Цель: Сформировать умение проверять техническое состояние датчиков системы впрыска.
Датчики сигнальных трактов СУД.
При рассмотрении предыдущего материала отмечалось наличие датчиков вподсистемах зажигания и топливно-эмиссионной. Поскольку в комплексных СУДинформация от датчиков обрабатывается в едином блоке управления то в этом разделеболее подробно остановимся на конструктивных особенностях и характеристиках
основных датчиков без привязки их к конкретной подсистеме.
Измерители расхода воздуха
Потенциометрический датчик расхода
В измерителе расхода воздуха, представленном на рис.2.1.1, воздушный поток
воздействует на заслонку 2, закрепленную на оси в специальном канале. Воздействие
воздушного потока на заслонку 2 уравновешивается пружиной. Демпфер 7 с
демпфирующей заслонкой 4, выполненной как одно целое с измерительной заслонкой 2,
служит для гашения колебаний, вызванных пульсациями воздушного потока и
динамическими воздействиями, характерными для движущегося автомобиля. Заслонка
воздействует на потенциометр, сопротивление которого пропорционально углу поворота
заслонки.
Рис. 2.1.1 . Датчик расхода воздуха (датчик типа
заслонки):
1 - шунтирующий (обходной) канал; 2 - заслонка датчика
расхода воздуха; 3 - запорный клапан; 4 - демпфирующая
заслонка; 5 - датчик температуры; 6 - цепь потенциометра;
7 - камера демпфирования; 8 - керамическое основание с
резисторами r0...r10 и проводниками; 9 - металлическая
шина; 10 - щеткодержатель; 11 - щетка; 12 - защитный
выключатель топливного насоса. Позиция “выключено” при á
= 0°; 13 - зубчатый венец пружины предварительного
73
Проволочный датчик определения массового расхода воздуха
Был разработан для измерения массового расхода воздуха независимо от высоты над
уровнем моря. Кроме того, в этом датчике отсутствует погрешность, вызванная
пульсацией воздушного потока
Датчик этого типа состоит из нагретого провода диаметром 70 мкм, установленного в
измерительной трубке, расположенной перед дроссельной заслонкой.
Работа датчика массового расхода воздуха основана на принципе постоянства температуры.
Нагретый платиновый провод, расположенный в воздушном потоке, является одним из плеч
резисторного моста. При этом за счет изменения силы тока, протекающей через резисторный
мост, поддерживается постоянная температура (около 100°С) платинового провода,
обдуваемого воздушным потоком (см. рис. 2.1.2).
Рис. 2.1.2 Проволочный
Датчик массового расхода
Воздуха
При увеличении расхода воздуха платиновый провод остывает и его сопротивление
падает. Резисторный мост становится несимметричным и возникает напряжение,
подаваемое на усилитель и направленное на повышение температуры провода. Этот
процесс продолжается до тех пор, пока температура и сопротивление провода не приведут
к равновесию системы. Диапазон силы тока, протекающего через провод, составляет 500
мкА...1200мкА.
Этот ток также протекает через калиброванный резистор R3 (см. рис. 2.1.3 и 2.1..4), на
котором возникает напряжение, поступающее в блок электронного управления для
вычисления количества впрыскиваемого топлива.
Изменение температуры воздуха компенсируется резистором Rс. Этот резистор
представляет собой платиновое кольцо, имеющее сопротивление примерно 500 Ом и
расположенное в воздушном потоке. Изменение температуры воздуха одновременно
изменяет сопротивление провода датчика и резистора R , поэтому равновесие
резисторного моста не нарушается.
74
Рис. 2.1.3 Составные части
проволочного датчика:
1 - печатная плата; 2 - электрическая
схема. В дополнение к резисторному
мосту содержит контрольную схему
поддержания постоянной температуры и
схему самоустановки; 3 - внутренняя
трубка; 4 - калиброванный резистор; 5 -
нагретый проволочный элемент; 6 -
резистор температурной компенсации; 7 -
защитная сетка; 8 - корпус.
При эксплуатации платиновый провод неизбежно загрязняется. Для предотвращения
загрязнения после выключения двигателя провод в течение 1 с накаляется до температуры
1000°С. При этом вся налипшая на него грязь сгорает. Этот процесс контролируется
электронным блоком управления.
Датчик массового расхода воздуха используется в системах Bosch LH Jetronic и
Lucas.
Рис. 2.1.4. Электрическая схема датчика для