Параметры и признаки технического состояния электрооборудования.
Средства их контроля
Для СЭО и ЭСА руководящими документами по ТЭ предусматривается инструментальный и осмотровый контроль ТС.
Инструментальный контроль технического состояния СЭО и ЭСА без разборки включает в себя измерение ряда параметров, характеризующих ТС, стационарными средствами (непрерывный контроль) или стационарными и переносными средствами (периодический контроль).
Осмотровый контроль технического состояния СЭО и ЭСА без разборки включает в себя наружный осмотр и определение ряда признаков (показателей), характеризующих ТС (визуально, на слух и на ощупь), либо наружный осмотр с определением признаков и проверку СЭО и ЭСА в действии с измерением ряда параметров. Осмотровый контроль ТС СЭО и ЭСА с частичной или полной разборкой включает в себя внутренний осмотр и определение ряда признаков органами, чувств либо внутренний осмотр с определением признаков и измерением ряда параметров переносными техническими средствами.
Основными параметрами, характеризующими ТС СЭО и ЭСА, являются следующие:
сопротивление изоляции (объемное или поверхностное) токоведущих частей относительно корпуса, характеризующее ТС изоляции;
ток, характеризующий ТС токоведущих частей СЭО и механизма в электроприводе;
температура токоведущих и изоляционных частей, корпусов, подшипников, характеризующая соответствие реальных условий эксплуатации и тока нагрузки расчетным, а также состояние средств охлаждения.
Дополнительными параметрами, характеризующими ТС различных видов СЭО, являются:
напряжение, активная мощность и частота, тока (вращения) генераторов, трансформаторов, преобразователей электроэнергии и электродвигателей, характеризующих не только ТС СЭО, но и средств регулирования этих параметров;
напряжение, плотность и уровень электролита аккумуляторов;
вибрация электрических машин, свидетельствующая о нарушении центровки, неуравновешенности вращающихся частей, недостаточно жестком креплении и др.;
высокочастотные ударные импульсы, характеризующие ТС подшипниковых узлов и их смазки при работающих подшипниках качения;
некоторые другие механические и электрические параметры (зазоры, потенциалы, нажатия и др.) в электрических машинах, преобразователях и аппаратуре, характеризующие отдельные части СЭО.
Перечисленные основные и дополнительные параметры измеряются при инструментальном контроле стационарными (щитовыми или встроенными) или переносными средствами (измерения, а также специальными СТД.
Нормы или рекомендуемые значения инструментально контролируемых параметров ТС содержатся в Правилах Регистра, Руководстве по техническому надзору, а для конкретных видов СЭО - в технической документации заводов-изготовителей. Например, такие данные для генераторов и трансформаторов после нагрева до установившейся температуры, соответствующей номинальной нагрузке, указаны в табл. 4.10.
Техническое состояние СЭО с точки зрения тока нагрузки (возбуждения) может быть оценено следующими категориями:
Руководстве по техническому надзору за судами в эксплуатации, ПТЭ, технической документации заводов-изготовителей СЭО (формулярах и инструкциях по эксплуатации) и в другой нормативной и справочной литературе.
Непрерывный инструментальный контроль общего сопротивления изоляции всех основных электрических сетей и работающего СЭО осуществляют стационарными устройствами в комплекте с омметрами. При уменьшении сопротивления изоляции до уставки, заданной для конкретной сети, автоматически подается сигнал. Периодические измерения сопротивления изоляции всех видов СЭО в отключенном состоянии выполняют переносными (индукторными или безындукторными) омметрами.
Нормы сопротивления изоляции СЭО, находящегося в эксплуатации, приведены в табл. 1.2. Для конкретных типов СЭО отечественного и зарубежного производства с различными классами изоляции и конструктивным исполнением (например, для СЭО с непосредственным водяным охлаждением) нормы сопротивления изоляции могут отличаться от указанных в табл. 1.2. В таких случаях следует руководствоваться значениями, указанными в технической документации заводов-изготовителей для конкретного СЭО.
Техническое состояние СЭО с точки зрения сопротивления его изоляции может быть оценено следующими признаками:
хорошее - при сопротивлении изоляции не меньше нормального;
удовлетворительное - при сопротивлении изоляции меньше нормального, но равного или больше предельно допустимого;
неудовлетворительное -при сопротивлении изоляции меньше предельно допустимого.
