I общие методические указания

I ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Принятые буквенные обозначения основных электрических величин

u, e, i, p -мгновенные значения напряжения, ЭДС, тока и мощности;

U, E, I - постоянные или действующие значения напряжения,

ЭДС и тока;

Um, Em, Im - амплитудные значения напряжения, ЭДС и тока;

P,Q,S- активная, реактивная и полная мощности;

R, X, Z- активное, реактивное и полное сопротивления;

G, B, Y- активная, реактивная и полная проводимости;

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru - комплексы действующих значений напряжения, э.д.с. и тока;

I общие методические указания - student2.ru - комплексы амплитудных значений напряжения, э.д.с. и тока;

I общие методические указания - student2.ru - комплексы реактивной и полной мощности;

I общие методические указания - student2.ru - комплексы полного сопротивления и проводимости;

yu,yi, j- начальные фазы напряжения и тока, разность фаз;

f, w, T- частота, угловая частота, период.

Условные графические обозначения в цепях постоянного и

Синусоидального токов.

R

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru - резистор

L

I общие методические указания - student2.ru - индуктивный элемент

(идеальная катушка индуктивности).

I общие методические указания - student2.ru C

- емкостной элемент (конденсатор).

Е, е

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru - источник постоянной Е, синусоидальной е ЭДС

или напряжения.

1.3. Требования к выполнению и оформлению расчетно-графических работ.

Прежде чем приступать к выполнению расчетно-графической работы необходимо внимательно ознакомиться с соответствующими разделами теории. Работа должна показать не только умение решать предложенные задачи, но и умение оформить их согласно ГОСТ. Несоблюдение правил оформления расчетно-графических работ может стать причиной того, что представленная работа не будет зачтена, либо не будет даже принята к рецензированию.

Основные требования:

1) Каждая расчетно-графическая работа выполняется в отдельной тетради в клетку, на обложке которой должны быть написаны: наименование УКП и № группы, фамилия, имя и отчество студента, номер расчетно-графической работы, год издания ипользованных методических указаний.

2) На каждой странице должны быть оставлены поля шириной не менее 3 см для замечаний рецензента.

3) Текст, формулы и числовые выкладки должны быть написаны четко и аккуратно без помарок.

4) Электрические схемы должны быть вычерчены с помощью чертежных инструментов с соблюдением ГОСТ. Можно пользоваться теми изображениями элементов схем, которые применяются в помещенных ниже задачах. При выполнении работы следует руководствоваться материалами ГОСТ, которые устанавливают стандарт на буквенные обозначения основных электрических и магнитных величин. В скобках указываются допускаемые обозначения.

5) Графики должны быть вычерчены аккуратно, с помощью чертежных инструментов, желательно на миллиметровой бумаге. Оси абсцисс и ординат вычерчивают сплошными толтыми линиями. Стрелки на концах осей вычерчивать не следует. Масштабы шкал по осям следует выбирать равномерными, начиная с нуля, с использованием всей площади графика. Цифры шкал наносят слева от оси ординат и под осью абсцисс. Если на графике небольшое число кривых, то их вычерчивают разными линиями (сплошной, штриховой, штрих-пунктирной и т.п.). При большом числе кривые нумеруют. Для показа на графике расчетных точек рекомендуется применять по выбору следующие знаки: ∆,□,◊,○. Буквенное обозначение наимнования шкалы и единицу измерения величины пишут над числами шкалы оси ординат и под осью абсцисс, справа, вместо последнего числа шкалы. Надписи не должны выходить за пределы графика. Количество знаков цифр в числах должно быть минимальным, для чего целесообразно ввести у наименования шкалы постоянный множитель I общие методические указания - student2.ru . Если шкалы на осях начинаются с нуля, то нуль на их пересечении ставится один раз. Во всех других случаях ставят оба значения.

6) Векторные диаграммы должны строиться в масштабе.

7) В конце контрольной работы надо поставить дату выполнения работы и подписаться.

8) Если контрольная работа не зачтена или зачтена при условии внесения исправлений, то все необходимые поправки необходимо делать в разделе “Работа над ошибками”. Нельзя вносить какие-либо исправления в текст, расчеты и графики уже просмотренные преподователем.

9) Студентам рекомендуется поэтапное выполнение контрольных заданий, т.е. выполнение решения первой задачи и сдача ее на проверку преподователю, затем решение второй задачи и сдача на проверку всей расчетно-графической работы.

Методика решения задач.

2.2.1. ЗАДАЧА №1.

В изображенной схеме электрической цепи э.д.с. и сопротивления резисторов - известны. Определить токи в ветвях. (Задачу решить в общем виде).

I общие методические указания - student2.ru

R1 E

R3

I1 I I2

R2 R0

Схема электрической цепи

Решаем задачу методом эквивалентного сопротивления.

1) Расчет эквивалентного сопротивления.

