Диагностирование судовых электрических сетей и кабелей
Общие положения. К основным особенностям судовых электрических сетей следует отнести:
короткие кабельные линии, не превышающие 100-150 м, и малые сопротивления токоведущих жил, не превышающие 2 Ом;
извилистые кабельные трассы, групповой способ прокладки кабелей, переходов через водонепроницаемые переборки, многочисленные контактные соединения (падение напряжения в контактах не должно превышать для 1-жильных кабелей 25, для 2-жильных-19, для 3-жильных- 18 мВ; в противном случае контакты подлежат переборке);
разветвленность сети, недоступность для наблюдений отдельных участков при возможности различных воздействий (температурных, атмосферных, затоплений, нефтепродуктов и др.);
увеличенная опасность поражения электрическим током а условиях повышенной (до 98 %) влажности, стесненности помещений, высокой проводимости окружающей среды;
значительные затраты времени на поиск неисправности в сети.
По данным СРЗ, стоимость и трудоемкость ремонта судовых кабелей составляет около 15% стоимости и трудоемкости ремонта всего СЭО. Трудоемкость ТО кабельной сети для судов различных типов составляет в среднем около 5% трудоемкости всех работ по ТО СЭО.
Для снижения затрат на ТО и ремонт судовых кабелей необходимо с минимальными затратами и достаточно достоверно определять ТС, а также вид и место неисправности кабелей, что позволит устанавливать оптимальный (минимально необходимый) объем работ по ТО или ремонту кабеля.
При оценке технического состояния и поиске неисправности в судовых кабельных сетях объем и последовательность работ следует определять с учетом наиболее вероятных причин, мест и видов отказов судовых кабелей.
Анализ отказов судовых кабелей в условиях эксплуатации показывает, что вероятность появления отказов уменьшается в следующих последовательностях;
по причинному характеру- механическое воздействие (удары, изгибы, скручивания) агрессивная среда (масло, топливо), температурные воздействия, повышенная влажность, длительный срок эксплуатации, вибрации, загрязнения токопроводящей пылью, пр. факторы;
по районам судна - открытые палубы, машинные, котельные помещения, помещения электрооборудования; бани, душевые, прачечные; помещения, где оборудование должно работать под водой; трюмы и кладовые; умывальные, камбузы; пр. места;
по длине кабеля -район ввода кабеля в сальниковое уплотнение; места разделки кабеля; изгибы кабельной трассы;
трубы и желоба; места, крепления кабельной трассы; пр. места; по видам отказов-замыкание на корпус; замыкание жил; обрыв кабеля; обгорание концов.
Для предупреждения и своевременного обнаружения и устранения неисправностей на судах непрерывно контролируют и измеряют щитовыми приборами сопротивления изоляции отдельно силовой сети Rс и сети освещения Rос вместе с соответствующими приемниками электроэнергии. Основной причиной резкого изменения Rc и Roc является включение или отключение кабелей приемников с пониженным сопротивлением изоляции. При включении или отключении приемников по изменению Rc и Roc можно судить о значении сопротивления изоляции соответствующих приемников и их фидеров.Устройства непрерывного контроля подают звуковой и световой сигналы о снижении сопротивления изоляции в судовой сети ниже заданного значения (см. табл. 1.2).
Наиболее часто применяются устройства контроля типов УКИ-1, „Электрон",ПКИ, БКИ отечественного производства. Устройства работают на принципе наложения постоянного тока на контролируемую сеть переменного тока и обеспечивают автоматический непрерывный контроль сопротивления изоляции сетей 1- и 3-фазного тока напряжением до 400 В, частотой 50 400 Гц с незаземленной нейтралью, как при наличии, так и отсутствии напряжения в контролируемой сети. Возможность использования указанных устройств определяется их уставками, для сопротивления изоляции, кОм; „Электрон" и ПКИ- пять уставок в пределах 500 25; УКИ-1- три уставки в пределах 500...50; БКИ- четыре уставки в пределах 200...25.