При оценке ТС следует учитывать возможное влияние факторов, временно снижающих сопротивление изоляции (температура и влажность воздуха, загрязненность), а также результаты предыдущих измерений.
Непрерывный инструментальный контроль токов нагрузки работающих генераторов, трансформаторов и преобразователей электроэнергии осуществляют расцепителями соответствующих автоматических выключателей или специальными устройствами токовой защиты, а токов нагрузки работающих асинхронных двигателей- электротепловыми или электромагнитными реле защиты от перегрузки, встроенными в соответствующие магнитные пускатели или станции управления. Токи нагрузки работающего СЭО(генераторов, трансформаторов, преобразователей и ответственных приемников электроэнергии) периодически измеряют стационарными амперметрами, а токи нагрузки приемников, не имеющих амперметров,- переносными токоизмерительными клещами.
Токи нагрузки СЭО, в том числе токи возбуждения электрических машин, не должны превышать номинальных (паспортных) или заданных персоналом в процессе эксплуатации предельно допустимых значений. Значения максимальных фактически потребляемых токов нагрузки СЭО с продолжительным режимом работы должны быть определены и указаны в ЖТС; для СЭО, имеющего стационарные амперметры, эти значения должны быть отмечены цветными рисками на шкалах амперметров.
Увеличение тока выше номинального или заданного (предельно допустимого) значения свидетельствует о недопустимом увеличении момента нагрузки или интенсивности использования электропривода, неисправности механических частей (подшипников, редуктора, муфты), нарушении регулировки схемы управления электроприводом, неполнофазном режиме работы асинхронного двигателя.
Таблица 4.10. Допустимые перегрузки генераторов и трансформаторов
Электрооборудование | Перегрузки по току, % номинального | Продолжительность перегрузки, мин |
Синхронные генераторы типа МС и МСК | 10 при =0,8 25 при =0,7 50 при =0,6 | |
Синхронные генераторы типа МСС, ГСС, ГМС, ГСН | 10 при =0,8 25 при =0,7 50 при =0,6 | |
Синхронные генераторы БСГ и ГМ | 10 при =0,8 25 при =0,7 50 при =0,6 | |
Генераторы постоянного тока | ||
Трансформаторы |
Значения и продолжительность возникающих в условиях эксплуатации перегрузок СЭО не должны превосходить значений, указанных в Правилах Регистра, а для конкретных видов СЭО- в технической документации заводов-изготовителей. Например,такие данные для генераторов и трансформаторов после нагрева до установившейся температуры, соответствующей номинальной нагрузке, указаны в табл. 4.10.
Техническое состояние СЭО с точки зрения тока нагрузки (возбуждения) может быть оценено следующими категориями:
хорошее, если ток меньше поминального или заданного значения;
удовлетворительное, если ток больше поминального или заданного значения, но величина и продолжительность перегрузок по току не превышают допустимых значений;
неудовлетворительное, если величина и (или) продолжительность перегрузки превышают допустимые значения, о чем свидетельствуют недопустимые температуры нагрева СЭО и (или) срабатывание защиты от перегрузки.
Периодические измерения температуры подшипников и обмоток статоров наиболее крупных электрических машин, в том числе гребных электрических машин (ГЭМ) на судах электроходах, охлаждающего воздуха и воды в замкнутых системах вентиляции ГЭМ, охлаждающего воздуха полупроводниковых преобразователей с принудительным охлаждением выполняют стационарными (местными или дистанционными) термометрами. Периодические измерения температуры нагрева основных частей СЭО следует выполнять переносными контактными электротермометрами. Температура защитных кожухов, корпусов и подшипников работающего СЭО (до 70°С) при ТИ контролируется на ощупь с последующим (при необходимости) измерением переносным прибором.
Непрерывный инструментальный контроль температуры перечисленных выше объектов,и рабочих сред, а также обмоток статора синхронных генераторов, асинхронных двигателей кратковременного и повторно-кратковременного режима работы в приводах грузоподъемных якорно-швартовных, подруливающих и рулевых устройств, асинхронных двигателей герметичного и взрывозащищенного исполнения в приводах рефрижераторных, компрессоров и вентиляторов осуществляют в ряде случаев посредством встроенных термодатчиков и специальных сигнализаторов или аппаратов температурной защиты.
Для бесконтактного измерения температуры СЭО, прежде всего токоведущих и вращающихся частей, рекомендуются бесконтактные (дистанционные) инфракрасные измерители температуры,а также цветовые термоиндикаторы различного типа-термоиндикаторные краски и карандаши, термоиндикаторы плавления и термоэтикетки.
