Эксплуатация системы электропитания. Общее устройство и принцип работы бензоэлектрического агрегата и генератора отбора мощности Р-142Н, Р-145БМ
ФГБОУ ВПО «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НПИ)
Имени М.И. ПЛАТОВА»
ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра войск связи, тактики и общевоенных дисциплин
ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
по дисциплине техническая подготовка
(для специальностей— ВУС-420 код 414)
Тема №8:Устройство и эксплуатация техники связи.
Занятие №43-46: Эксплуатация системы электропитания. Общее устройство и принцип работы бензоэлектрического агрегата и генератора отбора мощности Р-142Н, Р-145БМ. Режим заряда аккумуляторов, порядок их подготовки к заряду и постановки на заряд. Особенности технического обслуживания и ухода за системой электропитания в условиях низких и высоких температур. Способы включения электропитания при недостатке напряжения буферных аккумуляторов. Простейшие неисправности и порядок их устранения.
.
Новочеркасск 2014 г.
Групповое занятие.
Тема №8.«Устройство и эксплуатация техники связи».
Занятие №43-46. «Эксплуатация системы электропитания. Общее устройство и принцип работы бензоэлектрического агрегата и генератора отбора мощности Р-142Н, Р-145БМ. Режим заряда аккумуляторов, порядок их подготовки к заряду и постановки на заряд. Особенности технического обслуживания и ухода за системой электропитания в условиях низких и высоких температур. Способы включения электропитания при недостатке напряжения буферных аккумуляторов. Простейшие неисправности и порядок их устранения».
Учебные, методические, развивающие и воспитательные цели:
1. Ознакомить студентов с устройством техники связи.
2. Изучить Р-142Н, Р-145БМ.
3. Воспитывать у обучаемых трудолюбие, внимательность, чувство
ответственности в достижении учебных целей.
Время 4 часа
План занятия:
№ п/п | Содержание занятия | Время, мин. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
1.Эксплуатация системы электропитания. Общее устройство и принцип работы бензоэлектрического агрегата и генератора отбора мощностиР-142Н, Р-145БМ. | ||
2.Режим заряда аккумуляторов, порядок их подготовки к заряду и постановки на заряд. | ||
3.Особенности технического обслуживания и ухода за системой электропитания в условиях низких и высоких температур. | ||
4. Способы включения электропитания при недостатке напряжения буферных аккумуляторов. Простейшие неисправности и порядок их устранения. | ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
Материально-техническое обеспечение:
1. Плакаты.
2. Слайды.
3. Мультимедийный проектор.
4. Р-142Н, Р-145БМ
Литература:
8.Учебник сержанта войск связи. Учебник. М.: Воениздат, 2004г. стр. 195-201
9.Командно-штабные машины ФВО. Военная кафедра связи. ЮРГТУ(НПИ) 2001г. (Учебное пособие). стр. 21-23, 32-37
Методические рекомендации преподавателю по проведению занятия
Вводная часть
Принять доклад дежурного по взводу
Проверить наличие личного состава.
Объявить название темы и занятия, учебные вопросы и цели, пути их достижения, высветит соответствующий электронный слайд. Указать взаимосвязь предлагаемого учебного материала с другими дисциплинами и актуальность изучаемых вопросов в свете предстоящей военно-профессиональной деятельности.
Основная часть
Особое внимание уделить следующим понятиям и определениям, которые необходимо дать под запись и проиллюстрировать соответствующими слайдами (см. перечень слайдов):
· Эксплуатация системы электропитания
· Способы включения электропитания при недостатке напряжения буферных аккумуляторов
При комментарии содержания слайда целесообразно дать четкое определение существа вопроса, а затем обосновать его.
Работу студентов периодически контролировать, обходить аудиторию, проверять ведение конспектов, оценивать усвоение материала опросом 2 – 3 человек.
По окончании изложения материала подвести краткий итог учебному вопросу.
Контрольные вопросы:
1. Эксплуатация системы электропитания. Общее устройство и принцип работы бензоэлектрического агрегата и генератора отбора мощности Р-142Н, Р-145БМ.
2. Режим заряда аккумуляторов, порядок их подготовки к заряду и постановки на заряд.
3. Особенности технического обслуживания и ухода за системой электропитания в условиях низких и высоких температур.
4. Способы включения электропитания при недостатке напряжения буферных аккумуляторов. Простейшие неисправности и порядок их устранения.
Заключительная часть
Напомнить тему, учебные цели и степень их достижения. Объявить оценки за ответы студентов на вопросы. Дать задания на самостоятельную работу, высветить соответствующий слайд рекомендованной литературы для самостоятельной работы. При этом целесообразно дать предельно краткую аннотацию.
