Лекция 10 «Электрические сети и потребители»
Электрические сети. Электроэнергия передается от источника к потребителям электрическими сетями, представляющими собой совокупность электрических приводов, кабелей, установочной аппаратуры (разветвительных коробок, выключателей, кнопок, розеток, штепсельных соединений и т.п.). По назначению и характеру потребителей электрические сети делятся на силовые, освещения, управления, сигнализации и радиотрансляции.
На вагонах допускается применение при постоянном токе систем питания потребителей электроэнергией как двухпроводной, изолированной от корпуса, так однопроводной, связанной с корпусом. При однопроводной системе от источника к потребителям подводятся только плюсовые провода, а в качестве минусового провода используется металлический корпус вагона. Однопроводной системой оборудованы отечественные вагоны постройки до 1958 г. с генераторами постоянного тока типа РД-2.
При питании потребителей однофазным переменным током применяется как однопроводная система (питание высоковольтных нагревательных элементов электрического отопления), так и двухпроводная система (питание люминесцентных ламп, электробритв, громкоговорителей и др.). При питании потребителей трехфазным током в вагонах с централизованной системой электроснабжения применяется четырехпроводная система с использованием корпуса в качестве нулевого провода.
Все электрические сети имеют защиту от коротких замыканий и перегрузок, которая осуществляется предохранителями и автоматическими выключателями.
На вагонах для передачи электрической энергии различного назначения по составу поезда и между вагонами прокладываются низковольтная магистраль напряжением 50 В постоянного тока, высоковольтная напряжением 3000 В постоянного или переменного тока и радиотрансляционная напряжением 30 В переменного тока. Высоковольтная и низковольтная магистрали выполняются однопроводными (обратным проводом является корпус вагонов и рельсы), а радиотрансляционная магистраль - двухпроводной, изолированной от корпуса вагона. Высоковольтная и низковольтная магистрали прокладываются под кузовом вагона, радиотрансляционная - внутри вагона.
Для соединения магистралей отдельных вагонов между собой в поездную магистраль предусмотрены соответствующие межвагонные соединения. Низковольтные межвагонные соединения служат для соединения магистралей двух смежных вагонов в случае, если на одном из вагонов выйдет из строя система электроснабжения. По высоковольтной магистрали передают электроэнергию от локомотива для питания электрического отопления вагонов.
Потребители. Потребителями электроэнергии вагона являются электродвигатели, преобразователи, нагревательные приборы, осветительные лампы, различные приборы управления, защиты и сигнализации.
В качестве источников света в вагонах применяют лампы накаливания и люминесцентные лампы.
Лампы накаливания в вагонах в основном не отличаются от обычных ламп. Особенностью их является повышенная виброустойчивость и специальный цоколь (штифтовой или софитный). Лампы устанавливают в арматуру, которая служит для их защиты от внешних воздействий и для рационального распределения светового потока. Сеть освещения ламп накаливания подразделяется на несколько групп, которые имеют свои избирательные предохранители и включаются переключателями на распределительном щите. Некоторые светильники имеют свои выключатели.
В люминесцентных лампах используется свойство некоторых веществ - люминофоров (сернистых соединений кальция, магния, кадмия, цинка и др.) светиться под влиянием ультрафиолетового излучения, возникающего при газовом разряде в трубке, наполненной аргоном и парами ртути. Люминесцентные лампы имеют значительно большие световую отдачу (КПД) и срок службы, чем лампы накаливания, поэтому они широко применяются для освещения вагонов. Однако для люминесцентного освещения необходимо устанавливать на вагоне преобразователь напряжения, а в каждом светильнике и пускорегулирующую аппаратуру (ПРА), которая служит для зажигания лампы и ограничения ее тока.
Светильники с люминесцентными лампами, устанавливаемые в купе и коридорах, бывают двух типов: одноламповые и двухламповые с лампами мощностью 20 и 40 Вт. Кроме люминесцентных ламп в эти светильники устанавливают лампы накаливания белого света, а в купейных вагонах - белого и синего света. Лампы белого света (аварийное освещение) автоматически включаются при отключении люминесцентных ламп. Лампы синего света (ночное освещение) включаются в купе.
Двигатели применяются в качестве электрического привода вентилятора циркуляционных насосов отопления, компрессоров водоохладителей, холодильников, установок охлаждения воздуха, пылесосов. Принцип действия электродвигателей постоянного тока основан на явлении взаимодействия витка, по которому проходит электрический ток, с магнитным полем. При этом возникает механическая сила, которая заставляет виток вращаться.
Электронагревательные элементы применяют в электрокипятильниках, обогревателях наливных и сливных труб, электрических печах и калориферах, подогревателях масла в компрессоре установки охлаждения воздуха, электрических водоподогревателях и электроплитках.