Длительно допустимые температуры нагрева обмоток электрических машин, трансформаторов, кабелей и проводов, а также элементов, соприкасающихся с обмотками, зависят от класса изоляции и температуры окружающей среды и не должны превышать длительно допустимые превышения температуры для соответствующего класса изоляции. Длительно допустимые превышения температуры нагрева в некоторых элементах распределительных устройств (РУ) и аппаратуры при температуре окружающей среды 45 °С указаны в табл.4 11 и прилож.3. Температура нагрева подшипников качения должна быть не выше 100 °С, подшипников скольжения -не выше 80°С, при этом температура масла должна быть не выше 65 °С.
Техническое состояние СЭО в зависимости от температуры нагрева может быть следующим:
хорошее, если температура нагрева и превышение температуры СЭО над температурой окружающей среды меньше допустимых;
удовлетворительное, если температура нагрева меньше допустимой, но превышение температуры больше допустимого;
неудовлетворительное, если температура нагрева СЭО больше допустимой.
Непрерывный инструментальный контроль напряжения, активной мощности, частоты тока (вращения) работающих генераторов, трансформаторов и преобразователей электроэнергии с подачей сигнала об их отклонении за установленные пределы осуществляют в ряде случаев. Напряжение, активную мощность, частоту указанного СЭО периодически измеряют стационарными вольтметрами, ваттметрами, частотометрами и тахометрами. Частоту вращения при необходимости определяют переносными тахометрами.
Качество регулирования напряжения и частоты тока (вращения) генераторных агрегатов в установившихся и переходных режимах, а также распределение нагрузки при параллельной работе агрегатов должны удовлетворять соответствующим требованиям Правил Регистра и технической документации заводов-изготовителей. Качество регулирования частоты вращения электродвигателей, как правило, не нормируется, и измерения частоты вращения выполняются только при необходимости определения причины снижения производительности, увеличения тока нагрузки и температуры нагрева, искрении щеток и др.
Категория ТС средств регулирования напряжения и частоты тока (вращения) генераторных агрегатов определяются опытным путем с учетом фактического качества регулирования.
Непрерывный инструментальный контроль напряжения и сопротивления изоляции аккумуляторов с подачей сигнала при их отклонении за установленные пределы осуществляют в ряде случаев. Напряжение и сопротивление аккумуляторов периодически измеряют стационарными или переносными вольтметрами и омметрами. Плотность, уровень и температуру электролита периодически измеряют переносными аккумуляторными, вольтметрами (пробниками), ареометрами и жидкостными термометрами.
Допустимые пределы изменения напряжения, плотности, уровня и температуры электролита аккумуляторов определены ПТЭ судового электрооборудования (часть У ПТЭ СТС) и технической документацией заводов-изготовителей.
Таблица 4.11. Длительно допустимые превышения температуры
Элементы РУ и аппаратуры | tп.н, 0C |
Медные шины и гибкие соединения, не защищенные в месте контакта от окисления Болтовые контактные соединения на выводах РУ Разъемные контакты аппаратуры из меди и медных сплавов: скользящие при продолжительном режиме работы щеточные и клиновые клиновые контакты рубильников контакты предохранителей Ручные органы управления выключателями: металлические из изоляционного материал Осветительная арматура, установленная на горючих материалах или вблизи них |
Категория ТС аккумуляторов оценивается следующим образом: если емкость аккумуляторов, определяемая путем их разряда по прямому назначению в течение регламентированного времени, уменьшилась до 80%, то их ТС считается неудовлетворительным.
Показатели вибрации электрических машин (амплитуда, виброскорость, виброускорение) периодически измеряют переносными приборами. Контроль вибрации работающих электрических машин при их ТИ выполняют на ощупь с последующим (при необходимости) измерением переносным прибором.
Предельно допустимые значения параметров собственной вибрации генераторов и электродвигателей (размах вибрации и соответствующие значения виброскорости на основной частоте) зависят от частоты вращения (табл. 4.12).
