“Лучше поздно, чем никогда” – подумал я и решил всё-таки оформить рассказ о концерте Caprice в Архангельске в виде небольшого репортажа с перечнем исполненных композиций и несколькими фотографиями. А подумал я об этом ещё в тот момент когда только начал смотреть видеозапись с концерта и оценивать возможности оформления этого для DVD. Само собой сразу после концерта впечатления были только самые превосходные, это уж так всегда бывает – а вот последующий просмотр (и конечно прослушивание) записи лишь только подтвердили – выступление действительно несомненно удалось! АТ (январь 2005) ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ: А. Квартет«Четыре стихотворения Даниила Андреева» (для домры, фагота, скрипки и фортепиано) (18:11) B. SISTER SMPLICITY(33:23) 1. To My Sister (Wordsworth) 2. A Red, Red Rose (Burns) 3. Faerie Chime (Maelwys) 4. I Saw You Weep (Byron) 5. The Dole of the King`s Daughter (Wilde) 6. The Green Bowl (Lowell) 7. Green are the Rashes (Burns) 8. Twilight (Byron) 9. Nothing Will Die (Tennyson) ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ: ELVEN MUSIC (51:33) 01. Интерлюдия (Зеркало) 02. Shadow Bride - (The Evening of Iluvatar`s Children - Elvenmusic 2) 03. Galadriel`s Song - (The Evening of Iluvatar`s Children - Elvenmusic 2) 04. Bath Song - (The Evening of Iluvatar`s Children - Elvenmusic 2) 05. Vvelt Kelteri Kaornis / Minstrels of Old (Tales of the Uninvited - Elvenmusic 3) 06. Passion (Sam Finds Frodo) (The Evening of Iluvatar`s Children - Elvenmusic 2) 07. Aeris Sa A-intolios Le Keo / Yesterday You Danced With Me (Tales of the Uninvited - Elvenmusic 3) 08. Of Amroth and Nimrodel (Elvenmusic 1) 09. Танец Гоблинов 10. Kodo Kaleole / The Black Flower - (Tales of the Uninvited - Elvenmusic 3) 11. Лезгинка (The Scottish Dance: encore) Инна Брежестовская – вокал Александра Корзина – скрипка Алексей Бажалкин – фагот Антон Кончаков – кларнет Владимир Бобовников – флейта Антон Брежестовский – фортепиано, клавишные, музыка + Анна Краснова – фортепиано (Квартет) Анастасия Щеглина – домра (Квартет) Концерт этот нужно было записать в любом случае, ибо в ноябре 2001 года я уже был на выступлении Caprice в Ярославле, в зале местной филармонии (совместном с Tanquam), и поэтому хорошо представлял как звучит такая музыка в зале с отличной акустикой. Кроме этого, примерно годом позже я был на концерте Caprice в московском клубе «Точка» (также с Tanquam), где звук в зале совершенно отвратительный и абсолютно недопустимый для акустической музыки, и это было ещё одним доводом в пользу того, что концерт в Архангельске записать было просто необходимо! К тому же, не так часто доводится капризовцам играть в филармонических залах, рассчитанных именно на камерную музыку, т.е. таких как наша Кирха. Я попытался найти хороший стерео-микрофон, чтобы записать звук на камеру, но нужного устройства почему-то ни у кого не нашлось, а вокальный микрофон тут не подойдет, задачи совсем другие. Поэтому пришлось просто ставить камеру на штатив в центре зала, отключать автоматическую регулировку уровня записи звука и писать звук на встроенный микрофон в камере: как уж запишется – так и запишется. Статичную картинку со штатива нужно было в таком случае разбавлять крупными планами, а для этого уже нужна была вторая камера (и второй оператор). Так что я попросил Алексея Глущенко прийти на концерт и поснимать, Леша неожиданно быстро согласился (хотя сам такую музыку не слушает совершенно) за что ему большое спасибо – его съемки здорово помогли при монтаже записи. Организовать этот концерт взялся Алексей Шептунов, была у него такая давнишняя мечта, пригласить Caprice в Архангельск и устроить выступление непременно в Кирхе. Казалось бы, чего проще? Но это ведь зал Филармонии, а значит нужно вписываться в плотное расписание концертов и решать все организационные вопросы с администрацией этой структуры, а самое главное – убедить их в том, что такой концерт вообще стоит устраивать в зале Государственной Поморской Филармонии. Что там Леша такое делал и как убеждал, это мне неведомо, но на эти переговоры у него ушло времени больше года. Оставались только финансовые вопросы (оплата проезда, гонорар и прочее), которые очевидно (т.