Параметры технического состояния арматуры и электропривода, устанавливаемые настоящей методикой

Параметры, нормированные НП-068-05, технической документацией заводов-изготовителей на арматуру и ее составные части (электропривод, электродвигатель, блок конечных выключателей), а также доверительными интервалами на параметры технического состояния ЭПА, включают в себя:

- время открытия/закрытия арматуры, с;

- пусковой ток, А;

- номинальное значение тока, А;

- мощность двигателя, Вт;

- отношение пускового тока к току при номинальной мощности;

- частота вращения выходного вала ЭП;

- частота вращения выходного вала ЭД.

По форме токового сигнала и сигнала активной мощности электродвигателя привода, полученного при диагностировании арматуры, можно определить два вида параметров:

- регистрируемые (диагностические) параметры токового сигнала непосредственно при его:

1) То - момент времени начала открытия и закрытия запорного органа;

2) Т3 - момент времени окончания открытия и закрытия запорного органа;

3) Iп п) - пусковой ток (мощность);

4) I(t)р - ток на рабочем ходе;

5) Р(t)р - мощность на рабочем ходе;

6) Iсс) - ток (мощность) срыва;

7) Iу - ток уплотнения;

8) Iм м) - ток (мощность) срабатывания муфты;

9) Iф ф) - уровень фонового сигнала;

10) Аfэд - амплитуда гармоники, соответствующей частоте вращения выходного вала электродвигателя;

11) Аfэп - амплитуда гармоники, соответствующей частоте вращения выходного вала электропривода;

12) Iкво, Iквз – ток концевых выключателей при завершении операций «Открытие», «Закрытие».

- расчетные параметры токового сигнала, используемые в настоящей методике для оценки технического состояния электроприводной арматуры:

1) Тоткр.закр.) - время выполнения операций «Открытие» («Закрытие»);

2) DТ - разность времени открытия и закрытия запорного органа (неравномерность времени хода: абсолютная в секундах и относительная в %);

3) Iро (Iрз) - ток рабочего хода при открытии (закрытии), А;

4) Рро рз) - мощность рабочего хода при открытии (закрытии), кВт;

5) Тро рз) - время рабочего хода при открытии (закрытии);

6) Iпо/Iро (Рпо/Рро) - отношение величины пускового тока к рабочему (пусковой мощности к мощности ЭД) при рабочем ходе на открытие;

7) Iпз/Iрз (Рпз/Ррз) - отношение величины пускового тока к рабочему (пусковой мощности к мощности ЭД) при рабочем ходе на закрытие;

8) Iс/Iро (Рс/Рро) - отношение тока (мощности) срыва к рабочему току (мощности) при выполнении операции «Открытие»;

9) Iу/Iрз (Ру/Ррз) - отношение тока (мощности) уплотнения к рабочему току (мощности) при выполнении операции «Закрытие»;

10) gоI (gзI), gоP (gзP), % - плавность хода по токовому сигналу (сигналу активной мощности) при открытии и закрытии;

11) ξI Р) - коэффициент расхождения значений тока Iр (активной мощности Рр) в пределах границ времени выполнения операций «Открытие» и «Закрытие»;

12) τп = τ1+ τ2 - интервал времени пуска электродвигателя,

где τ1 - интервал времени от момента пуска ЭД до момента достижения Iп ;

τ2 - интервал времени от момента Iп до момента достижения Imin;

13) τ3 - время уплотнения запорного органа при закрытии;

14) τ4 - время отключения ЭД при окончании операций «Открытие и «Закрытие»;

15) τ5 - время срыва при выполнении операции «Открытие»;

16) DIравс (DUавс) - несимметричность рабочего тока (напряжения) в фазах а, b, с;

17) Тол = Тс1-То - время выборки общего люфта.

При определении диагностических и расчетных параметров необходимо учесть следующее:

- значение тока (мощности) рабочего хода Iрр) вычисляется как среднее значение величин I(t)р и Р(t)р в интервале времени Тр;

- точка Т1 определяется как момент времени начала установившегося рабочего хода для токового сигнала и сигнала мощности - начало хода штока;

- для арматуры, работающей на закрытие, точка Т2 определяется как момент времени начала увеличения активной мощности при «уплотнении» (посадке запорного органа в седло);

- точка Т3 определяется как момент времени достижения сигналами тока или мощности уровня шумов;

- точка То определяется как момент времени начала превышения значений величин токового сигнала или сигнала активной мощности над уровнем шумов (условный нуль) То ® (Iо/з > Iф, Ро/з > Рф);

Из перечисленных выше расчетных параметров токового сигнала, используемых для оценки технического состояния ЭПА (определяющими согласно настоящей методике считаются параметры "Время выполнения операции «Открытие» и «Закрытие»" и «Плавность хода».

