Диагностирование судовых электрических средств автоматизации
Общие сведения. Диагностирование ЭСА производится непосредственно на судне с целью определения их работоспособности и поиска дефекта. Диагностирование осуществляется также в производственной лаборатории судовой автоматики с целью определения ремонта доставленных с судна элементов средств автоматизации (отдельных блоков, устройств, кассет, монтажных плат и элёктрорадиоэлементов), подробная дефектация которых не смогла быть выполнена на судне в составе соответствующих систем.
Вероятность обнаружения даже незначительных дефектов в лаборатории значительно больше, чем на судне. Диагностирование элемента ЭСА производится здесь с помощью специально разработанных СТД, а простейших блоков (блоков реле, блоков с выпрямительными мостиками и др.)-с помощью соответствующих схем проверки.
В последние годы все более широкое применение находят микропроцессорные системы управления судовыми техническими средствами и СЭС. Например, МПСУ для СЭС применены на теплоходах типа „Капитан Гаврилов" и „Астрахань", типа „Академик Вавилов". МПСУ достаточно сложны, поэтому важно осуществлять автоматическое их диагностирование. Большие вычислительные возможности МПСУ позволяют не только решать задачи управления, но и выполнять автоматическое диагностирование. В таких системах можно установить дефект системы во многих случаях раньше, чем появится реакция в управляемом объекте или системе.
В настоящее время созданы и внедрены различные СТД с использованием универсальных мини- и микроЭВМ для диагностирования ряда технических средств и систем судов морского флота по результатам непрерывного или периодического измерения, и анализа соответствующих параметров. Структурно системы" технического диагностирования обычно совмещают с системами централизованного контроля судовых технических средств или выполняют автономными.
С применением ЭВМ фирмой СТЛ созданы и установлены на морских судах системы диагностирования типа СС-10 для дизелей „Бурмейстер и Вайн", фирмой „Аутроника"-упрощенные системы диагностирования для дизелей „Зульцер". На нескольких судах- „Александр Прокофьев", „Новозыбков" и других-установлены системы диагностирования дизелей ж энергетических установок, при эксплуатации которых приобретается опыт для создания промышленных образцов СТД.
На судах типа „Капитан Гаврилов" и „Астрахань" автоматическое управление судовой электростанцией осуществляется с помощью микроЭВМ К1510 (СМ-1624). МикроЭВМ выполняет также и функции технического диагностирования основных элементов и средств автоматизации СЭС с указанием цифрового кода, отказавшего элемента или модуля, или невыполненной функции. Перед включением микроЭВМ в работу автоматически реализуется, программа проверки работоспособности и поиск дефекта собственно микроЭВМ.
Наиболее рациональна стратегия ТО и ремонта МПСУ, при которой на судне определяется неработоспособная плата (модуль) с помощью системы автоматического диагностирования и производится ее замена обслуживающим персоналом на работоспособную. Неработоспособную плату отправляют для восстановления в производственную лабораторию судовой автоматики, где выполняются работы значительной сложности и трудоемкости.
Система диагностирования отказавших плат при централизованном ремонте в лаборатории может быть построена на базе мощных ЭВМ или специализированных средств вычислительной техники, что позволяет значительно снизить трудоемкость ремонта и необходимую квалификацию ремонтного персонала.
Переносные СТД, используемые в лаборатории, могут быть применены и на судне.
Автоматическое диагностирование электрических средств автоматизации на судне. В достаточно сложных ЭСА современных судов морского флота, как правило, предусматривается оценка работоспособности и поиск дефекта с различной глубиной (до блока, платы и т. п.) путем как функционального, так и тестового диагностирования. Характерные способы диагностирования ЭСА рассмотрим на примере диагностирования средств автоматизации СЭС судов типа „Капитан Гаврилов" и „Астрахань".
Средства автоматизации электростанции судов этого типа спроектированы на знак автоматизации А1 и представлены в виде системы ASA, основными элементами которой являются микроЭВМ генераторов и устройство AGS, применяемое для каждого дизель-генераторного агрегата и встроенное в панелях генераторов ГРЩ. На основе измерения я контроля основных параметров синхронных генераторов, дизелей и судовой сети устройство AGS осуществляет комплексную защиту дизель-генераторных агрегатов. В ЭСА СЭС применяется как тестовое, так и функциональное диагностирование.