е. судя по афишам) решались с помощью Terror Incognita и Ольги Осицыной. К этим организационным вопросам я никакого отношения не имел, билеты на концерт покупал в кассе, поэтому в такой вот, не совсем утвердительной, форме это и описываю. Хотя, на самом деле, это и неважно теперь, главное – концерт состоялся. Антон и Инна приехали на сутки раньше, погуляли по городу, осмотрели зал в Кирхе (в очередной раз), попробовали рояль (Steinway & Sons, разумеется, у нас в кирхе рояли на уровне), а потом мы душевно пообщались уже в домашней обстановке. В общем, к завтрашнему концерту всё было почти готово. Остальные музыканты приехали утром на следующий день, днем была репетиция, а сам концерт (как это видно из афиши) начинался в 17 часов. Перед концертом я спрашивал Антона о том, какая музыка будет исполняться и сколько времени будет длиться выступление, т.к. надо было запастись чистыми кассетами и зарядить аккумуляторы соответствующим образом. Впрочем, насчет музыки я и так знал заранее: Квартет, Sister Simplicity, Elven Music, а по поводу длительности Антон четко ответил – два отделения примерно по 50 минут каждое. Первым произведением он решил поставить наиболее сложный в музыкальном плане Квартет «Четыре стихотворения Даниила Андреева» (для домры, фагота, скрипки и фортепиано). На самом деле это вовсе не «капризовская» музыка, а совершенно отдельное произведение Антона Брежестовского, к исполнению которого были привлечены два музыканта, обычно в составе ансамбля не участвующие: Анна Краснова – фортепиано и Анастасия Щеглина – домра. Предваряя исполнение Квартета своим объяснением, Антон заметно волновался, что хорошо видно на видеозаписи, и я его понимаю, серьёзная музыка, серьёзное филармоническое мероприятие, первый концерт в нашем городе, только этих фактов уже вполне достаточно для определенной степени волнения. Квартет прозвучал отлично, и удивленный таким началом зал просто взорвался аплодисментами, хотя если внешне судить по «спецодежде», а также «боевой раскраске» публика пришла всё-таки в первую очередь на «готическое мероприятие», и на «музыку эльфов», а им тут для начала выдали мощную порцию качественной нео-классики. Следующим пунктом программы было исполнение пьес с последнего альбома Caprice “Sister Simplicity”. Про эту работу ансамбля я уже писал в разделе рецензий, можете почитать >>>>, там кстати есть дополнение с мнением от Негодяя из Краснодара. Когда исполнялся Квартет, я поглядывал на экран камеры и убеждался в том, что уровень записи звука был поставлен почти правильный, превышения в пиках были не более 1дБ, но вот когда запела Инна, для которой был включен микрофон, то, к моему сожалению, начались серьёзные превышения уровня, вплоть до 4-5дБ – а уровень на камере в процессе записи не регулируется, вот беда! Поэтому насчет качества звука уже можно было даже не беспокоиться – а что делать? Я махнул рукой, захлопнул экран у камеры (этот хлопок, кстати, тоже записался) и постарался забыть об этой записи вообще – нужно слушать музыку! Песни с этого альбома я знаю довольно хорошо, помню как они исполнены и записаны на компакт-диске, поэтому сразу же отметил максимальную идентичность исполнения, отличную сыгранность и… звук в зале! Ах, как звучало! Жаль, что не получилось это адекватно записать, впрочем, даже относительно ущербная запись, с заметными искажениями на пиках, слушается неплохо, т.