На рис. 4.25 показана структурная схема устройства УКИ-1. Судовой прибор УКИ-1 состоит из двух таких схем для контроля Rc и Roc в сетях напряжением 380 и 220 В. Переключателем SA обеспечиваются три указанные выше уставки R. Питание устройства осуществляется от сети переменного тока 127 В (выводы 1, 2). К выходу устройства (выводы 5, 6), где при срабатывании УКИ-1 возникает напряжение 24 В, подключаются сигнальные элементы; звонок и сигнальная лампа.
Схема состоит из следующих основных элементов:
блок питания, состоящий из трансформатора Т и выпрямителей VZ1—VZ3;
усилитель постоянного тока VI с высокоомным входом, выполненный на четырех транзисторах;
триггер Шмидта на двух транзисторах;
выходной усилитель на двух транзисторах.
Двухполупериодный выпрямитель VZ3 подает питание-24 В на транзисторную схему. Двухполупериодный выпрямитель VZ2 создает напряжение смещения. В контролируемой су довой сети СС постоянное напряжение создается выпрямителем VZ1 мегаомметра. Вывод VZ1 (-) соединен с контролируемой сетью СС (220 или 380 В), а вывод ( + ) к выводу 3 УКИ-1.
Измерительная цепь УКИ-1 включает в себя резистор R17, какой-либо один резистор уставки Ry1...Ry3, контакт переключателя SA и вывод 9, соединенный с корпусом. Измерительная цепь замыкается через все пути утечки в изоляции сети на шину СС.
Ток в измерительной цепи зависит таким образом от Rс (или Roc) и создает на резисторе уставки падение напряжения, которое является входным для усилителя постоянного тока V1.
Рис. 4.25. Структурная схема устройства УКИ-1
Когда напряжение на резисторе уставки достигнет заданного значения, на выходе V1 появляется сигнал, достаточный для запуска триггера Шмидта V2 (триггер переходит в другое устойчивое состояние). При этом выходной сигнал триггера V2 является входным для усилителя V3, на выходе которого появляется напряжение 24В (выводы 5,6), приводящее к срабатыванию звонка и сигнальной лампы.
Характерным устройством иностранного производства является комплект пофидерного контроля сопротивления изоляции типа AJ норвежской фирмы „Аутроника" (рис.4.26). Комплект AJ обеспечивает непрерывный автоматический контроль сопротивления изоляции сети, находящейся под рабочим напряжением до 500 В при частоте от 45 до 65 Гц с тремя уставками в пределах 50...2 кОм, а также поиск места неисправности кабеля при снижении сопротивления изоляции ниже 20 кОм.
Рис. 4.26. Структурная схема устройства AJ-1
Комплект AJ-1 предназначен для контроля сопротивления изоляции одновременно трех, электрически не связанных сетей. Контроль сети осуществляется устройством контроля А, которое как и УКИ-1 работает по принципу наложения постоянного тока на сеть переменного тока. Подключение А к каждой из контролируемых сетей 1,2,3 производится посредством автоматического селектора SA. После обнаружения устройством А факта снижения значения сопротивления в одной из контролируемых сетей оно подключает к этой сети через фильтр Z источник тестового сигнала G с напряжением частотой 5 Гц.
На фидерах контролируемой сети установлены датчики U-трансформаторы тока нулевой последовательности. Датчики через мультиплексор (коммутатор) на 16 контролируемых точек присоединяются к приемнику UZ 5 Гц- измерителю тока утечки, создаваемого источником тестового сигнала на частоте 5 Гц. Если сопротивление какого-либо контролируемого фидеpa меньше уставки, т.е. ток утечки на частоте 5 Гц, протекающий через окно соответствующего датчика U, больше установленного значения, то приемник UZ 5 Гц включает световую сигнализацию HL (загорается светодиод этого фидера) и звуковую НА. Таким образом устройство AJ-1 контролирует сопротивление изоляции сети и автоматически, без обесточивания сети, определяет фидер со сниженным сопротивлением изоляции.
Комплект AJ-2 (рис.4.27) применяют для определения места неисправности фидера. Датчиком U1, устройство которого подобно токоизмерительным клещам, охватывается поврежденный фидер (кабель). Затем датчик V1 перемещают вдоль фидера и при прохождении датчиком места утечки, т.е. места К снижения сопротивления, приемник P 5 Гц с измерительным прибором не фиксирует наличие тока утечки. Это позволяет определить место неисправности кабеля.