Сопротивления I общие методические указания - student2.ru и I общие методические указания - student2.ru включены последовательно и по известной формуле находим их эквивалентное сопротивление

I общие методические указания - student2.ru .

При параллельном включении пассивных ветвей их эквивалентное сопротивление находим как

I общие методические указания - student2.ru .

И тогда эквивалентное сопротивление всей цепи будет

I общие методические указания - student2.ru .

2) Расчет токов.

Ток в неразветвленной части цепи находим согласно закону Ома

I общие методические указания - student2.ru .

Для расчета токов в ветвях целесообразно найти напряжение на разветвлении

I общие методические указания - student2.ru .

И наконец находим токи в пассивных ветвях:

I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru .

2.2.2. ЗАДАЧА №2.

В изображенной схеме электрической цепи известны:

I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru .

Определить: токи в ветвях, используя различные методы расчета.

I общие методические указания - student2.ru

Е1 Е2

R3

R1 R2

Схема электрической цепи

Метод контурных токов.

Примем направление контурных токов такими, как указано на схеме В.

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru

       
    I общие методические указания - student2.ru
  I общие методические указания - student2.ru
 

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I11 I22

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru E1 E2

           
  I общие методические указания - student2.ru   I общие методические указания - student2.ru
    I общие методические указания - student2.ru
 
I общие методические указания - student2.ru

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I1 I3 R3 I2

R1 R2

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru

Схема В

Используя II закон Кирхгофа, получаем уравнения для двух контуров

в общем виде:

I общие методические указания - student2.ru ,

I общие методические указания - student2.ru .

При этом I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru ,

I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru ,

I общие методические указания - student2.ru .

Подставляя значения R и E в исходные уравнения, получаем:

I общие методические указания - student2.ru

I общие методические указания - student2.ru

Эти уранения могут быть решены методом подстановки, однако,

рассмотрим более общий алгоритм решения системы линейных уравнений.

Найдем определитель системы и его алгебраические дополнения:

I общие методические указания - student2.ru Ом2

I общие методические указания - student2.ru Ом В

I общие методические указания - student2.ru Ом В

Контурные токи в этом случае будут:

I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru .

А искомые токи в ветвях соответственно:

I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru .

Метод узлового напряжения.

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru A

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru E1 UAB E2

           
  I общие методические указания - student2.ru   I общие методические указания - student2.ru
    I общие методические указания - student2.ru
 
I общие методические указания - student2.ru

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I1 I3 R3 I2

R1 R2

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru

B

Схема С

Примем направление токов в ветвях такими, как указано на схеме С.

Напряжение между узлами А и В определяется по формуле:

I общие методические указания - student2.ru ,

где: I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru .

Подставляя числа в исходное уравнение, получаем:

I общие методические указания - student2.ru

Искомые токи в ветвях:

I общие методические указания - student2.ru ,

I общие методические указания - student2.ru ,

(действительное направление тока I2 противоположно выбранному)

I общие методические указания - student2.ru

(ток противоположен по направлению напряжению UAB).

Метод наложения.

Вспомогательные схемы D и F при E2 = 0 и при E1 = 0 предназначены

для расчета частичных токов.

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru A A

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru E1 I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru E2

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru R3 I общие методические указания - student2.ru R2 R1 I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru R3 I общие методические указания - student2.ru

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru R1 R2

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru

B B

Схема D Схема F

Рассчитаем частичные токи во вспомогательных схемах методом эквивалентного сопротивления.

Для схемы D получаем:

I общие методические указания - student2.ru ,

I общие методические указания - student2.ru ,

I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru .

Для схемы F получаем:

I общие методические указания - student2.ru ,

I общие методические указания - student2.ru ,

I общие методические указания - student2.ru , I общие методические указания - student2.ru .

И наконец, найдем искомые токи в исходной схеме:

I общие методические указания - student2.ru ,

I общие методические указания - student2.ru

(знак минус указывает на то, что действительное направление тока I2

несовпадает с направлением тока I общие методические указания - student2.ru , показанным на схеме),

I общие методические указания - student2.ru .

Задания по контрольно-графической работе №1

«Электрические цепи постоянного тока».

В электрической цепи постоянного тока, схема, метод анализа и параметры элементов которой заданы для каждого варианта в таблице, определить:

1) токи в ветвях (их значения и фактическое положительное направление);

2) показания вольтметра и ваттметра;

3) режимы работы источников ЭДС. Составить баланс мощностей.

