Конкурс «Генераторы идей».

• Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каж­дая группа в течение 5 минут должна придумать и записать наибольшее число символических аналогий (метафор) для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно).

• Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти изаписать наибольшее число примеров использования в технике аналогии.

Задача «Балласт».

В условиях Сибири железнодорожная насыпь уклады­вается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает летом сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначи­тельная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает железнодорожное полотно. Нарушается нормальное функционирование железной дороги. Как быть?

Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя фунтом насыпи).

3. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, элек-трическая плитка, кафель. Составьте список функций, которые эти предметы выполняют. Против каждой функции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие же функции.

Например (см. таблицу):

Предмет Функция Аналог
Волчок Вращение Гироскоп  
Бамбук Обеспечивать упругость и прочность за счет пористого строения   Композитные Материалы
Парус Перемещать предметы за счет внешнего воздействия среды   Турбинная лопатка

4. Рассмотрите объекты (лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей разных профессий. Например, стакан глазами водолаза.

Вопросы

1. Что такое аналогия и как ее применяют при решении задач методом синектики?

2. В чем отличие метода синектики от МА?

3. Дайте определение синектики как метода поиска решений творческих задач.

4. Охарактеризуйте типы аналогий, используемые синекторами.

5. Раскройте технологию и этапы решения задачи методом синектики.

§6. Морфологический анализ     параграф 6
Конкурс «Генераторы идей». - student2.ru ЭТАПЫ решения задачи
методом морфологического анализа:

Конкурс «Генераторы идей». - student2.ru

Конкурс «Генераторы идей». - student2.ru

Пример морфологической матрицы-таблицы:

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Наиболее значимые параметры Значение шкалы, балл Варианты профессий
Инженер авиакон структор Наладчик ЭВМ Водитель грузовика
Зарплата    
Престижность  
Возможность заниматься самостоятельной творческой деятельностью
Режим работы    
Возможность смены мест, путешествий
Итого    

Конкурс «Генераторы идей». - student2.ru Конкурс «Генераторы идей». - student2.ru Заполните морфологическую матрицу по вышеприведённому примеру, но укажите свои варианты профессий (какие вы считаете наиболее интересными для себя) и параметры их выбора.

Наши рекомендации