Типичные отказы подшипников и их причина

Причина Эффект №рис.
Чрезмерная нагрузка Поверхностное растрескивание ПерегревТекучесть металла  
Нагрузка от дисбаланса Повреждение дорожек качения  
Расцентровка Натиры дорожек качения Поверхностное растрескивание Повреждение сепаратора  
Дефекты насадки подшипника на вал Растрескивание и выкрашивание материала подшипника  
Неправильная установка Растрескивание и выкрашивание Повреждение при сборке  
Неправильный зазор в подшипнике Растрескивание и выкрашивание Абразивный износ Фреттинг-короззия Повреждение при сборке Несоосность колец  
Неподходящая или неправильная смазка Усталостное выкрашивание Заклинивание Задиры поверхности дорожек качения Борозды на поверхности дорожек Перегрев  
Плохое уплотнение (герметизация) Абразивный износ Воздушная коррозия Задиры Борозды на поверхности дорожек  
Высокая вибрация конструкции, ударные нагрузки, неправильная установка и транспортирование Бриннелирование дорожек качения Псевдобриннелирование  
     
Неисправность Причина Ремонт
Понижение сопротивле- Попадание влаги Сушка, очистка, пропитка
  ния изоляции Загрязнение неизолированных мест  
    Повреждение изоляции выводов и Переизолировка выводов и зажимов.
    коробки зажимов  
Пробой изоляции:    
  а) на корпус («зем- Механические повреждения при из-  
  ля») готовлении, укладке, эксплуатации.  
    Дефекты изготовления Замена поврежденных секций (катушек) Устранить замыкание и выправить зубцы Полная перемотка. Кроме того, для
  б) между витками («витковое») в) между фазами Распушение зубцов стали статора
  Старение изоляции из-за длитель-
  («фазное») ного срока службы или недопустимого создания нормальных условий работы:
    перегрева (перегрузка, плохая вентиля- усиление нагревостойкости или снижение
    ция и т. д.) температуры обмотки (снижение нагруз-
      ки, усиление вентиляции)
    Механическое разрушение электро- Проверка и снижение кратности пу-
    магнитными усилиями при пуске, тор- скового и тормозного тока. Проверка
    можении и т. д. защиты
    Химические разрушения от действия Покрытие обмотки лаками соответст-
    масел, щелочей, воды вующих качеств (маслостойкость, кис-
      лотостойкость)
      Для увеличения влагостойкости —
      компаундировка или многократная про-
      питка


Неисправность Причина Ремонт
Распайка соединений или проводников Перегрузка током при пуске Пайка твердым припоем
Обрыв Плохая пайка Перепайка
    Распайка соединений, механическое разрушение Перепайка
Механическое разрушение Проседание и задевание ротора о статор Частичная или полная перемотка. Проверка зазора, ремонт подшипников Распиловка и чистка поврежденных частей сердечника
Неправильные соединения секций (катушек) Ошибки при перемотке Восстановление правильной схем» соединений
Наименование операций и после- довательность их выполнения Требования, предъявляемые к выполняемой работе
Подготовительные работы (то же, что и для электрических машин в собранном виде) См. табл. Объем и последовательность операций по монтажу электрических машин, поступающих в собранном виде
Подготовка электрических машин к монтажу См. табл. Подготовка электрических машин к установке
Распаковка, размещение частей электрических машин в монтажной зоне. Очистка частей машин, рас- консервация. Ревизия машин Наличие частей и деталей электрических машин по комплектовочной ведомости. Отсутствие внешних повреждений. Устранение обнаруженных дефектов или решение вопросов устранения дефектов вместе с заказчиком
Установка фундаментных плит Фундаментные плиты устанавливаются по осям, высоте и уровню в соответствии с требованиями
Установка подшипниковых стоек Подшипниковые стойки устанавливаются по осям и высоте в соответствии с требованиями
Установка статора, магнитной системы, ротора, якоря Статоры (магнитные системы) устанавливаются по осям и высоте в соответствии с требованиями
Центровка валов Совпадение осей валов.
Пригонка подшипников и вкладышей, уплотнение подшипников Отклонения не выше допустимых, приведенных в табл. Осевые разбеги валов должны соответствовать нормам. Зазоры в подшипниках должны находиться в допустимых пределах.
Выверка воздушных зазоров Неравномерность зазоров между статором и ротором (магнитной системой и якорем) должна быть не более указанной в табл.
Подливка фундаментных плит и анкерных болтов, проверка центровки после подливки фундаментных плит Требования те же, что и для электрических машин в собранном виде в соответствии с табл.
Выполнение внутренних , соединений электрических машин Контакты соединений должны быть зачищены от краски и грязи
Установка и выверка щеточных механизмов Надёжное соединение контактов. Разбивка щеток по коллектору, должна соответствовать нормам . Нажатие щеток должно соответствовать нормам. Щетки должны иметь зеркальную рабочую поверхность
Установка контрольных шпилек (конических штифтов), продувка электрических машин сжатым воздухом Фиксированное положение частей электрических машин на фундаментной плите
Установка кожухов и ограждений. Подготовка к пуску. Заполнение подшипников маслом Регулировка подачи масла производится в соответствии с указаниями завода-изготовителя
Пробный пуск электрических машин Нагрев подшипников должен быть не выше допустимого
Опробование на холостом ходу и под нагрузкой Нагрев обмоток не выше нормы. Вибрация в пределах нормы. Нормальная коммутация