По возрастанию сложности диагностирования МПСУ можно разделить на следующие узлы: микроЭВМ, периферийные ячейки (датчики), источник питания.
Диагностирование (самодиагностирование) микро ЭВМ производится программными средствами без введения дополнительной аппаратуры и заключается в проверке работоспособности основных модулей микроЭВМ. Таким образом, объектами элементарных проверок являются сменные модули микроЭВМ, ТС которых определяется путем тестового диагностирования. Диагностирование заключается в подаче программных тестов на входы модуля, позволяющих проверить правильность выполнения модулем алгоритма функционирования по результатам сравнения выходных сигналов с эталонными, и принятии решения в зависимости от исхода сравнения к выполнению следующей проверки или сообщению о неисправности проверяемого модуля. Процесс диагностирования может быть представлен в виде структурной схемы алгоритма диагностирования (рис. 4.45).
Программа диагностирования автоматически реализуется перед каждым пуском микроЭВМ. Программа задает последовательность проверок модулей, принимает решение о проведении проверки, указывает на табло номер теста проверки, вызывает соответствующую подпрограмму проверки модуля и после выполнения всех заданных тестов осуществляет выход на рабочие программы микроЭВМ. При обнаружении в процессе проверки неисправного модуля выдается соответствующий код о его неисправности, дальнейшая проверка модулей не производится, и микроЭВМ переходит в режим остановки.
Путем соответствующих команд предусматривается последовательное выявление шестнадцати видов дефектов основных модулей и их цепей, в том числе центрального микропроцессора (МП), блока цифровой индикации (ЦИ), оперативного запоминающего устройства (ОЗУ), постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), блока контроля ЭВМ (БКЭ) и устройств ввода-вывода (УВВ). Блок ЦИ проверяется с участием оператора, поэтому индикация его неработоспособности не производится. Общая продолжительность самодиагностирования микроЭВМ составляет около 10 мин.
В процессе работы микроЭВМ контролируется ее работоспособность по отсутствию сбоев в программах пользователя и правильности обработки сигнала прерывания микроЭВМ. В случае невыполнения этих функций выдается сигнал „Неисправна ЭВМ", включается сирена, и микроЭВМ прекращает выдачу команд. Неисправный модуль микроЭВМ определяется при последующем включении ее на запуск.
Диагностирование датчиков (температуры, давления и др.) в основном осуществляется косвенным путем по результатам их опроса при контроле параметров. Опрос датчиков, работающих на размыкание, производится циклически в непрерывной последовательности по восьми датчикам в течении 0,4с (рис. 4.46).
В цепи датчика S1 установлено реле K, которое в случае достижения контролируемым параметром предельного значения или в случае отказа датчика (обрыв цепи, самопроизвольное размыкание контакта) обесточивается -НЕ" при этом будет логическая единица. При подаче от микроЭВМ сигнала опроса СО (логическая единица) сигнал ответа ОС на выходе логического элемента D2 будет логический нуль. Сигнал ОС обрабатывается микроЭВМ, в результате чего выдается соответствующий код. Например, код 114-„Температура охлаждающего масла форсунки 2" указывает на превышение допустимой температуры охлаждающего масла форсунки 2 дизель-генераторного агрегата 1 или на обрыв цепи биметаллического датчика температуры.
Система ASA получает питание от двух блоков питания типа SVM 092 со стабилизированным выходным напряжением постоянного тока 9В З%.
Диагностирование блока питания и индикация его неисправности производится по схеме, представленной на рис. 4.47.
В БП имеется реле К (, подключенное к выходным зажимам 9В. При отсутствии напряжения на выходе (неработоспособное состояние БП) контакты К1 и К2 реле К разомкнуты.Светодиод Н не зашунтирован, через него течет ток внешнего источника, подключенного к зажимам 1,2; светодиод Н сигнализирует о неисправности БП. Сигнал о разрыве цепи 3,4 контактом К1, связанной с микроЭВМ, обрабатывается ЭВМ. В результате выдается код 1002 „Питание" об отсутствии напряжения (неработоспособности БП) питания.