При установлении неисправности судового кабеля (например, снижения сопротивления изоляции, фиксируемого устройствами УКИ-1, „Электрон",ПКИ или БКИ, или обрыва в электрической цепи) также возникает задача определить неисправный фидер и место неисправности.
Определение неисправности судового кабеля. Определение неисправности кабеля в судовых условиях рассматривают для следующих характерных видов неисправностей:
снижение сопротивления изоляции между жилами кабеля или жилы кабеля относительно корпуса;
обрыв жилы кабеля;
повышенный нагрев кабеля.
Рис. 4.27. Структурная схема устройства AJ-2
Процесс определения неисправности кабеля включает в себя определение вида и причины неисправности, определение неисправного фидера и места неисправности.
Для поиска неисправности судовых кабелей могут быть выбраны только те показатели, которые можно контролировать в судовых условиях без существенных затрат и приемлемыми техническими средствами.
В связи с этим прежде всего могут быть использованы параметры, устанавливаемые на основе измерений мегаомметром и тестером (см. п.4.9.)
сопротивление изоляции R постоянному току через 60 с после начала измерения;
коэффициент изменения сопротивления изоляции Ki -R'/R;
расчетный параметр сопротивления изоляции RP = R5R/(R-Rs) для достаточно длинных кабелей, когда показания мегаомметра Rs через 5с после начала измерения и R через 60 с различны.
Сопротивление изоляции кабеля R должно быть не менее величины, указанной в „Руководстве по техническому надзору за судами в эксплуатации" Регистра (см. табл. 1.2). Следует учитывать, что значение сопротивления изоляции существенно зависит от температуры (табл.4.15) и приводится к температуре 20°С по формуле R20=KтRt, где RТ-сопротивление, измеренное при температуре Т.
Если сопротивление изоляции фидера кабельной сети измерялось не в нагретом, а холодном состоянии (20...25°С), в качестве предельно допустимого значения сопротивления изоляции следует принять указанное в графе „нормальное" табл.1.2.
При измерении R следует помнить о возможном искажении показаний мегаомметра при его подключении к месту разделки жилы кабеля. При измерении R напряжение мегаомметра прикладывается к изоляции, в результате чего через измерительную часть прибора течет ток, по которому и определяется сопротивление изоляции. Этот ток складывается из тока Ic.п сквозной проводимости изоляции, характеризующего значение R, и поверхностного тока Iy утечки. Последний обусловлен поверхностным загрязнением и увлажнением изоляции (рис. 4.28). Для сухой изоляции с чистой поверхностью ток утечки мал, и его влияние на результат измерения R можно не учитывать. При загрязненной и увлажненной поверхности изоляции Iy увеличивается и оказывает влияние на результат измерения R. Для устранения этого влияния третью клемму Э (экран) мегаомметра соединяют с наложенным на изоляцию металлическим бандажом (проволочным или ленточным). В этом случае Iу замыкается через клемму, минуя измерительную часть мегаомметра.
Таблица 4.15. Коэффициент Кт приведения сопротивления изоляции к температуре 200С
Материал изоляции | Температура, 0С | ||||||
Резина Кремний - органическая резина Полиэтилен | |||||||
0,50 0,30 0,12 | 0,64 0,45 0,25 | 0,80 0,67 0,50 | 1,00 1,00 1,00 | 1,35 1,49 2,01 | 1,82 2,23 4,06 | 2,46 3,32 8,17 |
Рис. 4.28. Схема измерения сопротивления изоляции кабеля
1-мегаомметр; 2-проводящая жила; 3-изоляция; 4-металлический бандаж;5-экран;6-ограничительные резисторы.