Таблица 1

Схема соединений обмотки Число выводов Название вывода Обозначение вывода
Начало Конец
Открытая схема Первая фаза С, С,
  Вторая фаза с, Ct
  Третья фаза С, с.
Соединение звездой 3 или 4 Первая фаза с,
  Вторая фаза С,
  Третья фаза с,
  Нулевая точка
Соединение треугольником Первый зажим с,
  Второй зажим с2
  Третий зажим С,
Число выводов на контактных кольцах Название вывода Обозначение вывода
Первая фаза А
  Вторая фаза А
  Третья фаза Рг
Первая фаза А
  Вторая фаза А
  Третья фаза Рш
  Нулевая точка

В целях обеспечения надежной работы оборудования и предупреждения неисправностей и износа на предприятиях периодически проводят планово-предупредительный ремонт оборудования (ППР). Он позволяет провести ряд работ, направленных на восстановление оборудования, замену деталей, что обеспечивает экономичную и непрерывную работу оборудования.

Чередование и периодичность планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями, габаритами и условиями эксплуатации.

Оборудование останавливают для планово-предупредительного ремонта, когда оно еще находится в рабочем состоянии. Этот (плановый) принцип вывода оборудования в ремонт позволяет произвести необходимую подготовку к остановке оборудования — как со стороны специалистов сервисного центра, так и со стороны производственного персонала заказчика. Подготовка к планово-предупредительному ремонту оборудования заключается в уточнении дефектов оборудования, подборе и заказе запасных частей и деталей, которые следует сменить при ремонте.

1. Mежремонтный этап обслуживания2. Текущий этап планово-предупредительных ремонтов3. Средний этап планово-предупредительных ремонтов4. Капитальный ремонт

1.2.3. Периодические, профилактические работы включают в себя периодические осмотры и профилактические испытания электроэнергетических устройств, оборудования и установок электросетей, наружного освещения и электростанций и проводятся по графику в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.
1.2.4. Осмотры устройств, оборудования проводятся для выявления дефектов. Периодичность осмотров устанавливается главным инженером предприятия в зависимости от местных условий, но не реже сроков, установленных правилами технической эксплуатации электростанций и сетей, по заранее утвержденному графику.
На основе записей сменного персонала в журнале дефектов или заявлений обслуживающего персонала осмотр может быть проведен и ранее намеченного графиком срока.
1.2.5. Профилактические испытания электроэнергетических устройств, оборудования и установок электрических сетей, наружного освещения и электростанций для выявления их технического состояния производятся в сроки, установленные правилами технической эксплуатации электростанций и электросетей, а также эксплуатационными инструкциями.
1.2.6. Выявленные во время периодических профилактических работ дефекты устраняются, при возможности, немедленно или не подлежат устранению во время предстоящих текущих или капитальных ремонтов.

