Установка и проверка момента зажигания
Перед установкой зажигания проверяют состояние контактов прерывателя и зазор между ними, при необходимости зачищают контакты, регулируют зазор. При снятых с двигателя прерывателя-распределителя и его приводе установку зажигания ведут в следующем порядке:
1. Устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, совмещая метку на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе.
2. На двигателе ЗИЛ-4317 прорезь 1 на валике привода распределителя располагают параллельно риске 3 (рисунок 9) на верхнем фланце 4 корпуса привода и со смещением в сторону передней части двигателя.
Рисунок 9. Установочные метки верхней мертвой точки (Ia и IIa)
и момента зажигания (Iб и IIб) двигателей
1 – паз на валу привода распределителя; 2 – нижний фланец; 3 – риска;
4 – верхний фланец;
После установки привода распределителя на свое место прорезь на его валике должна быть параллельной оси, соединяющей отверстия в верхнем фланце.
На двигателе ЗМЗ вставляют привод распределителя в свое гнездо в блоке так, чтобы прорезь на валике привода устанавливалась вдоль оси двигателя и со смещением по ходу автомобиля влево. При этом кронштейн с резьбовым отверстием на корпусе привода должен быть направлен назад и влево на 23° относительно продольной оси двигателя.
3. Проворачивают коленчатый вал двигателя до тех пор, когда метка на шкиве коленчатого вала совпадает с делением 9 на указателе.
4. Устанавливают ротор распределителя против электрода, соединяемого со свечей первого цилиндра.
5. Включают зажигание и осторожно поворачивают корпус распределителя сначала по часовой, а затем против часовой стрелки до начала размыкания контактов прерывателя.
6. Соединяют проводами высокого напряжения электроды крышки распределителя, начиная с первого в соответствии с порядком работы двигателя.
Окончательно момент зажигания проверяют при движении на ровном участке дороги с прогретым до температуры 85 – 90 °С двигателем. Автомобиль разгоняют резким нажатием на педаль управления дросселем с начальной скоростью 6 – 8 м/с для грузовых автомобилей и 8 – 11 м/с (30 – 40 км/ч) для легковых. Появление сильных и резких детонационных стуков свидетельствует о раннем зажигании. Полное отсутствие детонации с плохой приемистостью (пониженной мощностью) и перегревом двигателя – признаки позднего зажигания. При этом установку зажигания корректируют поворотом корпуса прерывателя-распределителя с помощью гаек октан-корректора.
Эксплуатация и техническое обслуживание
Батарейных систем зажигания
При эксплуатации систем зажигания запрещается: оставлять зажигание включенным при неработающем двигателе; изменять полярность включения источников тока в сеть; менять местами провода, соединенные с транзисторным коммутатором или добавочным резистором; замыкать накоротко добавочный резистор иди его часть; увеличивать зазор между электродами свечей зажигания более 1 мм.
При техническом обслуживании систем зажигания необходимо выполнять следующее:
1. Очищать от пыли, грязи и масла все сборочные единицы и провода, особенно элементы, образующие цепь высокого напряжения.
2. Проверять крепление проводов низкого и высокого напряжения.
3. Смазывать втулку кулачка, фильтр и ось рычажка прерывателя двумя-тремя каплями моторного масла, а валик распределителя смазкой № 158 или ЦИАТИМ-201.
4. Диагностировать систему зажигания, определяя:
- натяжение пружины рычажка прерывателя. Оно должно быть в пределах 4 – 7 Н;
- падение напряжения на контактах прерывателя. При Du ≥ 0,1 контакты зачищают;
- угол замкнутого состояния контактов проверяют на стенде. Он изменяется в зависимости от зазора в контактах распределителя. В случае несоответствия его регламентируемым данным, изменяют зазор;
- зазор между электродами свечи (рисунок 10). Величину искрового промежутка проверяют специальным ключом с круглыми щупами из стальной проволоки.
- характеристики работы центробежного и вакуумного автоматов опережения зажигания;
- правильность установки момента зажигания.
Рисунок 10. Проверка и регулировка зазора в свече
1 – щуп; 2 – ключ; 3 – свеча; 4 – регулировка зазора ключом