованный 2-мя постоянными магнитами кольцевой формы. Магниты разделены между собой миканитовой прокладкой.
4.Винтовая коническая пружина – зашунтирована медным гибким шунтом. Служит для плотного соединения рабочих элементов.
Снизу изолятор закрыт стальным фланцем с резиновым прокладкой. В верхней части имеется резьбовая шпилька для подсоединения к силовой цепи со стороны переходных реакторов (со стороны выводов 01 и 0). Одним из болтов, крепящих фланец к изолятору закрепляется шина для подключения к силовой цепи со стороны вводов а1 и а2.
Срабатывает разрядник при напряжении в силовой цепи 2,2 – 2,7кВ.
Конденсаторная защита
Во время переключений выводов вторичной обмотки тягового трансформатора, а также в ОСН при переключениях в цепи вспомогательных машин, возникают большие коммутационные перенапряжения, вызванные ЭДС самоиндукции.
НАЗНАЧЕНИЕ: обеспечивает защиту силового оборудования электровоза от коммутационных перенапряжений (совместно с внутренними разрядниками).
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ: Внутренние разрядники 7 и 8 защищают оборудование в случае, когда перенапряжение достигает величины 2,2 – 2,7кВ. От перенапряжений меньшей величины разрядники защиту не обеспечивают. Поэтому, к выводам вторичной обмотки трансформатора подключены цепочки «R-C». Эти цепочки вместе с индуктивным сопротивлением трансформатора образуют контур. Для колебательного контура характерно быстрое затухание амплитуды возникших коммутационных перенапряжений. Часть эл. энергии тратится на заряд конденсаторов «С», а большая часть эл. энергии превращается в тепловую при прохождении тока через резистор «R».
Нерегулируемая часть первой тяговой полуобмотки а1 - x1 зашунтирована цепочкой r13 – Е13, а регулируемая часть 1 – 01 зашунтирована цепочкой r15 – Е15.
Нерегулируемая часть второй тяговой полуобмотки а2 – x2 зашунтирована цепочкой r16 – Е16, а регулируемая часть 5 – 02 зашунтирована цепочкой r14 – Е14.
Цепь вспомогательных машин защищена конденсаторной батареей 172, подключенной между выводами x – а4 ОСН.
Разрывные контакты контакторов с дугогашением А;Б;В;Г защищены от перенапряжений, возникающих за счет ЭДС самоиндукции в катушках ПРА, r7 – r10, включенных параллельно ПРА.
Частично функции защиты от коммутационных перенапряжений выполняют силовые ВУ, оборудованные лавинными вентилями (ВУ работает аналогично разряднику).
Частично функции защиты выполняют конденсаторные батареи Е1 – Е4.
На электровозах с №2401 внутренние разрядники 7 и 8 сняты, а вместо цепочек «R-C» установлены ОПН – 0,64УХЛ2.
На электровозах с № 2412 вместо конденсаторной батареи 172 установлен ОПН – 0,64УХЛ2.