Ответить на вопросы студентов, для чего оставить 2 – 3 мин. При ответах на вопросы лучше не повторять дословно положений, о которых уже говорилось в ходе лекции, а дать им дополнительные доказательства и обоснования или в зависимости от характера вопроса сообщить новый материал.
Подать команду об окончании занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Эксплуатация системы электропитания. Общее устройство и принцип работы бензоэлектрического агрегата и генератора отбора мощности Р-142Н, Р-145БМ.
Питание аппаратуры КШМ осуществляется от бортовой сети с номинальным напряжением 26 В. В состав системы электропитания входят первичные и вторичные источники.
В качестве первичных источников питания используются:
бензоэлектрический агрегат АБ1-П/30-М1 - обеспечивает питание аппаратуры и заряд аккумуляторов на стоянке, время непрерывной работы без дополнительной заправки топливом (смесь бензина А-76 с маслом) - 7 ч. Он размещается в агрегатном отсеке кузова автомобиля;
генератор Г-290 с электромагнитной муфтой ЭТМ-094 - резервный источник питания, предназначен для питания аппаратуры КШМ в буферном режиме с аккумуляторными батареями при работе в движении и на коротких остановках. Размещается на раме шасси под кузовом. Электромагнитная муфта ЭТМ-094 обеспечивает передачу вращения от двигателя автомобиля на ротор генератора Г-290;
4 аккумуляторные батареи 5НКТБ-80 – для обеспечения питания аппаратуры КШМ как автономно, так и при работе в буфере с генератором Г-290 или бензоэлектрическим агрегатом АБ1-П/30-М1.
К вторичным источникам питания КШМ относятся блоки питания радиостанций и другие элементы.
Блок зарядно-распределительный, представленный на рис. 2, обеспечивает:
заряд бортовых аккумуляторов сети при работе генератора Г-290 или бензоэлектрического агрегата АБ1-П/30-М1;
автоматическое выключение заряда аккумуляторов от бензоэлектрического агрегата АБ1-П/30-М1 или генератора Г-290 при снижении напряжения заряда до 23 В;
автоматическое и ручное переключение с заряда 100% на заряд 50% при достижении напряжения 17,5 В на одной группе батарей аккумуляторов;
дистанционный запуск и остановку бензоэлектрического агрегата АБ1-П/30-М1;
контроль и сигнализацию режимов работы источников питания.
На передней панели БЗР расположены следующие органы управления:
Рис. 2. Блок зарядно-распределительный
предохранитель в цепи розетки;
измерительный прибор;
сигнальные лампочки;
Переключатель КОНТРОЛЬ - для подключения измерительного прибора к контролируемым цепям;
таблицы контролируемых цепей, соответствующих положениям переключателя КОНТРОЛЬ;
кнопки для дистанционного запуска и остановки агрегата и включения заряда аккумуляторов;
тумблер ПИТАНИЕ - для выключения питания КШМ;
тумблер ГЕНЕРАТОР - для включения питания генератора Г-290;
розетка 26 В;
гнездо КОНТРОЛЬ - для подключения внешнего вольтметра;
тумблер КАЛОРИФЕР - для включения калорифера;
тумблер включения и выключения заряда аккумуляторов бортовой сети;
тумблер для ручного регулирования режима заряда аккумуляторов бортовой сети.
Рис. 3. Распределительный щит
лампы сигнализации о подъеме штыревых антенн;
тумблеры для включения автоматов защиты сети;
клеммы для подключения потребителей электрической энергии (под крышкой);
предохранители.
Реле регулятор РР-361А. Он обеспечивает:
подключение к бортовой сети цепи питания обмотки возбуждения генератора при включении выключателей ГЕНЕРАТОР на БЗР и ЩУ;
автоматическое поддержание напряжения генератора в заданных пределах при изменении скорости вращения ротора генератора или тока нагрузки;
автоматическую защиту генератора от перегрузки (ограничение тока);
автоматическую защиту от коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения генератора.
Регулятор напряжения бензоэлектрического агрегата АБ1-П/30-М1 обеспечивает:
автоматическую регулировку напряжения, вырабатываемого бензоэлектрическим агрегатом АБ1-П/30-М1;
защиту генератора бензоэлектрического агрегата от обратного тока;
дистанционный запуск и остановку АБ1-П/30-М1.
Фильтр сглаживающий - для сглаживания пульсаций напряжения генератора Г-290 и бензоэлектрического агрегата АБ1-П/30-М1.
Фильтр радиопомех Ф5 - для подавления радиопомех, создаваемых генератором Г-290 и реле-регулятором РР-361А.
Блок резисторов гасящих обеспечивает необходимый ток заряда аккумуляторов и автоматическое переключение режимов заряда.
Блок резисторов балластных обеспечивает равномерный заряд аккумуляторов бортовой сети при питании электрооборудования кузова.