Назначение, устройство и принцип работы системы маслоснабжения агрегата (на примере ГТН-6, схема)

Назначение и состав

Система маслоснабжения (рис. 12) общая для газотурбинного двигателя и нагнетателя. Служит для подачи масла на смазку подшипников, на уплотнение вала нагнетателя, обеспечения маслом гидравлической системы регулирования ГТУ.

В систему маслоснабжения входят:

- маслобак (МБ),

- главный маслонасос (ГМН),

- насос маслоохладителя (НМО),

- насос пусковой (ПМН),

- насос аварийный (АМН),

- маслоохладитель (МО),

- инжекторы ГМН и НМО (инжектор смазки),

- регулятор разгрузки осевых усилий (РР),

- золотник перепуска масла (ЗПМ),

- обратные клапаны (КО1, КО2),

- блок фильтров тонкой очистки масла (ФТО),

- маслопроводы,

- аккумулятор масла (АМ),

- регулятор перепада давлений (РПД),

- поплавковая камера (ПК).

Устройство и работа

Рама-маслобак разделена на три основных отсека, предназначенных соответственно для грязного горячего (ГГО), чистого горячего (ЧГО) и чистого холодного (ЧХО) масла. Часть отсека грязного горячего масла отделена перегородкой, образующей гидрозатвор, и служит для слива масла из уплотнительного (опорного) подшипника нагнетателя. Из газоотделителя (ГО) имеется отвод газа, выделяющегося из масла, в свечу.

Главный маслонасос и насос маслоохладителя установлены на маслораспределительной коробке. Размещаются в корпусе заднего подшипника ГТУ и имеют общий вал, приводимый во вращение через зубчатую передачу от ротора ТНД. Оба насоса центробежного типа.

Во время пуска и останова агрегата маслоснабжение осуществляется

пусковым насосом, расположенным на раме-маслобаке. Приводом его служит электромотор переменного тока. Сам насос центробежного типа находится под уровнем масла, благодаря чему создается подпор на всасе, обеспечивающий постоянную готовность к пуску. Напорная труба ПМН подведена к обратному клапану КО1, расположенному в маслораспределительной коробке под напорным патрубком главного маслонасоса. Пусковой маслонасос создает давление 0,84 МПа.

Назначение, устройство и принцип работы системы маслоснабжения агрегата (на примере ГТН-6, схема) - student2.ru

Рис. 12 Система маслоснабжения

При работе пускового насоса обратный клапан КО1 давлением масла поднимается вверх, закрывая напорный патрубок ГМН и открывая окна в своей буксе, через которые масло поступает в маслораспределительную коробку и далее по трубопроводам к фильтрам тонкой очистки и инжекторам ГМН и НМО.

Инжектор главного маслонасоса предназначен для подачи очищенного и охлажденного масла на всас насоса с небольшим подпором, исключающим попадание воздуха во всасывающий тракт и повышающим надежность работы ГМН. Инжектор насоса маслоохладителя подает горячее, очищенное в сетчатых фильтрах масло на всас насоса для повышения надежности его работы. На стоящей турбине инжектор НМО обеспечивает циркуляцию масла через маслоохладитель. Масло при этом проходит через колесо насоса и по напорной трубе поступает через золотник перепуска к МО либо по линии рециркуляции сливается в ЧХО маслобака.

Блок фильтров тонкой очистки состоит из двух секций. Обвязка каждой секции позволяет производить переключения с рабочего фильтра на резервный без остановки агрегата. Возможно отключение обеих секций ФТО с пропуском масла по байпасной линии.

После фильтров масло поступает в систему регулирования, к регулятору перепада давлений “масло-газ” и далее через аккумулятор масла к уплотнительному подшипнику нагнетателя, а также к обратному клапану КО2. При этом клапан перемещается на верхний упор, разобщая линию от аварийного маслонасоса, и открывает подвод масла из своего нижнего этажа к регулятору разгрузки, через который масло поступает к опорно-упорному подшипнику нагнетателя. В верхний этаж корпуса клапана КО2, соединенный с системой смазки подшипников ГТУ, масло поступает через дроссельные отверстия, выполненные в самом клапане. Благодаря этому давление масла в системе смазки снижается в 2-3 раза.

По мере пуска агрегата с увеличением частоты вращения ротора ТНД давление, развиваемое главным маслонасосом, становится равным давлению за пусковым. Клапан КО1 смещается вниз, прикрывая окна в своей буксе со стороны подвода от ПМН и открывая их сверху. Поскольку высота окон больше высоты клапана, оба насоса будут какое-то время подавать масло в систему одновременно. Однако расход масла со стороны ГМН будет увеличиваться, а со стороны ПМН уменьшается до полного перекрытия подвода от пускового насоса. При давлении масла за ГМН больше 1,25 МПа ПМН отключается. При остановке агрегата и снижении давления масла после КО1 до 1,1 Мпа ПМН включается.

Слив масла из подшипников ГТУ и опорно-упорного подшипника нагнетателя осуществляется в ГГО маслобака. Из этого отсека через сетчатые фильтры масло поступает в ЧГО, откуда оно с помощью инжектора и насоса маслоохладителя подается к воздушному МО. Охлажденное масло сливается в чистый холодный отсек. Туда же сливается масло из линии рециркуляции золотника перепуска масла и из блока регулирования. Слив масла из системы уплотнения нагнетателя осуществляется через поплавковую камеру в газоотделитель и далее в ГГО маслобака.

Золотник перепуска масла служит для поддержания постоянной температуры масла в ЧХО маслобака за счет перепуска части или всего горячего масла мимо маслоохладителя. При повышении температуры масла в ЧХО МБ до 50°С золотник перепуска необходимо переставить вниз. При этом открывается подвод масла к МО и закрывается рециркуляционный проход мимо МО.

Маслоохладитель представляет собой два аппарата воздушного охлаждения масла с четырьмя вентиляторами, приводимыми во вращение электродвигателями переменного тока. Регулирование температуры осуществляется включением необходимого количества вентиляторов.

В случае останова агрегата при неработающем ПМН включается аварийный маслонасос. АМН центробежного типа, установлен на раме-маслобаке, приводится во вращение от электродвигателя постоянного тока. Забирает масло из ЧХО маслобака и подает его с давлением 1,5 кгс/кв.см к обратному клапану КО2. Клапан КО2 перемещается вниз и сообщает напорную линию АМН с системой смазки ГТУ и опорно-упорным подшипником нагнетателя. Масло к уплотнительному (опорному) подшипнику нагнетателя подводится в этом случае от АМ.

Наши рекомендации