Перед измерением R необходимо убедиться в отсутствии напряжения в проверяемом кабеле, а также в исправности мегаомметра. Для этого зажимы мегаомметра 3 (Земля) я Л (линия) замыкают между собой и вращают приводную рукоятку (у индукторных мегаомметров). Стрелка исправного прибора устанавливается на делении шкалы 0, а после размыкания -на делении . Возможные остаточные заряды в изоляции, которые могут повлиять на показания прибора, снимают кратковременным заземлением проверяемого кабеля. Эту операцию выполняют также при повторном измерении и после завершения измерений.
На основе указанных выше параметров R, K1,Rp виды и причины неисправности могут быть определены в соответствии с признаками неисправностей судовых кабелей (табл. 4.16). При этом следует обращать внимание на нагрев кабеля, так как отдельные кабели могут нагреваться выше допустимой температуры. Температуру наиболее нагретых участков кабеля следует определять контактными термометрами; недопустимое изменение температуры поверхности может быть установлена также посредством предварительно нанесенной термоиндикаторной краски (см. п. 4.7).
Необходимость поиска фидера с пониженным сопротивлением изоляции относительно корпуса возникает при снижении сопротивления изоляции в СЭЭС (замыкание на корпус).
При устойчивом характере замыкания фидера на корпус поиск неисправного фидера осуществляют поочередным отключением фидеров приемников. Если таким путем неисправный фидер не определяется, то поиск неисправности продолжают в
цепях управления. Если цепь управления с пониженным сопротивлением изоляции не выявляется тоже, то производят поиск неисправности в фидерах источников электроэнергии. Если и в этом случае снижение сопротивления изоляции не устанавливается, то проверяют гипотезу о неисправности двух и более фидеров делением СЭЭС на части и поиском
неисправности в каждой из частей.
При неустойчивом характере замыкания на корпус поиск неисправного фидера начинается с поочередного отключения фидеров кратковременно работающих приемников. Если при этом неисправный фидер не выявляется, то дальнейший поиск осуществляют в указанной выше последовательности.
Схема алгоритма указанной процедуры поиска неисправного фидера приведена на рис. 4.29, где приняты следующие обозначения операторов: SH-начало; А1-поступление информации о необходимости поиска фидера с замыканием на корпус; Р1-имеются ли в наличии штатные технические средства поиска фидера?; А2-получение разрешения на отключение фидеров; Р2 -сигнал о замыкании на корпус носит непостоянный характер?; Аз- поиск неисправного фидера поочередным отключением фидеров кратковременно работающих приемников; P3-в результате поиска фидер выявлен?; А4-поиск неисправного фидера поочередным отключением фидеров, приемников; Р4-в результате поиска фидер выявлен?; А5-поиск неисправности в цепях управления; Аб-поиск фидера штатными техническими средствами поиска; Р5-в результате поиска цепь выявлена?; А7- поиск неисправности в фидерах источников; P6- в результате поиска фидер выявлен?; А8-проверка гипотезы о неисправности двух и более фидеров, деление электроэнергетической системы на части и поиск неисправности в каждой из частей; А9-получение разрешения на отключение неисправного фидера;А10 отключение неисправного фидера; Sk- окончание процедуры определения неисправного фидера.