Диагностирование устройства AGS проводится с помощью встроенных СТД, важные подфункции AGS контролируются непрерывно. Общая проверка исправности AGS продолжительностью 12с проводится выборочно через каждый час автоматически или вручную. В течение этого времени, а также при наличии дефекта выходные сигналы AGS блокируются. При отрицательном результате диагностирования устройство AGS после проверки остается заблокированным, выдается сигнал „AGS неисправно" и с помощью светодиодов указываются неисправные модули и отказавший в модуле канал.
Рис. 4.45. Структурная схема алгоритма самодиагностирования микро ЭВМ системы управления электростанцией судов типа «Капитан Гаврилов».
Рис. 4.46. Схема диагностирования датчиков.
При обнаружении дефекта подается звуковая и мигающая световая АПС в ЦПУ, после квитирования звуковой сигнал отключается, а световой сигнал из мигающего переводится в постоянный. Световой сигнал может быть погашен соответствующей кнопкой, но если дефект не устранен, то через некоторое время этот сигнал появится снова.
Диагностирование модуля защиты генератора GS M001 (рис.4.48), входящего в состав устройства AGS, представляет собой тестовое диагностирование. В схеме, входящей в состав модуля GS М001, тестовое диагностирование электронного устройства D осуществляется при наличии входных рабочих сигналов 1, 2,..., m и блокировании выходных рабочих функций (сигналов АПС) 1,2,...,n путем подачи тестового сигнала ТС1 (напряжение +5В), значительно превышающего входные рабочие сигналы, на вход D, а также тестового сигнала ТС2 (напряжение +5В) через резистор R1 на диод VI. Выходные функции I, 2,...,n, образующиеся под действием тестового сигнала ТС1 и позволяющие судить об исправности D подаются на вход логического элемента D1 (И-НЕ").
Рис. 4.47. Схема диагностирования блока питания
Рис. 4.48. Схема тестового диагностирования электронного модуля защиты генератора GS M001 устройства AGS.
При наличии всех выходных функций, т.е. при их единичном значении на входе логического элемента D1 (работоспособном состоянии D), па выходе D1 будет логический нуль. Диод V2 будет открыт, и под действием ТС2 ( + 5В) в цепи R1,VI,V2 возникнет ток. Вследствие падения напряжения на R1 и VI входной сигнал D2 представляет собой логический нуль (около +1 В), а выходная функция D2 есть логическая единица (около +5В).
В результате V3 закрыт, токов в цепи R3, V3, D2 нет, потенциал на шине ab эквивалентен логической единице (+5 В) и сигнал АПС не формируется.
При отсутствии какой-либо или всех выходных функций 1, 2,..., n, т.e. при неисправном состоянии D, на выходе D1 будет логическая единица. Диод V2 будет закрыт, тока через цепь R1, VI, V2 не будет, на входе D2 от ТС2 будет сигнал +5В (логическая единица). Выходная функция D2 будет логическим нулем, диод V3 открыт, и в цепи R3, V3, D2 возникнет ток. В результате на шине ab потенциал эквивалентен логическому пулю, что обусловливает формирование сигнала АПС.
В AGS к шине ab аналогичным образом, как показано на рис.4.48. для D подключены электронные устройства и других модулей, поэтому сигнал АПС в данном случае является обобщенным: „AGS неисправно". Для указания конкретного неисправного D используются светодиоды. Так, на рис.4.48 неисправность D указывается светодиодом Н, который светится при прохождении через него тока (цепь ток Н,R2,V4,D2) в случае неисправности D, т.е. при логическом нуле на выходе D2.
Проверка исправности светодиода Н производится подачей тестового сигнала ТС3 (нуль схемы), при этом в цепи Н,R2,V5 возникает ток и светодиод Н в случае его исправности светится.
Диагностирование генератора тактовых импульсов, входящего в состав модуля индикации неисправности устройства AGS, является функциональным (рис. 4.49).
Питание ГТИ получает от источника электроэнергии постоянного тока ±15В и генерирует на выходе (Вых.) переменное напряжение прямоугольной формы частотой 32Гц с амплитудным значением ±15В. ГТИ является одним из наиболее важных элементов AGS, так как с его помощью формируются временные задержки при достижении контролируемыми параметрами предельных значений и задается цикличность процесса самопроверки AGS.
Рис. 4.49. Схема функционального диагностирования генератора тактовых импульсов в модуле индикации дефектов FAM001 устройства AGS
Схема диагностирования подключена к выходу ГТИ и получает питание от источника постоянного тока +5В. При работоспособном состоянии ГТИ под действием его выходного напряжения происходит процесс зарядки- разрядки конденсаторов С2 и СЗ.