Сейчас, когда ремонт трансформаторов как в стационарных условиях, так и на местах установки получил широкое распространение, имеется большое разнообразие видов ремонтов по объему, назначению и исполнению ремонтных работ. Их следует различать, чтобы в каждом конкретном случае уметь выбрать наиболее целесообразный в техническом и экономическом отношении ремонт. По объему ремонтных работ различают текущий ремонт (эксплуатационный), капитальный без замены обмоток, капитальный с заменой обмоток, но без ремонта магнитопровода и капитальный с заменой обмоток и частичным или полным ремонтом магнитопровода. Масляные трансформаторы в отличие от многих других изделий имеют свою особенность: любой ремонт, связанный со вскрытием и разборкой трансформатора, является капитальным. Ремонт по типовой номенклатуре (который ранее назывался ревизией) также относят к капитальному. Это объясняется тем, что после вскрытия трансформатора выполняются многие обязательные работы: обработка масла, замена сорбентов, уплотнений, а в некоторых случаях — сушка активной части, контрольные испытания, что занимает много времени и связано с известными затратами. По назначению ремонт может быть планово-предупредительный (профилактический) или послеаварийный. Первый выполняют по заранее разработанному графику (линейному или сетевому, применяемому для нескольких поочередно ремонтируемых трансформаторов I—II габаритов или для крупного трансформатора) с соблюдением всех правил и норм. Ремонт аварийно вышедшего из строя трансформатора зависит от возможности замены его другим, наличия и величины скрытого резерва, от категории питаемых этим трансформатором потребителей. Иногда принимают экстренные меры, чтобы включить трансформатор хотя бы не на полную мощность, планируя вывод его в капитальный ремонт в ближайшее время. По характеру исполнения различают чисто восстановительный ремонт, реконструкцию и модернизацию. Восстановительный ремонт — это устранение всех неисправностей, замена всех негодных узлов и деталей новыми, такими же, как и заменяемые, без внесения в них каких-либо конструктивных изменений. Такому ремонту подвергают новые, выпущенные на современном техническом уровне трансформаторы, вышедшие из строя по разным причинам. Трансформаторы устаревшей конструкции, не имеющие многой арматуры, подвергают реконструкции или модернизации. Говоря о классификации ремонта трансформаторов, следует рассмотреть возможные методы ремонта. На месте установки трансформатора выполняют текущий ремонт и иногда при наличии закрытого помещения некоторые виды капитального ремонта. Такой ремонт может выполняться только индивидуальным методом. Индивидуальный метод используют сейчас и на стационарных электроремонтных предприятиях и ремонтных подразделениях, имеющих постоянно пополняемый ремонтный фонд. В настоящее время разработан и постепенно внедряется другой метод ремонта, более совершенный в организационном, техническом и экономическом отношениях, — поточный метод с применением конвейерных принципов для наиболее трудоемких операций.

