Порядок выполнения работы

1.Собрать цепь по схеме (рис.2.3а), в которую входит резистор, катушка индуктив­ности (номер катушки совпадает с номером бригады) с индуктивностью L- 0,2 -0,3 Гн, магазин емкостей С= 0 - 99 мкФ, амперметр электромагнит­ной системы с пределом измерения до 2 ÷2,5 А, ваттметр с токовой обмоткой на 1 ÷2 А.

Параметры катушек даны в табл.2.1.

Таблица 2.1

Номер бригады
Номер катушки
L,г 0,243 0,241 0,215 0,25 0,24 0,25 0,245 0,247 0,243 0,25
RK, Ом 12,5 12,5 13,2 10,2 12,5 12,5 12,3 12,5 12,4 9,7

порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru

порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru
порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru

а) б)

Рис 2.3 а) схема лабораторных испытаний; б) схема включения ваттметра.

В таблице 2.1 известны параметры катушкиL иRK. Угловая частота напряжения сети:

порядок выполнения работы - student2.ru индуктивное сопротивление: порядок выполнения работы - student2.ru

Активное сопротивление контура: порядок выполнения работы - student2.ru

2. Рассчитать резонансную емкость по формуле: порядок выполнения работы - student2.ru

3. Рассчитать значение тока при резонансе:

порядок выполнения работы - student2.ru

По этому значению тока выбрать пределы измерительных приборов (амперметра и ваттметра ).

4. Изменяя емкость от 0 до 90 мкФ через 10 мкФ (в том числе и при С = Срез) произ­вести замеры тока, напряжений и мощности. Результаты измерений занести в табл.2.2. После резонансной емкости выполнить не менее 3-х измерений.

5. Рассчитать порядок выполнения работы - student2.ru для различных значений С (см. табл.2.2).

6. Построить резонансные кривые в функции емкости:

а) порядок выполнения работы - student2.ru ;б) порядок выполнения работы - student2.ru

7. При резонансной ёмкости порядок выполнения работы - student2.ru ,переключая концы обмотки напряжения ваттметра как показано на рис.2.3.а, измерить мощности расходуемые на резисторе R, на конденсаторе и катушке индуктивности и проверить соблюдение баланса по активной мощности. На основании этих данных рассчитать активные сопротивления резистора, катушки и конденсатора.

8. Параллельно катушке индуктивности включить резистор сопротивлением 15 Ом и экспериментально, путем изменения ёмкости конденсатора, добиться режима резонанса напряжения С’рез и данные занести в табл.2.2.

9. Методом засечек построить векторные диаграммы тока и напряжений для режимов до резонанса, в момент резонанса и после резонанса.

Рекомендации:При построении векторной диаграммы за исходный выбирается вектор тока. Вектор падения напряжения на резисторе R в соответствующем масштабе откладывается по току. Так как считаем конденсатор идеальным, то напряжение порядок выполнения работы - student2.ru откладываем из конца вектора порядок выполнения работы - student2.ru под углом 90° в сторону отставания, из конца вектора порядок выполнения работы - student2.ru радиусом окружности порядок выполнения работы - student2.ru циркулем проводим дугу в сторону опережения тока (влево), а из начала вектора порядок выполнения работы - student2.ru циркулем проводим дугу радиусом напряжения источника порядок выполнения работы - student2.ru , соединив точку пересечения двух дуг с началом вектора порядок выполнения работы - student2.ru и концом вектора порядок выполнения работы - student2.ru ,получим векторную диаграмму, соответствующую уравнению:

порядок выполнения работы - student2.ru

Пример построения векторной диаграммы методом засечек при условии порядок выполнения работы - student2.ru приведен на рис.2.4

порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru

Рис.2.4

где порядок выполнения работы - student2.ru -угол сдвига фаз напряжения катушки относительно тока ветви.

Таблица 2.2

Результаты опытов Результаты расчётов
C, мкФ U, В UR, В UC, В UK, В I, A P, Вт UL, В XL, Ом XС,Ом r, Ом Z, Ом φ cosφ
    … Срез…                          
  С’рез                          

Реальная катушка обладает и активным сопротивлением, поэтому

сдвиг по фаземежду векторами порядок выполнения работы - student2.ru и порядок выполнения работы - student2.ru меньше 90° (φК<90°).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какой режим пассивного двухполюсника называют резонансным?

2.Условие возникновения режима резонанса напряжений.

3.Изменением каких параметров можно добиться резонанса напряжений?

4.По показаниям каких приборов вы можете экспериментально определить режим резонанса напряжений?

5.Смысл введения понятия добротности контура.

6.Объяснить, почему в момент резонанса напряжений напряжение на катушке и конденсатора могут быть больше напряжения сети.

7.Объяснить почему при включении параллельно катушки индуктивности резистора изменилась резонансная ёмкость.

8.Чем опасен резонансный режим работы при малом затухании d<1?

9.Как избежать перенапряжений в режиме резонанса?

10.Постройте частотные характеристики последовательного контура порядок выполнения работы - student2.ru

11.Постройте резонансные кривые последовательного контура порядок выполнения работы - student2.ru

12.Объясноть, почему в момент резонанса напряжений напряжение на катушки больше напряжения на конденсаторе.

13.Режим резонанса напряжений полезен, вреден? Как он может быть использован?

14.Объяснить энергетический смысл коэффициента мощности cosφ и его отличие от КПД (η).

15.В схеме рис.2.1. известно: UR = 10В, UL = 20 В, UC= 30 В. Определить напряжение источника.

16.В схеме рис.2.1. известно: UR = 60В, UL = 80 В, напряжение источника U = 100 В. Определить падение напряжения на конденсаторе UC.

17.Определить ток источника питания, если напряжение источника U = 100 В,

а R= XL= XC=10 Oм.

XC
R
U
V
XL
18.Какое из приведенных выражений не соответствует резонансу напряжений?

1) порядок выполнения работы - student2.ru ; 2) порядок выполнения работы - student2.ru ; 3) порядок выполнения работы - student2.ru ; 4) порядок выполнения работы - student2.ru .

19.Определить показание

вольметра U (рис.1),если:

U=100 В, Xc=XL=R=10 Ом

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УИРС

1. Параллельно конденсатору включить резистор с сопротивлением Rд=100 Ом и экспериментально определить резонансную ёмкость порядок выполнения работы - student2.ru , данные занести в таблицу 2.3.

2. Перемещая концы обмотки напряжения ваттметра измерить активную мощность на R, RK, L и С и проверить соблюдение баланса мощности

Таблица 2.3

CРЕЗ I0 порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru порядок выполнения работы - student2.ru
           
           
           
           

Сделать выводы по лабораторной работе.

Список литературы

1. Демирчян К.С., Нейман Л.Р., Коровкин Н.В., Чечурин В.Л. Теоретические основы электротехники: учебник для вузов. – В 3-х т. – М.; СПб: Питер, 2006. Стр 302-321

2. Сборник задач по теоретическим основам электротехники / Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский дом МЭИ, 2012. Стр 64-71, 96-97

3. Киреев К.В., Мякишев В.М. Теоретические основы электротехники: учебное пособие. – Ч. 1, 2. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. Стр 97-111

4. Г.В. Зевеке, П.А. Ионкин, А.В. Нетуших и др. Основы теории цепей: учебник.-М.; «Энергия», 1975. Стр 175-189

5. Атабеков Г.И. Основы теории цепей: учебник. – М.; СПб.: Лань, 2006.

Стр 120-144

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

Наши рекомендации