После нахождения неисправного фидера судовой сети возникает задача определении места неисправности в кабеле (рис.4.30). На рис.4.30 приняты следующие обозначения операторов: SH-начало процедуры поиска места неисправности в кабеле; Р1-имеются в наличии штатные технические средства поиска места неисправности?; Р2- неисправность в виде замыкания на корпус?; Р3-приемник данного фидера отключен?; А1-отключение приемника в конце фидера;А2- включение выключателя фидера на ГРЩ; P4-подается ли сигнал о замыкании на корпус устройством контроля изоляции?; А3- поиск неисправности в цепях приемника; А4-отключение фидерного выключателя на ГРЩ; А5-измерение параметров неисправного фидера; А6- расчет параметров неисправного фидера;А7- определение места неисправности штатными техническими средствами согласно их инструкциям;Р5- измеренное мегаомметром значение сопротивления изоляции равно нулю?;Р6- измеренное тестером значение сопротивления изоляции менее 10 Ом?; А8- поиск в местах возможного сильного механического сдавливания кабеля; Р7-измеренное тестером значение сопротивления .изоляции превышает 2 кОм?; А9- проверка разделок кабеля на увлажнение; А10-поиск неисправности в местах возможного сжатия кабеля; Р8-коэффициент изменения сопротивления К1 равен единице?; A11-поиск неисправности в местах возможного загрязнения кабеля; Р9- обнаружено значительное изменение величины расчетного параметра сопротивления изоляции RP?; А12- проверка гипотезы о возможности значительного (объемного) увлажнения кабеля; А13- проверка гипотезы о возможности поверхностного увлажнения кабеля; Р10-место неисправности установлено?; А14- измерение параметров для расчета расстояния до места неисправности; А15- расчет расстояния до места неисправности; А16- поиск неисправности в рассчитанных участках кабеля; Р11- место неисправности установлено?; SK- окончание процедуры определения места неисправности. Видно, что место неисправности в кабеле можно определять как специальными техническими средствами, так и при их отсутствии,
К специальным техническим средствам относят кабельные мосты, приборы типа Р5, прибор „Поиск-И" и :др. Проведенный анализ и испытания в судовых условиях ряда приборов для определения места повреждения кабелей показали, что для решения практических задач на судне наиболее приемлемы следующие диагностические устройства:
приборы типа Р5, работающие на импульсивном методе и позволяющие непосредственно по шкале прибора, подключаемого в конце (или начале) кабельной линии, определять расстояние и вид неисправности (типа обрыв или короткое замыкание), а также длину непрерывного кабеля;
прибор „Поиск-И", работающий на индуктивном методе, с помощью которого неисправность типа обрыв и короткое замыкание, а также трасса прохождения кабеля определяются перемещением датчика вдоль кабельной линии, в которую подается от специального генератора электрический сигнал повышенной частоты 4 или 10 кГц;
устройство фирмы „Аутроника" типа AJ-2, описанное выше, позволяющее определять место снижения сопротивления изоляции кабеля переносным датчиком.
Приборы типа Р5 предназначены для измерения расстояния до сосредоточенной неоднородности волнового сопротивления кабеля. В исследуемую линию подаются короткие злектрические импульсы, которые, отражаясь от места изменения волнового сопротивления (обрыв, короткое замыкание, плохой контакт и др.), возвращаются обратно и фиксируются в приемной части прибора. Прибор показывает расстояние tх до места дефекта, определяемое по скорости v распространения электромагнитной волны в кабеле, времени t с момента посылки импульса и возвращения его обратно: lx = vt/2.
С С С С |
Таблица 4.16. Виды и причины неисправностей судовых кабелей
Признаки неисправности | Неисправность и причина ее появления | Рекомендации по поиску неисправности | ||||||||||||||||
Показания | Расчетный параметр сопротитивления изоляции | Коэффициент изменения сопротивления | Дополнительные признаки | |||||||||||||||
мегаомметра | тестера | |||||||||||||||||
МОм | кОм | Ом | ||||||||||||||||
снижение сопротивления изоляции между жилами или относительно корпуса | ||||||||||||||||||
Менее10 | - | - | Постоянство величины | Замыкание на корпус или между жилами | Поиск в местах возможных механических повреждений и в щитах | |||||||||||||
Менее10 | - | - | Постоянство величины | Замыкание на корпус или между жилами через подвижной элемент (дверь щита) | Поиск в потенциально возможных местах | |||||||||||||
50-2000 | - | - | Быстрое снижение показателей | Появление воды в щитах,в клеммных коробках,в выключателях,в светильниках | Поиск оборудования с залитыми водой разделками кабеля | |||||||||||||
