Технологическая карта урока. Тема: «Великий колокольный звон»
Музыка
(предмет)
Тема: «Великий колокольный звон»
Класс: 2 «В» Школа: № 2
Студент: Алейникова Елена Фокеевна
Группа: 246
Специальность: 440202
Преподавание в начальных классах
Учитель: Левченко Валентина Яковлевна
«____»______________________20___г.
Методист: Клепикова Галина Ивановна
«______» __________________20___г.
Оценка:___________________________
Дата проведения: «____»______20___г.
Подпись: ______________/___________
(учитель/методист)
Тип урока: урок нового знания | ||||
Тема: «Великий колокольный звон» | ||||
Цель:Раскрытие значимости колокольных звонов в истории и культуре русского народа | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: ПР 1 эмоционально откликаться на живописные музыкальные и литературные образы; ПР 2 передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов; ПР 3 различать по звучанию и определять вид колокольного звона; ПР4 знать определения: набат, трезвон, благовест, колокольня, звонарь; | Метапредметные: Познавательные П1 добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. П2контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; П3ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. П4 анализировать объекты с целью выделения признаков; Регулятивные Р1 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; Р2определять последовательность действий на уроке; Р3учиться работать по предложенному учителем плану, схеме, инструкции; Р4учиться отличать верно, выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки; Р5 учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Коммуникативные К 1совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; К2 учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. . | Личностнные: Л1 формировать основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю; Л2 развивать любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений; Л3 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Л4 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Л5 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Л6 формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям. | ||
Оборудование (средства обучения): колонки, ПК, экран, проектор, карточки для выполнения заданий, презентация к уроку, | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты | ||
Организационный момент(1 мин.)* | ||||
Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку? | Приветствуют учителя. Сообщают о готовности к уроку | |||
Мотивация познавательной деятельности. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)* | ||||
(Учитель звонит в колокольчик) Ребята, что вы сейчас слышали? Верно, у меня в руках колокольчик. Можете ли вы предположить какова тема урока? Молодцы! Вы правильно предположили, тема нашего урока звучит так: «Великий колокольный звон». Сегодня мы узнаем, какие бывают виды колокольных звонов, научимся отличать их друг от друга. | Звон колокольчика Предлагают варианты ответов | Л2 | ||
Актуализация необходимых знаний(5 мин.)* | ||||
Ребята, а где мы можем услышать колокольный звон? А для чего люди ходят в церковь? (На слайде фотографии храмов и колоколен) Верно, чтобы помолиться и очиститься душой. Колокола сопровождали человека на протяжении всей его жизни. Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по -разному. Есть даже такое мнение, что колокольным звоном можно лечить. По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. КАКОЙ? И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла. | В церкви, в храме. Чтобы помолиться. Колокольчик! | ПР1, К2, Л4, Л1 | ||
Организация познавательной деятельности(27 мин.)* | ||||
Давайте посмотрим, как устроен колокол. (На слайде схема устройства колокола) Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице. Ребята, как называется профессия человека, который звонит в колокола? Как вы думаете, это легкое или трудное дело? Почему звонари во время работы одевают наушники? У колокольных звонов несколько названий: благовест, трезвон, набат. Каково значение слова «благовест»? Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Сядьте ровно, как слушатели. Полюбуйтесь звучанием колокольного звона благовест и определите его характер. (Учащиеся и учитель слушают благовест) Каково звучание благовеста? Подберите из группы определений несколько, подходящих к описанию благовеста. О чем оно оповещает?. Назовите основные особенности колокольного звона благовест? Повторное слушание и прохлапывание ритма звучания колокола. И еще один вид колокольного звона, с которым мы сегодня с вами познакомимся – трезвон. Трезвон – самый сложный вид колокольного звона. Звон во все колокола, который мы можем услышать во время церковных праздников после богослужения. Он звучит быстрей, в нем есть голоса разной высоты. Создает более торжественное настроение. Очень громкая музыка, мелодическая. Ведь сам по себе колокол не мелодический инструмент, а несколько колоколов составляют мелодию. Сядьте ровно, как слушатели, давайте послушаем, как звучит этот вид колокольного звона. Слушание трезвона Как вы можете охарактеризовать трезвон? Подберите соответствующие прилагательные. Когда мы можем услышать трезвон? Каковы основные отличительные особенности вида колокольного звона Трезвон? Повторное слушание и прохлапывание ритма звучания колокола. Существует еще один вид колокольного звона. Это набат Набат – это вид колокольного звона, который представляет собой тревожные сигналы о бедствии (например о пожаре, о нападении врага), звучит при помощи частых ударов в один колокол. Сядьте ровно, как слушатели вслушайтесь в колокольный набат и определите характер его звучания. Слушание набата Как звучит набат? Подберите подходящие определения Повторное слушание и прохлапывание ритма звучания колокола Давайте подведем небольшой итог, с какими видами колокольных звонов мы с вами познакомились? Как вы думаете, обладает ли колокольный звон средствами выразительности? Можем ли мы определить интонацию звучания, тембр, динамику? Как вы думаете, от чего зависит тембр звучания колокола? Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона. В опере Мусоргского «Борис Годунов» вторая картина оперы начинается торжественным великолепным перезвоном больших и малых колоколов. Гулко разносится звон на Красной площади и заглушает шум многотысячной толпы - это Бориса венчают на престол. Ребята вспомните, что такое опера? Сядьте ровно, как слушатели, мы прослушаем с вами начало второй картины оперы «Борис Годунов» - «Венчание Бориса на царство». Прослушивание Ребята, какова интонация этой мелодии? Что вы представляете себе, когда слышите эту мелодию? Ребята, а композитор Евгений Крылатов на писал музыку к песне «Колокола», а слова для этой песни сочинил Ю. Энтин. Ребята, они написали эту песню для кинофильма «Приключения электроника». Давайте послушаем эту красивую песню, а затем разучим ее. Прослушивание песни «Колокола» от начала до конца. Текст песни на листочках у каждого учащегося. О чем поется в песне? Прослушивание первого куплета (6 строк) Проговаривание первого куплета учителем и детьми. Пропевание под музыку первого куплета учителем и детьми. Прослушивание припева Проговаривание припева учителем и детьми. Пропевание припева под музыку учителем и детьми Пропевание первого куплета учителем и детьми. Прослушивание второго куплета И так далее по алгоритму. Ориентироваться на время окончания урока – если успеваем, то заучиваем всю песню, если не успеваем – то 1, 2 куплета. | Звонарь Это трудное дело. Колокола звучат очень громко, звонарь одевает наушники, чтобы не лишиться слуха. Благовест от слов благая весть. (На доске три понятия: благовест, набат, трезвон. Учащиеся по одному выходят к доске выбирают из группы определений подходящие и крепят под названием колокольного звона «Благовест»: звонкий, радостный, легкий, светлый, праздничный. О хороших вестях, о празднике, о победе над врагом, или о каком-нибудь важном торжественном событии. Одиночные редкие удары в один колокол. Задание аналогичное предыдущему. Прилагательные: звонкий, праздничный, радостный. Во время церковных праздников, после богослужения. Звон во все колокола. Выходят к доске крепят под словом «набат» соответствующие определения: тревожно, взволновано, напряженно, призывно, мощно Благовест, трезвон, набат. Да. Интонации разные: радость, призыв на богослужение, тревога. Тембры низкие и высокие. Динамика – форте (громко). Чем больше колокол и толще его рубашка, тем тембр ниже. Чем меньше колокол и тоньше его рубашка, тем тембр колокола выше. Опера – вокально – театральный жанр музыки. В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, но не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Тревожная, грозная, предчувствие беды. Грозного царя, который осматривает собравшуюся на площади толпу народа. (Другие варианты) Варианты ответов | ПР2, ПР3, ПР4, П4, Р1, Р2, Р3, Р4, К2, Л6, Л4, Л5 | ||
Диагностика достижения планируемых результатов (контролирующее задание) (3 мин.)* | ||||
Ребята, на столах у каждого из вас на листах бумаги расположены схемы с вопросами и ответами к ним, соедините стрелочками вопросы и правильные ответы на них. А теперь давайте сверимся, правильно ли вы ответили. (на слайде презентации схема, с которой сверяются учащиеся.) Кто не допустил ни одной ошибки? Вы заработали оценку «отлично»! | Выполняют задание | ПР4, П2, Р4, Л5 | ||
Подведение итогов. Рефлексия(3мин.)* | ||||
Продолжите фразы «Сегодня на уроке я узнал…» «Я хотел бы рассказать об этом…» | Р5, К2 | |||