Возможные повреждения и ремонт электросетей
Ремонт внутрицеховых электросетей и источников освещения (мелкий) включает в себя следующие работы: замену неисправных изоляторов, штепсельных розеток и выключателей; закрепление провисшей электропроводки; восстановление электросети в местах ее обрыва; смену предохранителей, автоматов, пакетников и т. п.
В объем текущего ремонта входит: ремонт неисправных участков внутрицеховых сетей и источников освещения, в том числе замена электропроводки с поврежденной изоляцией, включая и в трубопроводах; перетяжка проводов, имеющих недопустимо большой провес; ремонт муфт и воронок с доливкой в случае необходимости эпоксида или мастики. Капитальный ремонт содержит полное переоборудование внутрицеховых электросетей и освещения, включая восстановление всех изношенных элементов и установок.
В проводках, осуществляемых в стальных трубах, частыми повреждениями изоляции проводов являются места подключения к оборудованию. Изоляция проводов может1 быть повреждена, если трубы не оконцованы защитной изоляционной втулкой или плохо закреплен выводной металлорукав, В обоих случаях за счет трения изоляции об острые части трубы и металлорукава изоляция может быть нарушена. Необходимо постоянно следить за сохранностью электрического контакта трубопровода, который создается наличием «царапающих» (заземляющих) гаек в местах ввода труб в коробки и «перемычками», которые привариваются к концам труб при их соединении или выводе к оборудованию.
Особые требования предъявляются к трубопроводам, проложенным во взрывоопасных зонах. Изоляционные (винипластовые) трубы подвержены поломкам. Обнаруженные поврежденные трубы должны быть либо заменены, либо защищены муфтами, если участки повреждения незначительны. Недоброкачественные соединения и оконцевания проводов и кабелей опрессовкой, сваркой и пайкой могут вызвать повреждения электросетей.
По внутрицеховым сетям проверяют наличие пыли в коробках шинопроводов; состояние контактных соединений; фактические нагрузки и степень нагрева шин; окраску и прочность; крепления короба и состояние фарфоровых изоляторов (трещины, сколы). При сварных шинах проверяют наличие трещин в местах сварки.
По трубным прокладкам проверяют качество окраски труб; их оконцевание; качество соединения с протяжными и ответвительными коробками; фактические нагрузки; состояния мест присоединения, наконечников и контактных соединений.
У тросовых и струнных проводок проверяют надежность крепления тросов; состояние изоляционных деталей натяжных устройств; качество крепления проводов и присоединения светильников. Проверяют состояние заземляющих устройств, целостность заземляющих линий.
К числу ремонтных работ в действующем цехе относятся работы по устройству новых участков линий к новым токоприемникам; по замене устаревших проводок более прогрессивными на отдельных участках, которые выполняются ремонтным персоналом предприятия.
В тросовых и струнных проводках, где в качестве троса используют стальную оцинкованную или имеющую лакокрасочное покрытие горячекатаную проволоку 0 5—8 мм или тросы 0 3—6,5 мм, с целью недопущения их повреждения следят за стрелой провеса, которая составляет 100— 250 мм, и ее выбирают по справочнику.
При осмотрах и ремонте обращают внимание и проверяют крепление анкеров и натяжных устройств, которые при ослаблении натяжения троса подтягивают, но не более чем допускает установленная для данного пролета стрела провеса. Следует проверить и в случае необходимости заменить изоляционные детали, имеющие большие сколы и трещины. В случае появления коррозии у натяжных устройств тросов и струн восстанавливают антикоррозионное покрытие и смазку натяжных устройств; устраняют повреждения проводок; проверяют ответвления и вводы в светильники. Работы по ремонту тросовых и струнных проводов проводят одновременно с осмотром и ремонтом светильников.
В сетях наиболее распространенными повреждениями являются: обгорание наконечников, повреждения концевых и соединительных муфт, возникающие обычно после аварий в результате некачественного монтажа, дефектов изоляции кабеля или проникновения влаги.
Поврежденный оконцованный наконечник жил удаляют с помощью ножовки. Оконцевание жилы кабеля новым наконечником выполняют одним из следующих способов: электродуговой, газовой, термитной сваркой, способом пайки и опрессованием, теми же приемами, как при монтаже.

В целях своевременного выявления и устранения дефектов изоляции кабеля, предупреждения аварийных повреждений кабельные линии в процессе эксплуатации подвергают профилактическим испытаниям.которые проводят не реже одного раза в год. Кабели, находящиеся в благоприятных условиях по нагрузке (температурному режиму), способу прокладки (исключена возможность механических повреждений), испытывают не реже одного раза в 3 года.
Внеочередные испытания кабельных линий проводят после ремонтных работ и окончания земляных работ на трассе кабельных линий. Во время проведения профилактических испытаний проверяют следующее:
а) сопротивление изоляции;
б) целость жил и фазировку;
в) температуру кабеля;
г) сопротивление заземления концевых заделок;
д) измеряют блуждающие токи.

Для определения зоны повреждения используют такие основные методы:

импульсный метод;

метод колебательного разряда;

метод петли;

емкостной метод.

Импульсный метод

Акустический метод

Сущность акустического метода состоит в создании в месте повреждения искрового разряда и прослушивании на трассе вызванных этим разрядом звуковых колебаний, возникающих над местом повреждения. Этот метод применяют для обнаружения на трассе всех видов повреждения с условием, что в месте повреждения может быть создан электрический разряд. Для возникновения устойчивого искрового разряда необходимо, чтобы величина переходного сопротивления в месте повреждения превышала 40 Ом.

Слышимость звука с поверхности земли зависит от глубины залегания кабеля, плотности грунта, вида повреждения кабеля и мощности разрядного импульса. Глубина прослушивания колеблется в пределах от 1 до 5 м.

Для контроля за температурой на крышке трансформатора установлен ртутный термометр. Так как степень нагрева трансформатора определяется в основном величиной нагрузки, то за ней ведется систематический контроль.
Осуществляется этот контроль по показаниям амперметров, которыми снабжаются трасформаторы мощностью 1000 ква и выше.
Существенную роль в нагреве трансформатора играет температура окружающего воздуха. Чтобы не допустить повышения температуры в помещениях, где размещены трансформаторы, предусматривают вентиляцию, которая отводит нагретый воздух из камеры трансформатора и засасывает холодный. При работе трансформатора с номинальной нагрузкой разница между температурой отводимого и засасываемого воздуха не должна превышать 15°. Если естественная вентиляция оказывается недостаточной, прибегают к установке принудительной вентиляции.

