Колонда г.г., лубинский с.а.

Курс лекций по медицинской и биологической физике для студентов заочного и вечернего отделений факультетов высшего сестринского образования и фармацевтического: Учебное пособие. – Новосибирск: Сибмедиздат, 2009.

Материал лекций изложен в соответствии с «Программой медицинской и биологической физики Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2008 года». Лекции охватывают весь курс, предусмотренный Программой для заочного и вечернего отделений факультетов фармацевтического и Высшего сестринского образования. Основной упор сделан на связь изучаемого материала с практической деятельностью студентов, а также на понимание основных физических законов и на выработку умения мыслить логически и противостоять ложным научным направлениям. Материал изложен в форме, доступной для студентов, которые давно окончили среднюю школу и которым физика в школе давалась трудно. Число формул сведено к минимуму, однако расширено количество жизненных и практических примеров, облегчающих понимание основных разделов программы.

УДК

ББК

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО И ВЕЧЕРНЕГО ОТДЕЛЕНИЙ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО.

Учебное пособие

Ответственный за выпуск:

Компьютерная вёрстка:

Дизайн обложки:

Санитарно-эпидемиологическое заключение:

Подписано в печать: Формат: Бумага офсетная.

Гарнитура Times. Ризография. Усл.печ.л. Тираж экз. Заказ

Оригинал-макет изготовлен издательством «Сибмедиздат»

630091 г. Новосибирск, Красный Проспект 52

Тел. (383) 2-29-10-83 E-mail: [email protected]

Отпечатано в типографии издательства «Сибмедиздат»

Введение

Курс лекций по медицинской и биологической физике для студентов первого курса заочного и вечернего отделения Новосибирского государственного медицинского университета ставит перед собой следующие задачи:

а) Дать студентам основы такой главной науке о природе, как физика, поскольку для того, чтобы быть хорошим специалистом в какой-либо одной области, нужно иметь хотя бы минимум знаний в соседних науках. А физика является соседней с медициной наукой, поскольку в основе всех жизненных процессов лежат физические законы. Например, повышение температуры тела человека, движение крови по сосудам, работа мышц, работа опорно-двигательного аппарата и т.д.

б) Поскольку в настоящее время в медицину всё активнее внедряется техника, то для того, чтобы уметь с ней работать, нужно обладать хотя бы элементарными физическими знаниями. Известно, что специалист, владеющий знаниями по физике, будет лучше использовать технику, что сделает его работу более плодотворной и при этом меньше вероятность того, что эта аппаратура будет выведена из строя в результате неумелых действий. В частности, медсестра, проводящая физиопроцедуру с больным, должна представлять себе весь механизм действия на организм данной процедуры и, в случае необходимости, разъяснить больному в доходчивой форме этот механизм.

в) Особенность физики ещё состоит в том, что она учит мыслить логически. Как известно, любому медицинском работнику это качество является необходимым, так как постановка диагноза и проведение курса лечения требует логического мышления. Известно немало случаев, когда неумение медицинского работника мыслить логически приводило к трагическим последствиям из-за неправильной постановки диагноза и неверного лечения.

г) Поскольку в настоящее время активизировалась лженаука, которая пустила свои корни также в медицину, нанося ей огромный вред, специалисты-медики должны ей уметь ей противостоять. Для этого у них должно быть сформировано твёрдое диалектико-материалистическое мировоззрение. Физика как раз такое убеждение и формирует. Физика как наука имеет следующие принципы. Во-первых, презумпция доказуемости; во-вторых, презумпция отсутствия чуда. То есть, всё то, что утверждает физика, должно быть доказано либо экспериментально, либо теоретически. Кроме того, какое-либо необычайное явление до тех пор не будет признано наукой как неоспоримый факт, пока не будут приняты все попытки это опровергнуть. И если явление не будет при этом опровергнуто, то наука его признает как факт и будет заниматься поиском объяснения этого.

Курс медицинской и биологической физики не ставит целью охватить абсолютно всю физику, но из всего курса сделан акцент на те разделы физики, которые максимально приближены к медицине. При изложении материала ставилась именно такая цель. Данный курс также не ставит задачей заставить студентов запомнить все формулы и уметь решать сложные задачи, но при этом делается упор на то, чтобы студент понимал основные физические явления и умел их объяснить. Кроме того, студент должен понимать сущность физических величин и умел с ними оперировать. Студент также должен уметь пользоваться справочными материалами и находить нужные формулы и единицы физических величин.

ЛЕКЦИЯ 1

Наши рекомендации