№ вар. № схем. Полож. выкл. Метод анализа Параметры элементов электрической схемы
        E1 В Е2 В Е3 В R01 Ом R02 Ом R03 Ом R1 Ом R2 Ом R3 Ом R4 Ом R5 Ом R6 Ом
1.1 Разом Зак.Кир. 0,1 0,2 0.2 1,9 2,8 3,8 -
1.1 Замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,1 1,9 3,8 2,9
1.1 Замкн Налож. 0.2 0,1 0,1 2,8 3,9 4,9
1.1 Разом Узл.нап. 0,1 0,1 0,2 2,9 1,9 3,8 -
1.2 Разом Зак.Кир. - 0,2 0,1 - 2,8 3,9 -
1.2 Замкн Конт.ток 0,1 0,1 0,2 2,9 4,9 3,8
1.2 Замкн Зак.Кир. 0,1 0,2 0,1 0,9 1,8 4,9
1.2 Разом Налож. - 0,1 0,2 - 1,9 3,8 -
1.3 Разом Зак.Кир. - 0,1 0,2 - 2,9 3,8 -
1.3 Замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,1 3,9 1,8 5,9
1.3 Замкн Налож. 0,1 0,2 0,3 2,9 2,8 3,7
1.3 Разом Узл.нап. - 0,2 0,1 - 3,8 2,9 -
1.4 разом Зак.Кир. - - 0,2 0,1 - 3,8 3,9
1.4 замкн Конт.ток 0,2 0,1 0,2 2,8 3,9 4,8
1.4 замкн Налож. 0,1 0,1 0,1 3,9 4,9 2,9
1.4 разом Узл.нап. - - 0,2 0,1 - 3,8 4,9
1.5 разом Зак.Кир. - 0,1 0,2 - 1,9 2,3 - 1,5
1.5 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,3 4,9 3,8 2,7
1.5 замкн Налож. 0,1 0,2 0,2 3,9 4,8 2,8
1.5 разом Узл.нап. - 0,1 0,1 - 4,9 3,9 -
1.6 замкн Конт.ток 0,2 0,1 0,1 2,8 3,9 1,9
1.6 разом Зак.Кир. 0,2 0,1 0,1 3,8 3,9 4,9 - -
1.6 замкн Налож. 0,1 0,2 0,3 3,9 2,8 3,7
1.6 разом Узл.нап. 0,2 0,1 0,2 2,8 4,9 4,8 - -
1.7 разом Зак.Кир. - - 0,2 0,1 - 3,8 2,9
1.7 замкн Конт.ток 0,3 0,1 0,2 2,7 4,9 3,8
1.7 замкн Налож. 0,2 0,3 0,1 4,8 3,7 1,9
1.7 разом Узл.нап. - - 0,1 0,1 - 2,9 4,9
1.8 разом Зак.Кир. 0,1 0,1 0,1 3,9 3,4 2,9 4,5 -
1.8 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,2 4,9 3,8 3,8
1.8 замкн Налож. 0,1 0,2 0,1 3,9 3,8 2,9
1.8 разом Узл.нап. 0,2 0,1 0,2 3,8 4,9 2,9 -
1.9 разом Зак.Кир. - 0,1 - 0,1 3,9 - 3,9
1.9 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,2 3,9 3,8 2,9
1.9 разом Узл.нап. - 0,1 - 0,2 2,9 - 4,8
1.9 разом Налож. - 0,1 - 0.2 3,9 - 2,8
1.10 разом Зак.Кир. 0,2 0,1 0,3 3,8 4,9 4,3 3,4 - -
1.10 замкн Конт.ток 0,1 0,1 0,3 2,9 3,9 5,3 4,4
1.10 замкн Налож. 0,1 0,2 0,3 3,9 4,8 3,7
1.10 разом Узл.нап. 0,1 0,3 0,2 4,9 3,7 2,8 - -
1.11 разом Зак.Кир. 0,1 0,2 0,1 3,4 3,8 3,5 4,5 - 4,4
1.11 замкн Конт.ток 0,2 0,1 0,3 2,5 3,9 3,4 3.3 4,3
1.11 разом Узл.нап. 0,2 0,2 0,2 2,5 3,8 4,8 5,3 - 4,6
1.11 разом Налож. 0,1 0,2 0,1 4,9 4,8 2,9 -
1.12 разом Зак.Кир. - 0,1 0.1 - 2,9 3,9 -
1.12 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,3 4,9 4,8 3,7
1.12 разом Узл.нап. - 0,1 0,2 - 5,9 3,8 -
1.12 разом Налож. - 0,2 0.1 - 3,8 4,9 -
1.13 разом Зак.Кир. - 0,1 - 0,2 4,9 - 4,5 3,3
1.13 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,1 4,9 5,8 3,9
1.13 замкн Налож. 0,1 0,2 0,3 3,9 6,8 3,7
1.13 разом Узл.нап. - 0,1 - 0,2 4,9 - 3,6 2,8
1.14 разом Зак.Кир. 0,1 0,3 0,2 4,4 4,7 4,6 5,2 7,6 -
1.14 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,1 4,9 5,8 3,9
1.14 замкн Налож. 0,2 0,3 0,1 4,8 4,7 4,4 5,5
1.14 разом Узл.нап. 0,1 0,1 0,1 4,7 4,9 4,3 5,6 5,2 -
1.15 разом Зак.Кир. 0,1 0,1 0,2 4,9 3,9 3,8 -