Чтобы контролировать нагрузку трансформаторов мощностью 1000 та и выше, устанавливают амперметры, шкала которых соответствует допускаемой перегрузке трансформатора.

Требования к трансформаторному маслу

Хорошее трансформаторное масло имеет светло-жел­тый цвет. Сильное потемнение в процессе эксплуатации указывает на порчу масла вследствие загрязнения или окисления. Хорошее масло имеет слабый запах кероси­на. Оно должно сохранять прозрачность при охлажде­нии до +5° С. Прозрачность проверяют в стеклянном прямоугольном сосуде, на одну из стенок которого на­клеивают полоску бумаги с нанесенными на нее черной тушью тремя линиями толщиной 0,1; 0,5 и 1,0 мм. Если через слой масла в 100 мм четко видны все линии - мас­ло хорошее; если линия толщиной 0,5 мм видна нечетко, а линия толщиной 1 мм - четко, то желательна очистка; при меньшей прозрачности масла необходима немедлен­ная очистка.

В масле не должно быть воды. Если при опускании в пробирку с маслом раскаленной проволоки раздается треск, то это означает, что в масле есть влага и его не­обходимо очищать или сушить.

Температура вспышки любого типа масла должна быть не менее 140° С, снижение температуры вспышки допускается не более чем на 5°.

Для определения растворимых в воде кислот и ще­лочей используют реакцию водной вытяжки, проводи­мую при помощи индикаторов, способных резко изме­нить свой цвет в присутствии незначительных количеств кислоты или щелочи (например, водный раствор метил­оранжа).

Пробивное напряжение эксплуатационного масла, ха­рактеризующее его электрическую прочность и опреде­ляемое при помощи стандартных аппаратов (например, АИИ-70, АКИ-50, АИИМ-72 и т. д.), должно быть не менее 25 кВ для аппаратов напряжением до 15 кВ и не ниже 30 кВ для аппаратов напряжением до 35 кВ вклю­чительно.

В объем сокращенного химического анализа входят определение температуры вспышки, электрической проч­ности, кислотного числа, реакции водной вытяжки или количественное определение водорастворимых кислот, качественное определение содержания взвешенного угля и механических примесей. Отбор проб масла берут в со­вершенно сухую бутылку с притертой стеклянной проб­кой. Летом пробу берут в сухую погоду, а зимой - в мо­розную.

Для взятия пробы открывают спускной вентиль в Нижней части трансформатора, дают стечь небольшому количеству масла, чтобы смыть грязь у выходного от­верстия вентиля, и только после этого набирают в бу­тылку примерно 0,75 л масла для испытания на пробой и 1,5 л для сокращенного химического анализа. При транспортировке пробку бутылки заливают парафином,

Перед испытаниями бутылку с маслом прогревают до температуры помещения, чтобы избежать конденса­ции паров в масле и уменьшения пробивного напря­жения.

Таким образом, основным назначением релейной защиты является выявление места возникновения к. з. и быстрое автоматическое отключение выключателей поврежденного оборудования или участка сети от остальной неповрежденной части электрической установки или сети.
Кроме повреждений электрического оборудования, могут возникать такие нарушения нормальных режимов работы, как перегрузка, замыкание на землю одной фазы в сети с изолированныминейтралями, выделение газа в результате разложения масла в трансформаторе или понижение уровня масла в его расширителе и др.

§ Кратковременное перенапряжение — напряжение промышленной частоты относительной продолжительности, колеблющейся в пределах менее 1 секунды до нескольких часов.

§ Переходное перенапряжение — кратковременное перенапряжение в пределах от наносекунд до нескольких миллисекунд. Период нарастания может колебаться от нескольких наносекунд до нескольких миллисекунд. Переходное перенапряжение может быть колебательным и неколебательным. Они обычно имеют однонаправленное действие.

Трансформатор также может быть подвергнут комбинации кратковременных и переходных перенапряжений. Кратковременные перенапряжения могут следовать сразу за переходными перенапряжениями.