Около 0 | Большое R | - | - | Внезапное резкое снижение сопротивления изоляции | Механическое сжатие изоляции без касания жил корпуса или друг друга | Осмотр щитов и мест возможного механического воздействия на кабель | ||||||||||||
Ниже нормы | Ниже нормы | Большое R | Rp<Rp0 | Менее 1,0 | Постепенное снижение сопротивления изляции | Значительное увлажнение кабеля(заливание водой) | Поиск залитых водой участков кабелей | |||||||||||
То же | То же | То же | Rp=Rp0 | То же | То же | Увлажнение водой (поверхностное) | Выявление причин увлажнения | |||||||||||
“ ” | “ “ | “ | Rp=Rp0 | 1,0 | “ | Загрязнение кабеля (мест разделки) | Поиск в местах возможного загрязнения | |||||||||||
Обрыв жилы кабеля | ||||||||||||||||||
Признаки неисправности | Дополнительные признаки | Неисправность и причина ее появления | Рекомендации по поиску неисправности | |||||||||||||||
Показания | Двигатель не вращается при пуске, при работе повышенный шум, вибрация и нагрев | Обрыв жилы кабеля в месте перегиба, подключения или другом месте | Проверить омметром кабель на обрав, контактные соединения, места перегибов и места возможного механического повреждения | |||||||||||||||
амперметра | вольтметра | |||||||||||||||||
Ia | Iв | Ic | Uaв | Uвс | Uca | |||||||||||||
увеличение | увеличение | нормальное значение | ||||||||||||||||
Повышение температуры кабеля (жилы кабеля) | ||||||||||||||||||
Признаки неисправности | Неисправность и причина ее появления | Рекомендации по поиску неисправности | ||||||||||||||||
Основные | Дополнительные | Плохой контакт жилы с наконечником ил (или) наконечника с зажимом | Проверить состояние контактных соединений и кабельных наконечников | |||||||||||||||
Изменение цвета изоляции, появление микротрещин, изменение эластичности изоляции в месте разделки кабеля | Изменение цвета термоиндикаторной краски | |||||||||||||||||
Изменение цвета изоляции, появление микротрещин, изменение эластичности изоляции по длине кабеля | Возможно изменение цвета термоиндикаторной краски на кабельном наконечнике | повышение температуры кабеля из-за его перегрузки | Проверить силу тока в кабеле | |||||||||||||||
Изменение цвета изоляции, появление микротрещин, изменение эластичности изоляции на отдельных участках кабеля | - | Изменения. вызванные температурой окружающей среды | Проверить температуру окружающей среды | |||||||||||||||
Рис. 4.29. Схема алгоритма поиска неисправного фидера
Рис. 4.30. Схема алгоритма поиска места неисправности в кабеле
Полярность отраженного сигнала, фиксируемая индикатором прибора, позволяет судить о характере неисправности: отраженный импульс сохраняет свой знак при увеличении сопротивления (обрыв, асимметрия) и меняет свой знак при уменьшении сопротивления (короткое замыкание, снижение сопротивления).
В процессе поиска неисправности прибор подключается в начале или конце кабельной линии и не требуется доступ к месту неисправности. Питание Р5 может осуществляться непосредственно от судовой сети 220В или автономно от внутреннего источника-перезаряжаемого аккумулятора.
Проведенные исследования прибора Р5-8 в судовых и лабораторных условиях позволяют сделать следующие выводы. При проведении измерений прибор должен подключаться к двум жилам или одной жиле и экрану (панцирю) исследуемого непрерывного кабеля. Корпус судна не может быть использован в качестве участка измерительной цепи, так как в измерительной цепи с использованием корпуса волновое сопротивление оказывается существенно неоднородным по длине. Длина кабеля определяется с погрешностью, не превышающей 1...2,5%. Место замыкания двух жил кабеля Р5-8 обнаруживают при переходном сопротивлении 200 Ом; при переходном сопротивлении 200 Ом погрешность составляет 2...4 %. Место обрыва жил для многожильных и одножильных экранированных кабелей, а также многожильных (две и более жил) неэкранирозанных кабелей определяется с погрешностью 1...2%.Учитывая нечувствительность прибора на первых 0,5м, измерения :следует производить последовательно с двух сторон обследуемого участка.
Прибор „Поиск-И" состоит из двух частей: генератора импульсов частотой 4 и 10 кГц, включаемого в измерительную цепь, и переносного датчика с измерительным прибором, перемещаемых в непосредственной близости от исследуемой линии. Генератор импульсов питается от судовой электрической сети, а переносной датчик с измерительным прибором имеют встроенные элементы питания. Место неисправности или наличие кабеля в трассе обнаруживается по реакции измерительного прибора на сигналы генератора импульсов.