Цель работы: приобретение навыков основ диагностики электроприводной арматуры.

Задан массив значений тока статора асинхронного двигателя, представляющий фазы работы электроприводной арматуры (рис. 1):

- фаза - "открытие" (слева): пуск, страгивание, подъём клина;

- фаза - "закрытие" (справа): пуск, перемещение клина вниз, дожатие.

Проведите исследование, устанавливающее возможность её использования в предстоящий эксплуатационный период.

Порядок выполнения работы:

· Установите диагностические признаки.

· Для каждого признака укажите нормативный интервал.

·Проведите статистический анализ распределения диагностического признака на нормативном интервале.

· Осуществите прогноз работоспособности данного оборудования.

Параметры технического состояния арматуры и электропривода, устанавливаемые настоящей методикой - student2.ru

Рисунок 12 - Устройство электроприводной арматуры

Пример выполнения лабораторной работы 3

1. Установим диагностические признаки и для каждого из них укажем нормативный интервал.

Диагностические величины, характеризующие состояние арматуры:

- пусковой ток открытия;

- пусковой ток закрытия;

- ток страгивания;

- ток рабочего хода открытия и закрытия;

- отношение пускового тока к рабочему;

- время открытия/закрытия;

- плавность хода;

- затяг.

По заданным графикам (рис. 2) для каждого из токовых сигналов определим эти показатели и занесем в таблицу 9 для дальнейшей обработки.

Параметры технического состояния арматуры и электропривода, устанавливаемые настоящей методикой - student2.ru Рисунок 13 - Фаза открытия и подъема клина

Таблица 9.

  I0 Iз Ic Ipo Ipз I0/Ipo Iз/Ipз Iзт
40,48 39,23 7,068 1,764 0,858 22,948 45,723 6,329
39,67 38,445 6,928 1,728 0,841 22,957 45,713 6,1711
40,28 39,03 6,868 1,744 0,838 23,096 46,575 6,129
значение i 1000-27000 30000-56000    
МО 40,143 38,902 6,955 1,745 0,846 23,000 46,004 6,210
СКО 0,3156 0,3044 0,0756 0,0124 0,0082 0,0639 0,3810 0,0795
Верх. Пред. 40,4589 39,2061 7,0302 1,7578 0,8539 23,0644 46,3847 6,2892
Нижн. Пред. 39,8278 38,5972 6,8791 1,7329 0,8374 22,9365 45,6228 6,1302

Плавность хода можно рассчитать из следующих графиков:

Параметры технического состояния арматуры и электропривода, устанавливаемые настоящей методикой - student2.ru Параметры технического состояния арматуры и электропривода, устанавливаемые настоящей методикой - student2.ru

Рисунок 14 – Токовый сигнал рабочего хода закрытия и открытия

Из графиков плавности хода видно, что на фазе «открытие» у всех единиц оборудования наблюдаются всплески токового сигнала, которые могут характеризовать односторонний износ червячной передачи.

2. Произведем статистический анализ распределения диагностического признака на нормативном интервале.

Ни у одной из рассматриваемых арматур, все диагностические показатели не попадают в нормативные интервалы. Например, у №3 ток страгивания и затяга немного меньше нижней границы интервала, что может говорить о недостаточном дожатии.

3. Осуществим прогноз работоспособности данного оборудования.

Для прогнозирования работоспособности оборудования в среде MathCad есть функция predict(v,m,n), которая выдаёт вектор n предсказанных значений помимо последнего элемента v, основанный на коэффициентах автокорреляции m последовательных значений в подвижном окне. Воспользовавшись ей, получим:

Параметры технического состояния арматуры и электропривода, устанавливаемые настоящей методикой - student2.ru

Рисунок 14 - Исходный (Q) и спрогнозированный (f) токовые сигналы.

Вывод: в ходе лабораторной работы ознакомились с диагностикой электроприводной арматуры по токовому сигналу асинхронного двигателя. Научились определять по нему диагностические параметры, обрабатывать их и на основе этого делать вывод о техническом состоянии объекта. А также убедились в возможности прогнозирования состояния ЭПА.

Если наблюдать эти объекты в течение некоторого времени, то при подведении диагностики и обработки результатов анализа, необходимо отследить дрейф параметров, и определить дальнейшую тенденцию износа оборудования.

Имея данные об изменении характеристик, можно прогнозировать изменение работоспособности ЭПА. Результатом этих действий является предупреждение возможных отказов, и как следствие ремонт или замена объектов.

Наши рекомендации