Последовательное и параллельное соединение резисторов
Цель работы:проверка на опыте особенностей последовательного и параллельного соединения резисторов.
Подготовка к работе:
1. Последовательное соединение резисторов – это такое соединение, при котором к концу одного резистора присоединяется начало второго и при этом образуется неразветвленная цепь или участок цепи, а падение напряжения пропорционально сопротивлениям:
(1)
Падение напряжение на всем участке цепи равно сумме падений напряжения на каждом резисторе:
(2)
Эквивалентное сопротивление участка цепи равно сумме сопротивлений отдельных резисторов:
(3)
Мощность резисторов определяется по формулам:
(4)
2. Параллельное соединение резисторов – это такое соединение, когда начала всех резисторов, соединены в один узел, а концы – в другой. Для параллельного соединения характерно одинаковое падение напряжения на каждом резисторе и на всем участке:
Сила тока в параллельных ветвях обратно пропорциональна сопротивлениям:
(5)
Сила тока в неразветвленной цепи равна сумме сил токов всех ветвей:
(6)
Эквивалентное сопротивление двух ветвей:
(7)
Эквивалентное сопротивление трёх ветвей:
(8)
Мощность, потребляемая резисторами при параллельном соединении, рассчитывается по формулам, аналогичным для последовательного соединения.
3. Электрическая энергия, выработанная источником, в потребителях переходит в другие виды энергии: тепловую, световую, механическую, поэтому будет справедливо уравнение баланса мощностей:
(9)
где P1, P2, P3 – мощности потребителей, а P – мощность источника.
(10)
Программа работы:
1. Собрать электрическую схему последовательного соединения резисторов (рис.1)
Рис.1
2. Показание приборов записать в таблицу 1. При этом вольтметром V1 измерить падение напряжений на отдельных сопротивлениях. Произвести расчеты и результаты занести в таблицу 1.
Таблица 1
№ вариа- нта | Результаты опыта | Результаты расчета | |||||||||||
I | U1 | U2 | U3 | U | R1 | R2 | R3 | Rэкв | Р1 | Р2 | Р3 | Р | |
А | В | В | В | В | Ом | Ом | Ом | Ом | Вт | Вт | Вт | Вт | |
1,5 | |||||||||||||
3,4 | |||||||||||||
4,2 | |||||||||||||
2,8 | |||||||||||||
6,2 | |||||||||||||
5,5 | |||||||||||||
9,4 | |||||||||||||
8,2 | |||||||||||||
7,5 | |||||||||||||
2,6 | |||||||||||||
1,3 | |||||||||||||
3,6 | |||||||||||||
4,7 | |||||||||||||
2,9 | |||||||||||||
6,1 | |||||||||||||
5,2 | |||||||||||||
7,4 | |||||||||||||
9,9 | |||||||||||||
8,5 | |||||||||||||
3,8 | |||||||||||||
5,1 | |||||||||||||
1,7 | |||||||||||||
7,2 | |||||||||||||
2,3 | |||||||||||||
8,4 | |||||||||||||
4,6 | |||||||||||||
9,8 | |||||||||||||
6,5 | |||||||||||||
3,9 | |||||||||||||
1,7 |
3. Собрать схему параллельного соединения резисторов (рис. 2)
Рис.2
4.Показания приборов записать в таблицу 2.
Таблица 2.
№ вариа- нта | Результаты опыта | Результаты расчета | |||||||||||
U | I1 | I2 | I3 | I | R1 | R2 | R3 | Rэкв | Р1 | Р2 | Р3 | Р | |
В | А | А | А | А | Ом | Ом | Ом | Ом | Вт | Вт | Вт | Вт | |
0,3 | 0,7 | 0,9 | |||||||||||
1,2 | 1,5 | 1,8 | |||||||||||
2,1 | 2,4 | 2,7 | |||||||||||
3,3 | 3,7 | 3,9 | |||||||||||
4,5 | 4,8 | 5,1 | |||||||||||
5,3 | 5,6 | 5,9 | |||||||||||
6,2 | 6,5 | 6,7 | |||||||||||
7,1 | 7,4 | 7,7 | |||||||||||
8,3 | 8,6 | 8,9 | |||||||||||
9,4 | 9,7 | 9,9 | |||||||||||
0,2 | 0,4 | 0,1 | |||||||||||
1,1 | 1,4 | 1,3 | |||||||||||
2,2 | 2,5 | 2,7 | |||||||||||
3,4 | 3,6 | 3,5 | |||||||||||
4,8 | 4,5 | 4,3 | |||||||||||
5,1 | 5,2 | 5,4 | |||||||||||
6,6 | 6,7 | 6,4 | |||||||||||
7,2 | 7,3 | 7,8 | |||||||||||
8,1 | 8,4 | 8,8 | |||||||||||
9,3 | 9,5 | 9,7 | |||||||||||
0,4 | 0,6 | 0,8 | |||||||||||
1,3 | 1,7 | 1,9 | |||||||||||
2,3 | 2,6 | 2,8 | |||||||||||
3,1 | 3,5 | 3,7 | |||||||||||
4,4 | 4,6 | ||||||||||||
5,4 | 5,8 | 6,1 | |||||||||||
6,1 | 6,3 | 6,6 | |||||||||||
7,5 | 7,8 | 8,2 | |||||||||||
8,5 | 8,9 | 9,3 | |||||||||||
9,2 | 9,5 | 9,8 |
Контрольные вопросы.
1. Сформулируйте 1 и 2 законы Кирхгофа.
2. Сформулируйте закон Ома для участка цепи и для полной цепи.
3. На каком из двух последовательно соединенных резисторов, разных по величине, будет большее падение напряжения?
4. По каким формулам определяется мощность, потребляемая резисторами?
Практическая работа №4