Ремонт или ремонтное производство
Для поддержания ЭПС в исправном и работоспособном состоянии применяется целый ряд мероприятий, основным из которых является ремонт или ремонтное производство.
Структура ремонтного цикла – это последовательно повторяемые виды ТО и ТР
Периодичность ремонта – это промежутки между очередными ТО или ТР, может определяться пробегом или временным интервалом: часы, сутки, месяцы или года.
Организация ремонта включает основные методы ремонта:
1. Крупно агрегатный метод или взаимозаменяемость. В депо имеется определенный запас отремонтированных крупных узлов и деталей. Когда электровоз ставят на ремонт, разбирают крупные узлы и агрегаты, а вместо них устанавливают ранее отремонтированные. Этот метод сокращает время простоя и улучшает качество ремонта.
2. Концентрация – это ремонт электровозов в одном или нескольких депо Дороги в которых имеются приспособления для механизации ремонта, испытательные стенды и другое оборудование.
3. Специализация– это ремонт по возможности одной серии локомотива, что обеспечивает качество ремонта, механизировать ремонтные процессы, создавать поточные линии.
4. Ремонт производят комплексные бригады слесарей в которые входят слесаря: механики, мотористы, аппаратчики.
5. Специализированные бригады – это слесаря которые занимаются ремонтом определенного узла электровоза.
Для выполнения ремонта составляются технологические карты, где указывается последовательность операций для ремонта определенного узла или детали, а также применяемый при этом инструмент и приспособления, технические требования по размерам и допускам и время выполнения отдельных операций и узла в целом. Это и есть технология ремонта.
Виды ТО и ТР
ТО-1; ТО-2; ТО-3 служат для предупреждения появления неисправностей и улучшения работоспособности электровозов.
Ø ТО-1 проводят локомотивные бригады при приемке и при сдаче электровоза, а также в пути следования.
Ø ТО-2 проводят комплексные бригады слесарей на ПТОЛ в основных и оборотных депо.
Ø ТО-3 проводят комплексные бригады слесарей в депо приписки.
Ø ТО-4 - обточка колесных пар на специальных станках без выкатки из под электровоза для поддержания определенного профиля бандажа. Он может совмещаться с другим видом ремонта, с продлением сроков простоя.
Ø ТО-5 – подготовка электровоза для подготовки в запас ОАО «РЖД» или в резерв Дороги, а также подготовка к эксплуатации при взятии из запаса или резерва, и подготовка для отправления в заводской ремонт или на другие дороги.
Текущие ремонты ТР-1, ТР-2 (специальный), СР (средний) выполняют для поддержания работоспособности электровоза и для восстановления основных эксплуатационных характеристик путем ревизии, ремонта и замены узлов и деталей.
Капитальные ремонты КР, КР-1 и КРП выполняют на заводах для восстановления основных характеристик путем замены и ремонта изношенных деталей и узлов, модернизации, замены проводов. КРП – модернизация для продления срока службы крупных узлов.
РЕМОНТ |
Система ремонта |
Организация ремонта |
Технология ремонта |
Виды ТО и ТР |
Крупноагрегатный |
Концентрация |
Специализация |
Комплексные и спец. бригады |
Периодичность ремонта |
Структуры ремонтного цикла |
Выявление дефектов в деталях
1.Визуальный осмотр.Им определяют наличие трещин, излом, погнутость деталей, ослабление крепления, износы, потертости, отсутствие элементов узлов. В электрических цепях - это сгорание изоляции, оплавления, подгары, обрывы и пробой.
2.Обмер. Им выявляют допустимый или недопустимый износ деталей. Для обмера используется как общий измерительный инструмент, так и специализированный, присущий подвижному составу (абсолютный шаблон, межбандажный штангенциркуль и другой).
3.Проверка на слух.Определяется наличие ползунов, ослабление бандажа колесной пары, работа подшипниковых узлов, силового трансформатора.
4.Масляно-меловая дефектоскопия. Она определяет наличие поверхностных трещин в деталях сложной конфигурации (рамы тележек).
5.Магнитная дефектоскопия. Разделяется на магнитопорошковый, феррозондовый, вихретоковый способы. Этими способами выявляются дефекты на небольшой глубине залегания (10÷15 мм от поверхности).
6.Ультразвуковая дефектоскопия. Служит для выявления дефектов на достаточно большой глубине залегания.
Техническая документация, применяемая при ремонте
- Технический паспорт на электровоз и на отдельные крупные узлы хранится в техотделе депо приписки, в нем указываются основные технические данные.
- Книга ремонта ТУ-28 хранится в депо, в ней указываются виды и время, когда электровоз проходит текущий ремонт, а также дополнительные ремонты.
- Журнал технического состояния ТУ-152 хранится на электровозе. Локомотивные бригады указывает в нем недостатки и неисправности, которые обнаружены за время поездки. Журнал контролируется мастером или бригадиром на плановых ремонтах.