Перенапряжения классифицируются на две основные группы, характеризующих их происхождение:

§ Перенапряжения, вызванные атмосферными воздействиями. Чаще всего переходные перенапряжения возникают вследствие грозовых разрядов вблизи высоковольтных линий передач, подсоединенных к трансформатору, однако иногда грозовой импульс может поразить трансформатор или саму линию передачи. Пиковая величина напряжения зависит от тока грозового импульса, является статистической переменной. Зарегистрированы токи грозового импульса свыше 100 кА. В соответствии с измерениями, проведенными на высоковольтных линиях электропередач в 50 % случаях пиковая величина токов грозового импульса находится в пределах от 10 до 20 кА. Расстояние между трансформатором и точкой воздействия грозового импульса влияет на время нарастания импульса, поразившего трансформатор, чем короче расстояние до трансформатора, тем короче время.

§ Перенапряжения, сформированные внутри силовой системы. Данная группа охватывает как кратковременные так и переходные перенапряжения, возникшие вследствие изменения условий эксплуатации и обслуживания силовой системы. Данные изменения могут быть вызваны нарушением процесса коммутации или поломкой. Временные перенапряжения вызваны коротким замыканием на землю, сбросом нагрузки или феноменом низкочастотного резонанса. Переходные перенапряжения возникают в случаях, когда часто отключаются или подключаются к системе. Также они могут возникнуть при возгорании внешней изоляции. При переключении реактивной нагрузки, переходное напряжение может возрасти до 6-7 p.u. вследствие многочисленных прерываний тока переходного процесса в автоматическом прерывателе с временем нарастания импульса до нескольких долей микросекунд.

В мировой практике используются различные устройства и конструктивные решения по борьбе с пляской проводов. Многообразие устройств по защите проводов и грозозащитных тросов усложнило вопросы их применения в эксплуатации, увеличило стоимость, а в некоторых случаях снижало надежность их работы. Анализ всех используемых решений показал, что на основе современных достижений в этой области стало возможным создать универсальные способы и унифицированные устройства, снижающие пляску проводов до безопасного значения.

Полученный в течение последних 10 лет в России, Японии, Америке и Западной Европе опыт борьбы с пляской проводов позволил определить перспективные направления в разработке противоплясочной системы и уточнить технические характеристики гасителей пляски, а также все смежные вопросы, требующие внимания при их практическом применении.

Сравнительно медленное освоение новых направлений и методов по борьбе с гололедом, пляской и вибрацией объясняется следующими причинами:

- исследователи искали решения гашения пляски в полном ее подавлении, гололеда - в предотвращении его появления или полной ликвидации, а не в ограничении до безопасных значений, которые обеспечивали бы с определенной гарантией надежность ВЛ;

- недостаточно исследовался вопрос на стадии протекания этих явлений, особенно в части снижения их физических показателей (амплитуда, фазовый угол, энергия поглощения);

- не учитывалось, что все устройства работают в динамическом режиме в автоколебательном процессе, а в таких случаях надежная защита обеспечивается из условий баланса поступаемой «внешней» энергии (от ветра) и затрачиваемой «внутренней» энергии, обусловленной работой гасителя и самодемпфированием провода.

Теоретические и экспериментальные исследования Фирмы ОРГРЭС показали, что технические решения по борьбе с пляской и отложениями гололеда могут быть найдены при применении комплексных устройств - ограничителей, позволяющих одновременно гасить вибрацию и пляску проводов и ограничивать гололедообразование до значений, не превышающих расчетных. Испытания в лабораторных условиях и эксплуатация этих устройств на действующих линиях подтвердили это положение.

Принцип работы ограничителей заключается в следующем:

- защите от сверхрасчетного гололеда - за счет увеличения жесткости провода на кручение при установке грузов на рычаге (к ним относятся маятниковые гасители), при которых хотя и образуется односторонний гололед, но он меньше по массе цилиндрического гололеда;

- защите от пляски проводов - за счет неравномерной установки гасителей в пролете, вследствие чего гололед откладывается в подпролетах разной формы и с разными аэродинамическими характеристиками, а также за счет использования грузов как гасителей пляски маятникового типа;

- защите от вибрации - за счет использования в техническом решении ограничителей конструктивных элементов гасителя вибрации (грузов, гибких элементов).