Таблица 4.12. Предельно допустимые значения параметров собственной вибрации электрических машин
Частота вращения электрических машин,мин -1 | ||||||
Основная частота вибрации,Гц | 8,3 | 12,5 | 16,7 | |||
Размах (двойная амплитуда колебаний) на основной частоте,мм | 0,16 | 0,14 | 0,12 | 0,10 | 0,09 | 0,05 |
Виброскорость на основной частоте, мм/с | не более 7-9 | не более 5-7 |
Техническое состояние электрической машины оценивается как неудовлетворительное, если вибрация превышает предельно допустимые значения.
Уровень ударных импульсов, создаваемых подшипниками качения работающих электрических машин, измеряют переносными приборами. Контроль уровня шума подшипников при ТИ выполняют посредством слуховых стержней или на слух с последующим (при необходимости) измерением переносным прибором.
В качестве переносного прибора - используют, например, индикатор состояния подшипников ИСП-1или измеритель ударных импульсов SPM 43A. Определение ТС подшипников в качества смазки электрических машин основано на измерении амплитуды ударных высокочастотных механических импульсов возникающих в работающем подшипнике вследствие механических ударов при точечном контакте шарика (ролика) с обоймами. Волна напряжений, проходящая через корпус подшипника, воспринимается специальным пьезоэлектрическим преобразователем на частоте 30 Гц. В результате обработки сигнал волны напряжений преобразуется в аналоговый импульс, амплитуда которого является функцией скорости механического удара.
Техническое состояние подшипника определяется по уровню и соотношению двух измеренных величин, дБ; фоновой dBc и максимальной dBM. Значение dBc характеризует общую шероховатость поверхности шариков (роликов) и дорожек качения и присуще всем подшипникам (в том числе и исправным). Значение dBc повышается при недостаточной смазке подшипника. Значение dBм характеризует наличие дефектов на шариках (роликах) и подшипниках, на дорожках качения, а также загрязнение смазки.
Категории состояния подшипников оценивают по значению следующим образом: хорошее- при dBм<20dBс, удовлетворительное- при dBм=(20—40)dBc; неудовлетворительное (необходима замена подшипника) —при dBм>40dBc.
Периодические измерения различных зазоров, продольного смещения вала (якоря, ротора), эксцентриситета (биения коллекторов и колец), давления щеток в электрических машинах, нажатия, растворов и провалов контактов, времени срабатывания коммутационной и защитной аппаратуры выполняют щупами, индикаторами и секундомерами.
Различные специальные электрические параметры(потенциалы, импульсы и др.) в цепях управления автоматизированными электроприводами, полупроводниковыми преобразователями и гребными электрическими установками периодически измеряют стационарными (встроенными) средствами функционального контроля или переносными средствами измерения (электронными вольтметрами, мультиметрами, осциллографами и др.).
Допустимые отклонения величин воздушных зазоров и смещения вала в осевом направлении в подшипниках скольжения электрических машин регламентированы Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации Регистра. Допустимые значения биения и износа колец (коллекторов), давления щеток, нажатия, раствора и провала контактов и прочих механических и электрических характеристик СЭО определяют по технической документации заводов-изготовителей, ПТЭ СТС и справочной литературе.
Для контроля ТС СЭО и его отдельных частей рекомендуется использовать (при наличии) соответствующие средства технической диагностики.
К признакам (показателям), характеризующим ТС всех видов СЭО, относятся ряд важных, но, как правило, ненормируемых показателей, таких как загрязнение, трещины и другие повреждения, нагар, износ, коррозия, искрение, оплавление, шум, издаваемый работающим СЭО, исправность уплотнений, заземлений, контактных соединений и крепежа. Эти показатели в условиях эксплуатации сложно измерять и контролировать инструментальными методами, поэтому они оцениваются при осмотровом контроле ТС СЭО (без разборки или с разборкой) визуально, на слух или на ощупь.
Показатели ТС СЭО, значения которых нормируются, но инструментально не измеряются (например, степень искрения щеток) и ненормируемые показатели (загрязнения, износ изоляции и др.) определяются экспертным путем с учетом опыта эксплуатации и предшествующего ТС СЭО.
Рекомендуемые Комплексной системой ТО и ремонта судов параметры и показатели ТС конкретных видов СЭО приведены в табл. 4.13.