к. кое-что удалось всё-таки немного подправить во время монтажа DVD на компьютере. Публика в зале радовалась и энергично аплодировала после каждой песни. Народу, кстати, собралось довольно много, зал был почти полон, хотя аншлага, скажу справедливости ради, не было. Особенно продолжительными аплодисментами была отмечена The Dole of the King`s Daughter, чего, впрочем, можно было ожидать заранее, уж больно заводная песня получилась, не зря на альбоме в качестве бонуса представлен даже электронный ремикс на неё, звукорежиссер Андрей Абакумов никак не смог удержаться. Всё второе отделение концерта было посвящено Музыке Эльфов (Elven Music). Caprice уже записал два компакт-диска этой трилогии, а заключительный альбом собираются записывать в этом (2005-м) году. Музыканты сменили костюмы: в первом отделении они были в подчеркнуто строгих черных костюмах, а во втором появились на сцене в черно-красных одеяниях – другая музыка, другой стиль. В сравнении с Sister Simplicity, где форма подачи музыки была безусловно проще, а также меньше количество используемых инструментов, цикл Elven Music подразумевает более насыщенное звучание – во-первых наличие арфы, и далее различных духовых инструментов (гобоя, трубы, тубы), виолончели, рояля, клавишных, а также разнообразной перкуссии. Очевидно, что исполнить это на сцене нашей Кирхи можно было только при помощи сэмплера, ибо, например, арфы в Архангельске я просто не видел и не слышал никогда, не знаю даже учат у нас этому инструменту в музыкальном училище или нет. В общем, Антон полностью пересел из-за рояля за свой синтезатор и всё второе отделение работал только за ним. Всего были исполнены десять пьес, включая Интерлюдию с самого первого альбома Caprice “Зеркало”, с двух альбомов цикла Elven Music: “Elvenmusic 1” и “The Evening of Iluvatar`s Children - Elvenmusic 2”, а также с пока незаписанного альбома “Tales of the Uninvited - Elvenmusic 3”. Музыка написанная Антоном Брежестовским для финского фильма Northern Lights не исполнялась – отмечаю это специально, т.к. на афишах концерта это было указано. Неоднократно прослушивая запись второго отделения во время монтажа DVD, я лишний раз удивлялся тому, насколько точно концертное исполнение хорошо известных мне песен (например Galadriel`s Song) соответствовало студийной записи. Это понятно, что исполнялось всё по нотам (никаких импровизаций), но ведь скрипка, флейта и фагот звучали только акустически и этот звук был практически идентичен звуку альбома – вот что значит мастерство музыкантов! Отмечаю это так же специально, ибо Александра Корзина (скрипка), Алексей Бажалкин (фагот), Антон Кончаков (кларнет) и Владимир Бобовников (флейта) музыканты действительно очень высокого уровня. Антон Кончаков, кстати, уже выступал на сцене Кирхи в составе московского ансамбля Маримба Плюс, был такой концерт некоторое время назад, если кто помнит – тогда Маримбу привозил в Архангельск Аркадий Шилклопер. Так вот, теперь Антон Кончаков работает в составе Caprice. Время пролетело незаметно, концерт заканчивался. На бис был исполнен The Scottish Dance, правда представленный Инной как “Лезгинка” – и всё. Вместе с антрактом мероприятие заняло почти два с половиной часа, билеты были куплены на обратный поезд, отходивший в Москву в девять вечера, так что времени оставалось только на короткое интервью для местного телевидения и на то, чтобы собрать вещи и доехать до вокзала. А что делать? В следующий раз (либо в Москве, либо в Архангельске) мы пообщаемся побольше, а если получится устроить такой же концерт у нас ещё раз, то будет совсем здорово! Главное, чтобы руководство Филармонии обратило внимание на то, что кроме «официальных филармонических» артистов у нас в стране есть и другие музыканты, исполняющие отличную интересную авторскую камерную музыку, а не только те, кого нам «спускают» по разнарядке из столиц. Несмотря на то, что в зале суетилось аж три оператора с различных телекомпаний Архангельска, я видел только один короткий сюжет в Вестях Поморья. Куда дели остальной материал совершенно непонятно, хотя кто-то мне говорил, что был также сюжет в новостях АТК. Впрочем, это неважно. Главное в том, что концерт состоялся, и те кто там был его наверняка не забудут. АТ (январь 2005 г.) | |