Системы освещения и световой сигнализации
Цель работы: изучить основные типы систем освещения тракторов и автомобилей, их световую сигнализацию, электрические схемы и элементную базу.
Материальное обеспечение: макеты систем освещения автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, трактора МТЗ, оптические элементы, выключатели, переключатели, реле, лампочки.
Общие сведения
Системы освещения и световой сигнализации предназначены для освещения дороги и передачи информации о своем автомобиле (его присутствие, габариты, предполагаемый маневр), а также для освещения отсеков кузова, приборного щитка, номерного знака и т.д.
Количество, расположение, цвет и видимость внешних приборов освещения и световой сигнализации транспортного средства регламентируется ГОСТом, составленным в соответствии с международными нормами.
Система освещения
Система внешнего головного освещения должна обеспечивать достаточную видимость дороги без ослепления водителей встречных транспортных средств. По способу решения этой задачи различают европейскую и американскую системы светораспределения. Обе эти системы работают на двух режимах: ближний и дальний свет. В американских и европейских фарах нить дальнего света расположена в фокусе параболоидного отражателя и вместе с рассеивателем, при правильной регулировке положения, обеспечивает хорошую освещенность прямолинейной дороги далее 100 м. На перпендикулярном экране световые пятна обоих типов имеют форму эллипсов с горизонтальной большой осью, а у прямоугольных фар – форму овала.
Нить ближнего света европейских фар смещена вперед от фокуса отражателя и защищена снизу экраном специальной формы. Поэтому световой поток направлен в верхнюю часть отражателя, который вместе с экраном и рассеивателем отсекает четкой теневой границей верхнюю часть эллиптических световых пятен. Нить ближнего освещения американских фар не имеет экрана, смещена вверх и влево от фокуса и вместе с отражателем и рассеивателем обеспечивает смещение эллиптических световых пятен вниз и вправо.
Усеченные световые пятна европейских фар, обуславливающие их преимущества на ровных дорогах, превращаются в их недостаток при вертикальных и угловых колебаниях светового пучка, вызывая более чем десятикратное изменение освещенности глаз водителей встречных транспортных средств за время, значительно меньшее времени адаптации. Кроме того, перегрузка задних осей автомобиля относительно передних или разрегулировка положения оптических элементов европейских фар более чувствительна и опасна на дорогах всех типов.
Системы головного освещения отличаются также по количеству и форме световых элементов. На грузовых автомобилях и тракторах применяется в основном двухфарная система с круглыми оптическими элементами, на легковых автомобилях могут быть установлены и системы двухфарная с прямоугольными или четырехфарная с круглыми оптическими элементами. Последние более совершенны и имеют большую дальность света, лучшее светораспределение.
На тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах устанавливают фары заднего освещения, которые используются при проведении ночных работ. Задние фары имеют широкий световой пучок, ровно освещающий большую площадь без ярких пятен в центре. При транспортных работах задним освещением пользоваться нельзя.
На автомобилях для заднего освещения устанавливают белые фонари, которые включаются вместе с задней передачей.
Противотуманные фары предназначены для освещения дороги впереди транспортного средства и обозначения габаритов при движении в условиях малой прозрачности атмосферы (туман, дождь, пурга). Они отличаются от фар головного освещения широким рассеянием светового пучка в горизонтальной плоскости и более четкой верхней световой границей. Широкое рассеяние светового пучка противотуманных фар в горизонтальной плоскости обеспечивает удовлетворительную видимость дороги и придорожной полосы на расстоянии 15 – 20 м, что позволяет двигаться в атмосфере малой прозрачности со скоростью 20 – 30 км/ч.
Рассеиватели противотуманных фар для создания большего светового контраста часто изготавливают из стекла желтого цвета.
Противотуманные фары устанавливаются ниже фар головного освещения, но не менее 250 мм от опорной поверхности.