На основе опыта применения прибора „Поиск-И" в судовых условиях и на специальном стенде, имитирующем участок кабельной трассы, можно сделать следующие выводы. Прибор можно использовать для нахождения трассы прокладки кабеля, а также места снижения сопротивления изоляции между жилой кабеля и корпусом или между жилами до значений, меньших 15 кОм, и места обрыва токоведущей жилы в неэкранированном кабеле. При работе с прибором следует обращать внимание на сохранение пространственной ориентации датчика
относительно кабеля и возможность появления сильных помех от работающего электрооборудования и больших металлических масс вблизи кабельной трассы и датчика. В случае, когда сопротивление замыкания жилы кабеля на корпус мало (близко к нулю), прибор позволяет определить место замыкания с погрешностью не более 5см. Погрешность определения места замыкания двух жил в кабеле примерно равна шагу скрутки кабеля, который изменяется в пределах от 10 до 20 диаметров кабеля.
Комплект AJ-2 фирмы „Аутроника" (рис.4.27), состоящий из источника тестового сигнала G 5 Гц и датчика Р с разъемным магнитопроводом, предназначен для определения места снижения сопротивления изоляции между жилой кабеля и корпусом. Результаты проведенных лабораторных испытаний комплекта AJ-2 показали, что AJ-2 позволяет определять место снижения сопротивления изоляции при R 50 кОм с погрешностью 0,2%. При нахождении датчика вблизи источника G 5 Гц (на расстояние до 0,6м) в нем наводятся помехи, которые приводят к ложным показаниям приемника комплекта AJ-2. Основное достоинство комплекта AJ-2 заключается в высокой точности определения места снижения сопротивления изоляции кабеля, который в процессе поиска может не отключаться от ГРЩ. В качестве недостатка следует отметить, что комплект AJ-2 имеет ограниченные возможности применения для судовых кабельных трасс, так как при поиске места повреждения изоляции поврежденный кабель должен быть охвачен датчиком.
При отсутствии специальных приборов для определения места неисправности кабеля используют измерительные схемы (содержащие источник, резисторы, миллиамперметры, вольтметры).
Например, если переходное сопротивление в месте дефекта изоляции кабеля меньше допустимого значения, но более 200 Ом, то место дефекта обнаруживается методом петли посредством измерительного моста с переменным отношением плеч (рис. 4.31). Метод эффективен, когда сопротивление изоляции одной из жил кабеля в норме, а жила с дефектной изоляцией не оборвана. Между этими двумя жилами устанавливается перемычка П, и они подключаются по схеме моста.
Плечами моста являются сопротивления r1,r2 и сопротивления жил и Rx. При равновесии моста
откуда
Hbc/ 4/31/ C[tvf bpvthtybq ghb jghtltktybb
Рис. 4.31. Схема измерений при определении места неисправности кабеля методом петли
Если сопротивления R1=R2, то, зная длину участка l (ее можно измерить или определить прибором типа Р5), расстояние до места дефекта рассчитывают по формуле
Измерение посредством моста нужно производить дважды, меняя концы жил на зажимах моста.
Место неисправности кабеля в ряде случаев может быть определено осмотром трассы. Чаще всего снижение сопротивления изоляции происходит из-за проникновения влаги через резину кабеля, через поврежденную оболочку в местах изгибов, прохода через сальник, через переборки и конструкции судна, на участке прокладки в трубах, желобах, в местах крепления кабеля. Знание трассы прокладки кабеля, мест ремонта кабеля, потенциально опасных участков трассы, подверженных нагреву, затоплению, загрязнению, механическим воздействиям и вибрации участков, проложенных в трубах и т. п.,) облегчает поиск места неисправности.