Категория ТС конкретного СЭО определяется на основании анализа всей практически возможной совокупности параметров и признаков с учетом их значений в предшествующий период, т. е. характера изменения и наличия повреждения или отказа. При этом ТС рассматривается как хорошее, если все значения учитываемых параметров и признаков оцениваются исполнителем как хорошие, а повреждения СЭО отсутствуют.Техническое состояние конкретного СЭО рассматривается как удовлетворительное, если значение хотя бы одного из параметров и признаков оценено исполнителем как удовлетворительное либо имеется несущественное повреждение СЭО. Неудовлетворительным полагается ТС СЭО, если значение хотя бы одного из параметров или признаков оценено исполнителем как неудовлетворительное или имеется существенное повреждение СЭО.
Основными параметрами, характеризующими ТС ЭСА, являются:
погрешности измерения для датчиков,преобразователей сигнала и измерительных приборов;
погрешности срабатывания и зона нечувствительности для сигнализаторов;
погрешности регулирования и зона нечувствительности для регуляторов;
время (постоянная времени) срабатывания для сигнализаторов и регуляторов;
напряжение встроенных или автономных источников (блоков) питания;
сопротивление изоляции ЭСА относительно корпуса.
Таблица 4.13. Параметры и показатели технического состояния электрооборудования
Основные виды электрооборудования | Параметры | ||||||||||
основные | дополнительные | прочие | показатели | ||||||||
сопротивление изоляции | ток(нагрузки, возбуждения) | температура | напряжение | активная мощность | частота тока (вращения) | Плотность и уровень электролита | Вибрация | Ударные импульсы подшипников качения | |||
Генераторы Электродвигатели Трансформаторы, полупроводниковые преобразователи в разрядных устройствах, электроприводы гребных электрических установок Аккумуляторы Распределительные устройства, пульты управления, электрическое освещение, электронагревательные и отопительные приборы. Коммутационная, пускорегулирующая и защитная аппаратура. Аппаратура внутренней связи, сигнализации и управления судном. Кабели и провода | + + + + + + + + | + + + - + + - + | + + + + + + + + | + - + + - - - - | + - - - - - - - | + + - - - - - - | - - - + - - - - | + + - - - - - - | + + - - - - - - | 1* 1* 2* 3* | 4* 4* 5* 6* 7* |
Примечание. 1*-воздушные зазоры, смещение вала, биение и износ колец (коллектора),давление щеток, ток холостого хода, зазоры в подшипниках; 2 *- импульсы,потенциалы;3*-нажатия, растворы и провалы контактов, время срабатывания, запуска, перекладки; 4*-загрязнение, износ изоляции, степень искрения щеток, исправность короткозамкнутых клеток роторов асинхронных двигателей, коррозия, исправность уплотнений, заземлений, контактных соединений и крепежа, шум;6*-загрязнение, коррозия,износ, нагар и оплавление контактов и подвижных частей, исправность уплотнений, заземлений, контактных соединений и крепежа, шум;7*- загрязнение, износ, упругость и набухание изоляции, исправность заземлений, оконцевание сальников и проходных коробок. |
Эти параметры определяются:
стационарными или переносными измерительными приборами, имеющимися средствами исполнительной сигнализации и АПС, встроенными средствами функционального или тестового контроля работы ЭСА (при наличии) по заданному алгоритму, специальными средствами (стенды) проверки ТС и регулировки ЭСА (источников информации, регуляторов температуры, частоты вращения и т. д.);
проверкой ЭСА в действии и сопоставлением показаний средств измерения и уставок срабатывания сигнализаторов с показаниями местных или дистанционных приборов, прошедших поверку.
К признакам (показателям), характеризующим ТС ЭСА,как и для СЭО, относятся ряд важных, обычно ненормируемых показателей, таких как загрязнение, нагар и др. Эти признаки определяются при осмотровом контроле ТС ЭСА посредством органов чувств.
Нормативные или рекомендуемые значения инструментально контролируемых параметров ТС имеются в технической документации заводов-изготовителей ЭСА и справочной литературе. Ненормируемые признаки ТС ЭСА определяются при осмотровом контроле экспертным путем с учетом опыта эксплуатации и предшествующего ТС конкретных ЭСА.
Инструментально измеренные значения параметров и установленные при осмотровом контроле экспертным или другим путем признаки сравниваются с нормативными (рекомендуемыми, опытными) значениями (заданными или допустимыми пределами). На основании оценки всей практически возможной совокупности данных с учетом значений в предшествующий период, т.е. характера изменения, и наличия повреждения или отказа определяется категория ТС конкретного ЭСА.
Техническое состояние ЭСА признается удовлетворительным при отсутствии неисправностей, препятствующих нормальному и безопасному использованию автоматизированных СТС.