(p) 2006 self-release Архангельский проект ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР имеет давнюю и очень непростую историю. Начав свою деятельность еще в середине 90-х годов трио выпустило записало и выпустило несколько интереснейших альбомов, в котором сумело соединить воедино множество актуальных направлений электронной музыки – от первобытного индустриального нойза, записанного на аналоговых синтезаторах и в помещениях местных заводов, электронного амбиента, приправленного многочисленными препарированными живыми инструментами, до почти что лаунджа, приправленного, однако, как всегда, изрядной долей фирменного «болгарского» глумления, специфического юмора, выражавшегося, в том числе, в названиях композиций и альбомов, а также почти «резидентского» мистификаторства. Все кассетные альбомы были выпущены весьма ограниченными тиражами самими музыкантами, причем футляры, кассеты и обложки альбомов вручную разрисовывались красками, клеем и вообще чем только возможно. В последствии грейтест хитс композиций того кассетного периода были переизданы мизерным CD-R тиражом питерским лейблом Fight Muzik, но даже несмотря на свой чисто коллекционный характер наделали немало шума в музыкальных кругах. После смерти одного из основателей проекта, Леши Чулкова, «болгарское» дело продолжил его старший блат Александр, известный в Архангельске электронный музыкант и композитор – правда, до этого времени больше по дискотечной части. Первые альбомы обновленного состава были куда более электронными и менее целостными, однако со временем группа вновь обрела тот немыслимый и ни на что не похожий шарм, которым так отличалась музыка оригинального состава. В последнее время Александр, можно сказать, вышел на промышленные объемы, ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР все чаще выступают с концертами в родном Архангельске, причем с различными вариациями из приглашенных музыкантов, и остаются самой интересной экспериментальной музыкальной формацией столицы Поморья. В последнее время наметился устойчивый творческий тандем между проектом и еще одним экспериментальным коллективом города, дуэтом КОНТРОЛЬНЫЕ ОГНИ, совместно с которым был записан этот альбом и диск “Six Dead Lights”, ставший результатом совместного аудио-визуального перформанса, имевшего место на фестивале современного арта «Черная точка». Впрочем, именно данный перформанс имел более всего отношения к искусству из всего того, что было представлено на том фестивале – большинство остальных участников отметились лишь бесплодным концептуализмом, горлопанством скучающей, чисто провинциальной истерикой. Ну да речь не об этом. Итак, сегодняшние БОЛГАРЫ (на мой взгляд, именно их составляющей больше в совместном проекте) бодры, веселы, интеллектуальны и разнузданны, все так же влюблены в экспериментальную электронику (приходят на ум поздние COIL, уральский LA LETTRE A CAMUS и кенигсбергский KRATONG, приправленный, однако, невыразимым и уникальным северным очарованием, что-то из IDM и технократического амбиента), в меру и очень по эстетски мрачны, как и раньше полны импровизационных моментов – и, прямо скажем, чуть ли не танцевальны! При всех этих очень разнообразных, согласитесь, элементов музыка на этом диске совершенно чужда какой бы то ни было халтуры и надуманности, она пышет витальными энергиями, искренностью и отличается взвешенным композиционным воплощением. Диск сложно расслушать и оценить по достоинству с первого прослушивания – здесь множество собственных идей (или новаторских сочетаний уже изобретенных кем-то ранее), ну а качество записи еще раз закрепляет за Чулковым звание одного из самых умелых и продвинутых саунд-продюссеров Архангельска. Я не знаю, откуда взялось это вот пасторальное оформление диска – ничего, хотя бы отдельно напоминающего осенние пейзажи в музыке БОЛГАР с ОГНЯМИ нет – а о концепции альбома судить вообще практически невозможно: на том месте, где у обычного CD находится трек-лист, ребята оставили лишь разграфленное, как в тетрадке, чистое поле и надпись внизу - enter titles yourself. Поэтому любимые композиции обозначу лишь номерами – 3, 6 и 10. И несмотря на само-реализованность и почти недоступность этого альбома для слушателя – отличная во всех отношениях работа, креативная, качественная и «живая». Bulgarians are not dead! (в отличие от punks). ***** АШ | |