Оценка технического состояния судового кабеля в условиях эксплуатации. В настоящее время ТС кабеля в условиях эксплуатации оценивают при проведении периодических освидетельствований, предремонтной дефектации кабелей и при решении вопроса о возможности эксплуатации кабельной сети судна, срок службы которого истекает. При этом руководствуются рекомендациями и требованиями раздела 15 части 5,Правил технической эксплуатации судовых технических средств" (РД 31.21.30-83), „Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации" Регистра, „Инструкцией по дефектации кабельных изделий". В соответствии с этими документами оценку технического состояния судовых кабелей осуществляют анализом эксплуатационных данных, измерением сопротивления изоляции, осмотром с разборкой или без разборки, испытанием образцов кабеля. Сведения, полученные в результате выполненных действий, позволяют сделать в определенной степени обоснованное заключение о соответствии кабеля в данный момент предъявляемым техническим требованиям, однако заключение о возможности его эксплуатации в пределах отрезка времени до очередного освидетельствования носит в значительной мере субъективный характер. Заметим, что испытания кабеля в целях определения количественных характеристик физико-механических свойств изоляции и оболочки кабеля довольно трудоемкие операции. Проводимые в лабораторных условиях на образцах кабеля и трудновыполнимые в условиях эксплуатации судна, они едва ли доступны в случаях, когда необходимо быстро получить заключение о техническом состоянии кабеля.
Техническое состояние судовых кабелей характеризуется комплексом конструктивных, электрических и механических показателей. Очевидно, что объем показателей, подлежащих определению при оценке технического состояния кабелей, должен учитывать цель этой операции, срок эксплуатации судна и эксплуатационные данные. При этом комплекс показателей определяется в результате анализа эксплуатационных данных, измерения сопротивления изоляции кабеля, осмотра кабелей, расчета остаточного ресурса кабеля, испытания в лабораторных условиях (включая при необходимости и испытания на продольную герметичность).
Исходные данные, необходимые для определения перечня и объема операций при оценке технического состояния кабеля, включают в себя номинальные данные кабеля, данные о режимах его работы и эксплуатационные данные: назначение кабеля; марка, число жил, сечения; номинальный ток; длина; номинальный срок службы; дата монтажа; время хранения до монтажа; допустимая температура изоляции; сведения о режимах работы (сила тока, время работы, температура окружающей среды); сопротивление изоляции (предшествующее измерение, последнее измерение); сведения об отказах, ремонтах, воздействиях воды, нефтепродуктов, замыканиях.
На основании этих данных в соответствии с алгоритмом (рис. 4.32) определяется перечень операций по оценке технического состояния (измерение, осмотр, расчет ресурса, испытания) и объем контролируемых кабелей (кабели ответственных приемников; кабели ответственных приемников и кабели с теми или иными отклонениями, наблюдающимися в эксплуатации; все кабели). На рис. 4.32 приняты следующие обозначения: Sn- начало; А1 -формирование исходных данных;А2-определение комплекса показателей для оценки технического состояния кабеля;А3- измерение сопротивления изоляции; А4-осмотр; А5- расчет остаточного ресурса;А6-оценка результатов измерения;А7-испытание образцов кабеля; А8- заключение о техническом состоянии кабеля; P1- необходим расчет остаточного ресурса?; Р2- необходимы испытания кабеля?; SK — конец.
Рис. 4.32. Схема оценки технического состояния кабеля
Если ресурс кабелей не израсходуется до момента следующей операции по оценке ТС кабеля (освидетельствование) и опыт эксплуатации не дает оснований полагать, что ресурс кабелей исчерпан, при оценке ТС можно ограничиться измерением сопротивления изоляции и осмотром кабелей. В иных случаях необходимо рассчитать остаточный ресурс кабелей и если он достаточный, то испытания не проводят.
Рекомендуется проводить испытания в следующих случаях:
остаточный ресурс кабеля мал;
в процессе эксплуатации кабель подвергался действию нефтепродуктов, токов короткого замыкания, высоких температур и другим воздействиям;
в результате осмотра кабелей выявлены дефекты, позволяющие ставить вопрос об израсходовании его ресурса на каком-либо участке.
Рис. 4.33. Зависимости остаточного ресурса t э от коэффициента Кз загрузки кабеля при различных температурах Тср окружающей среды
Сопротивление изоляции измеряют традиционными способами и средствами, контролируя сопротивление изоляции между жилами и между жилами и корпусом судна с поправкой на температуру.
В процессе осмотра выявляются дефекты (