1.15 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,3 3,9 5,8 5,7
1.15 разом Налож. 0,2 0,1 0,1 4,8 7,9 6,9 -
1.15 разом Узл.нап. 0,1 0,2 0,3 4,9 7,8 6,7 -
1.16 разом Зак.Кир. 0,1 0,2 0,1 3,9 4,8 5,9 -
1.16 замкн Конт.ток 0,2 0,3 0,1 4,8 4,4 4,9 5,3
1.16 разом Налож. 0,2 0.1 0,1 3,8 3,9 5,9 -
1.16 разом Узл.нап. 0,1 0,3 0,2 4,9 5,7 4,8 -
1.17 разом Зак.Кир. 0,1 0,2 0,1 3,9 4,8 5,9 -
1.17 замкн Конт.ток 0,2 0,1 0,1 4,8 2,9 3,9
1.17 разом Узл.нап. 0,1 0,1 0.1 7,9 6,9 5,9 -
1.17 разом Налож. 0,1 0,2 0,1 4,9 5,8 7,9 -
1.18 разом Зак.Кир. - - 0,2 0,3 - 5,8 7,7
1.18 замкн Конт.ток 0,1 0,1 0,1 5,9 6,9 6,8
1.18 разом Узл.нап. - - 0,2 0,1 - 4,8 5,9
1.18 разом Налож. - - 0,1 0,2 - 5,9 6,8
1.19 разом Зак.Кир. 0,1 0,2 0,2 4,9 5,8 5,6 4,2 -
1.19 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,1 5,9 6,8 7,9
1.19 замкн Налож. 0,1 0,3 0,2 6,9 4,7 5,2 5,5
1.19 разом Узл.нап. 0,1 0,2 0,2 3,9 4,8 5,8 -
1.20 разом Зак.Кир. 0,2 0,1 0,2 4,8 5,9 6,8 -
1.20 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,3 5,9 6,8 6.4 7,3
1.20 замкн Налож. 0,1 0,1 0,2 4,9 7,9 4,6 5,2
1.20 разом Узл.нап. 0,1 0,1 0,1 6,9 8,9 7,7 6,2 -
1.21 разом Зак.Кир. - - 0,2 0,1 - 4,8 5,9
1.21 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,1 4,9 5,8 7,9
1.21 замкн Налож. 0,2 0,1 0,3 3,8 4,9 4,7
1.21 разом Узл.нап. - - 0,1 0,2 - 5,9 6,8
1.22 разом Зак.Кир. 0,1 0,1 0,3 4,8 3,9 5,4 5,1 6,3 -
1.22 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,1 3,8 4,8 5,9 6,1
1.22 замкн Налож. 0,1 0,2 0,1 5,9 6,8 7,9
1.22 разом Узл.нап. 0,2 0,1 0,2 4,8 6,9 4,8 -
1.23 разом Зак.Кир. - 0,1 0,2 - 3,7 4,8 - 4,2
1.23 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,3 4,7 4,8 5,7 5,2
1.23 замкн Налож. 0,1 0,1 0,2 4.6 5,9 4,8 5,3
1.23 разом Узл.нап. - 0,1 0,2 - 5.4 6,8 - 4,5
1.24 разом Зак.Кир. 0,1 0,2 0,1 5.9 6,8 4,2 5,7 -
1.24 замкн Конт.ток 0,1 0.2 0,2 4,9 8,8 4,3 3,6
1.24 разом Узл.нап. 0,2 0,1 0,1 3,8 5,9 5,6 4,3 -
1.24 замкн Налож. 0,1 0,2 0,3 6,9 6,8 4,7
1.25 разом Зак.Кир. - - 0,1 0,3 - 4,9 4,4 5,3
1.25 замкн Конт.ток 0,1 0,2 0,2 4,9 4,8 4,3 6,5
1.25 замкн Налож. 0,1 0,3 0,1 5,9 4,7 5,5 7,4
1.25 разом Узл.нап. - - 0,2 0,1 - 5,8 4,2 7,7

I общие методические указания - student2.ru

I общие методические указания - student2.ru R01 E1* * R1 R4 R01 Е1 R1

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru •W • • •

I общие методические указания - student2.ru

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru • ••• •V

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru R4 B R6 • • •

I общие методические указания - student2.ru E3 R03 R3 R3 B R03 E3

I общие методические указания - student2.ru • • • R5

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru V R6

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru R2 E2 R02 R5 R2 E2 R02

I общие методические указания - student2.ru I общие методические указания - student2.ru ••• •W• •

I общие методические указания - student2.ru