Пускорегулирующая аппаратура имеет следующие виды повреждений: чрезмерный нагрев катушек пускателей, контакторов и автоматов; междувитковые замыкания и замыкания на корпус катушек; чрезмерный нагрев и износ контактов; неудовлетворительная изоляция; механические неполадки.
Причина опасного перегрева катушек переменного тока — заклинивания якоря электромагнита в его разомкнутом положении и низкое напряжение питания катушек. Магнитная катушка потребляет больший ток, чем при втянутом якоре и нормальном напряжении, вследствие чего она быстро перепевается и сгорает.
Междувитковые замыкания могут произойти вследствие плохой намотки катушки, особенно если витки, прилегающие к фланцам каркаса катушки, соскальзывают в расположенные ниже слои, вследствие чего возникают относительно большие разности напряжений, повреждающие междувитковую изоляцию. Междувитковые замыкания происходят главным образом в катушках переменного тока, так как у них междувитковые амплитудные напряжения больше, чем у катушек постоянного тока. К тому же они подвержены усиленным сотрясениям от вибрирующего стального каркаса.
Замыкание на корпус происходит в случае неплотной посадки бескаркасной катушки на железном сердечнике; возникающие в системе вибрации приводят к перетиранию изоляции катушки и ее отводов, вследствие чего происходит замыкание на заземленный стальной корпус аппарата.
На нагрев контактов влияют токовая нагрузка, давление, размеры и раствор контактов, а также условия охлаждения и окисление их поверхности, механические дефекты в контактной системе. При сильном нагреве контактов повышается температура соседних частей аппарата и, как следствие, разрушается изоляционный материал. При неблагоприятных условиях гашения электрической дуги контакты окисляются. На соприкасающихся поверхностях образуется плохо проводящий слой. При применении для смазки окисляющихся жиров они отшлаковываются, поэтому контакты только слегка смазывают бескислотными вазелинами, наносимыми тончайшим слоем. Применяемые в наружных установках для смазки контактов консистентные жиры не должны содержать известкового (кальциевого) мыла, так как на холоде появляются вы деления, приводящие к заеданиям и другим неполадкам.
Износ контактов зависит от величины тока, напряжения и продолжительности горения электрической дуги между контакта ми, частоты и продолжительности включений, качества и твердо ста материала. Установлено, что в пределах твердости 30—90° m Бринеллю интенсивность обгорания резко убывает, а при более высокой твердости снижается незначительно, поэтому упрочнять материал контактов свыше указанного предела нецелесообразно
На степень обгорания влияет форма и размер контактов. При слишком большой ширине контактов (более 30 мм) боковая составляющая тока и магнитное поле в контакте сильно увеличиваются электрическая дуга "вторгается" в стенку дугогасительной камеры и остается в этом положении, разрушая контакты и стенки камеры.
Неисправность изоляции проявляется в виде образования на ее поверхности токов утечки (пробои изоляции очень редки), поэтому необходимо защищать ее от скопления грязи и пыли. Большая часть всех неисправностей вызывается увлажнением изоляции и ее нарушением во время строительно-монтажных работ и транспортировки.
Механические неполадки в аппаратах возникают в результат образования ржавчины, механических поломок осей, пружин подшипников и других конструктивных элементов. Механические неполадки, вызванные износом или усталостными явлениями, происходят из-за плохой смазки подвижных частей, скапливания влаги, применения в конструкциях, работающих на удар материалов либо очень хрупких, либо мягких.

Применение самонесущего изолированного провода СИП на ВЛ коренным образом меняет практику проектирования, строительства и обслуживаниявоздушных линий с СИП (ВЛИ). Применение арматуры для СИП позволило значительно повысить уровень механизации работ, резко сократить затраты на обслуживание и увеличить нормативный срок службы линий до 30-40 лет, повысить надежность электроснабжения.РАО "ЕЭС России" своим письмом от 26.06.2000 рекомендовало при выдаче технических условий на подключение абонентов, проектировании, новом строительстве и техническом перевооружении применять СИП. На сегодняшний день в мире существуют три основные конструкции ВЛИ с СИП. Наиболее распространенная конструкция выполнена с нулевой несущей жилой из термоупрочненного сплава (СИП-2А). Провод-скрутка СИП-2А включает три основных токопроводящих жилы различного сечения из специально обработанного алюминия и нулевой несущей жилы из алюминиевого термоупрочненного сплава, свитых в один жгут. СИП 2А содержит нулевую жилу следующих сечений: 25, 35, 50, 54,6, 70 и 95 мм². Нулевая жила выполняет функцию несущего провода.

СИП-2А отличают от других конструкций СИП следующие параметры:

Наши рекомендации