Пусть в начальный момент напряжение на выходе ГТИ составляет +15В, с учетом напряжения источника +5В конденсатор С2 через диод V2 заряжается при напряжении 10В; полярность его обкладок при этом показана на рис.4.49. В следующий полупериод на выходе ГТИ напряжение-15В, и через диод VI конденсаторы С2 и СЗ под действием суммарного напряжения в цепи 30В заряжаются. В начале следующего полупериода при +15В на выходе ГТИ конденсатор СЗ не успевает разрядиться и сохраняет имеющуюся полярность на обладках.
Таким образом, при наличии выходного сигнала ГТИ (работоспособное состояние ГТИ) СЗ заряжен, на затворе полевого транзистора V отрицательный потенциал, исток и сток V замкнуты. Потенциал +5В (логическая единица) подается на вход D1 и инверсируется D1 в нуль, который после D2 преобразуется снова в логическую единицу. В результате V3 закрыт, потенциал на шине ab эквивалентен логической единице (+5В) и сигнал АПС не формируется.
В случае отказа ГТИ (нет выходного сигнала „Вых.") конденсатор СЗ разряжается через резистор R6, размыкаются исток и сток V,V3 отпирается. В цепи R3,V3,D2 возникнет ток, потенциал на шине аb становится эквивалентным логическому нулю, вследствие чего формируется сигнал АПС. Отказ ГТИ определяется по свечению светодиода Н, так как в этом случае на входе D3- логическая единица, а на выходе D3- логический нуль и в цепи R8 Н,D3 протекает электрический ток.
Проверка работоспособности Н, как и в схеме на рис.4.48 производится подачей тестового сигнала ТС3 (нуль схемы), что обусловливает при работоспособном состоянии Н протекание тока в цепи R8,Н,V4 и, следовательно, свечение Н.
Аналогичным образом (определение работоспособности по наличию выходного сигнала) осуществляется функциональное диагностирование с помощью V триггера нулевого напряжения и ряда других элементов устройства AGS.
Диагностирование устройства самопроверки AGS (контроля исправности по критерию длительности проведения проверки) проводится с помощью схемы (рис.4.50), которая входит в состав модуля индикации неисправности AGS и работает по принципу формирования сигнала АПС при превышении времени проверки заданной уставки (15с).
Как уже указывалось, через каждый час производится самопроверка исправности AGS длительностью 12с, обеспечиваемой устройством самопроверки (УС). В течение 12с устройство заблокировано и не выполняет своих непосредственных функций защиты дизель-генераторного агрегата, поэтому критерий длительности проведения проверки УС является одним из главных при определении исправности УС.
При самопроверке в указанной точке схемы диагностирования подводится напряжение -15В и на вход D1 подается +5В. До начала самопроверки на обеих обкладках конденсатора С потенциал +5В, а в момент начала самопроверки (момент приложения-15В) начинается процесс зарядки конденсатора. За время 15с потенциал на отрицательно заряженной обкладке конденсатора достигает величины, при которой V замыкает исток и сток. Тогда на обоих входах D1 будет логическая единица ( +5В) и на выходе D1 формируется сигнал „логический нуль". Диод V2 открывается, в цепи R3,V2t.Dl возникает ток; на шине аb потенциал эквивалентен логическому нулю, и формируется сигнал АПС.
Рис. 4.50. Схема диагностирования устройства самопроверки AGS по длительности самопроверки
Если самопроверка заканчивается (снимается напряжение-15В и +5В на входе D1) за время, меньшее уставки 15с, то потенциал на затворе V не успевает достичь порогового значения. Тогда один входной сигнал D1 будет соответствовать логическому нулю, а на выходе D1 появится сигнал, соответствующий логической единице. Диод V2 закрыт, и сигнал АПС не формируется.
Резистор R4 необходим для формирования на входеD1 логического нуля (нуль схемы) при незамкнутых истоке и стоке V, при отсутствии R4 разрыв цепи для входа D1 аналогичен логической единице.
Потенциал +5В, подаваемый на вход D1 в режиме самопроверки, обеспечивает отключение сигнала АПС (если он был) после окончания самопроверки (снятия +5В). Диод V1 обеспечивает разряд конденсатора С после режима самопроверки.