Основы расчета запасных частей

В процессе эксплуатации СЭО и ЭСА возникают отказы и повреждения, для устранения которых необходим комплект ЗИП.

Под комплектом ЗИП понимают запасные части, ин­струменты, принадлежности и материалы, необходимые для ТО и ремонта и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.

Запасная часть представляет собой составную часть СЭО или ЭСА, предназначенную для замены находившейся в экс­плуатации такой же части с целью поддержания или восстанов­ления исправности или работоспособности СЭО или ЭСА.

В состав запасных частей комплекта ЗИП включают запас­ные изделия, в качестве которых в общем случае могут быть блоки, модули, а также отдельные комплектующие изделия, замена которых может быть проведена в судовых условиях экипажем в соответствии с требованиями инструкции по экс­плуатации.

В состав принадлежностей включают специальные устрой­ства, контрольно-измерительную аппаратуру общего и специ­ального назначения, обеспечивающую проведения ТО СЭО и ЭСА.

В состав инструмента входит инструмент общего и специ­ального назначения, а в состав материалов - смазки, масла, припой и другие материалы, необходимые для ТО СЭО и ЭСА.

В зависимости от назначения и особенностей использования комплект ЗИП разделяют на одиночный, групповой и ремонт­ный.

Одиночный комплект ЗИП служит для поддержания рабо­тоспособности СЭО :и ЭСА в течение установленного времени, равного ресурсу СЭО и ЭСА (или сроку службы), с вероят­ностью безотказной работы не ниже заданной при минималь­ных затратах времени и средств. Одиночный комплект ЗИП входит в объем поставки и стоимости изделия.

Одиночный комплект является принадлежностью судна я может подразделяться на части, размещаемые как на судне (возимая часть), так и в базе ТО пароходства (невозимая часть).

Возимая часть предназначена для восстановления работо­способности СЭО и ЭСА в период автономного плавания, т. е. вне порта приписки или береговых баз ТО. Невозимая часть предназначена для пополнения возимой части одиночного ком­плекта ЗИП и проведения ТО при нахождении судна в порту. В возимую часть одиночного комплекта ЗИП включаются при­надлежности и инструмент, обеспечивающие замены отказав­ших изделий в условиях автономного плавания.

Групповой комплект ЗИП предназначен для проведения аварийного ремонта СЭО и ЭСА агрегатным методом, а также Для обеспечения СЭО и ЭСА такими элементами, которые от­сутствуют в одиночном комплекте ЗИП. Групповой комплект ЗИП выбирается для группы однотипного оборудования и хра­нится на складах или базе.

В процессе эксплуатации по мере расходования одиночные комплекты ЗИП пополняются за счет групповых, а группо­вые - из соответствующих складов снабжения.

Ремонтный комплект ЗИП предназначен для проведения одного заводского ремонта объекта, он хранится на складах, в базах или на ремонтных предприятиях. Ремонтный комплект ЗИП определяют с учетом опыта эксплуатации и фактически выработанного ресурса СЭО и ЭСА. Потребность в запасных частях для заводских ремонтов определяют из условия полной замены всех однотипных частей, ресурс которых меньше ресур­са данного оборудования или системы или равен ему.

Общие требования к запасным частям и нормы запасных частей для основных видов СЭО и ЭСА (электрических машин, аппаратуры, аварийного освещения, переносных измеритель­ных приборов и др.) каждого судна определены Правилами Регистра (табл. 3.18).

Набором специальных инструментов и приспособлений, не­обходимых для разборки и сборки СЭО в эксплуатационных условиях, должно быть снабжено каждое судно.

Рекомендуется снабжать судно необходимыми материалами для обслуживания аккумуляторов (дистиллированной водой, кислотой, щелочью), кабелями и проводами, плавкими вставками всех размеров для предохранителей, изоляционными ма­териалами, которые могут потребоваться при устранении неис­правностей СЭО и ЭСА.

Количество запасных частей на судне должно быть не мень­ше требуемого Правилами Регистра. По согласованию с Реги­стром на судах ограниченных районов плавания количество запасных частей (возимая часть) может быть уменьшено. Но­менклатура и количество запасных частей для СЭО и ЭСА, не указанного в Правилах Регистра, являются предметом специ­ального рассмотрения.

Для дублированных электроприводов вспомогательных су­довых механизмов, используемых по прямому назначению, с до­статочной мощностью или производительностью каждого при­вода запасные части не обязательны. Не обязательны запасные части и для генераторов судовой электростанции, если установ­лены генераторы соответствующей мощности в количестве, пре­вышающем требования Правил Регистра.

В общем случае комплект ЗИП формируется в два этапа: сначала определяют номенклатуру запасных частей, а затем рассчитывают количество запасных частей принятой номенкла­туры.

Таблица 3.18.

Нормы запасных частей для некоторых видов СЭО на судне

Устройства Запасные части Количество запасных частей Примечания
Вращающиеся генераторы и возбудители Щетки Щеткодержатели Подшипники 1* 1* На 3 генератора и возбудителя одного типа
Электродвигатели Щетки Щеткодержатели 1* 1* На 6 двигателей од­ного типа
Аппаратура пус­ковая, управления и контакторы Контакты, подвер­гающиеся износу Пружины Катушки напряжения Сопротивления 1* 10 %, но не менее 1 Каждого типа на 6 одинаковых уст­ройств
Аварийное осве­щение Лампы накаливания 1* Если напряжение пи­тания освещения от­личается от напряже­ния судовой сети
Переносные измерительные при­боры Приборы для изме­рения сопротивления изоляции Амперметр Омметр Вольтметр Рекомендуется универсальный много­предельный прибор
*Комплект      

Правильный выбор номенклатуры и количества запасных частей имеет важное значение для обеспечения высокой надеж­ности СЭО и ЭСА. Вместе с тем это достаточно сложная зада­ча, так как требования к комплекту ЗИП противоречивы: для обеспечения высокой надежности СЭО и ЭСА нужно увеличи­вать количество запасных частей, а с экономической точки зре­ния количество запасных частей должно быть минимальным, чтобы уменьшить стоимость изготовления, хранения и ТО за­пасных частей.

Под отказом комплекта ЗИП понимается отсутст­вие в комплекте ЗИП запасной части, которая могла бы заме­нить какой-либо отказавший в процессе эксплуатации элемент СЭО и ЭСА.

Отказ СЭО и ЭСА является случайным событием, и нельзя точно предсказать какой элемент и когда откажет, поэтому вы­бирается такая номенклатура и количество запасных частей, которые обеспечат заданную вероятность безотказной работы СЭО и ЭСА при минимальной стоимости комплекта ЗИП.

Выбор номенклатуры запасных частей.Номенклатура за­пасных частей одиночного комплекта ЗИП и его составных ча­стей при разделении на возимую и невозимую части, позволяю­щая исключить возможность отказа комплекта ЗИП, определя­ется инженерным анализом с учетом опыта эксплуатации ана­логичных систем в судовых условиях (данные по отказам эле­ментов, по расходованию запасных частей, вероятности отказа элементов и систем в целом, ремонтопригодности и технологич­ности замены, принятой системы ТО и снабжения запасными частями и др.).

При правильном выборе номенклатуры запасных частей зна­чительно повышается ремонтопригодность СЭО и ЭСА - умень­шаются простои электрических систем за счет уменьшения среднего времени восстановления и снижаются затраты на ТО.

При составлении номенклатуры запасных частей выделяют­ся изделия промышленного изготовления, изделия, подлежащие изготовлению на СРЗ; изделия зарубежного производства. В основу при определении номенклатуры запасных частей ЭСА положены следующие принципы:

для сравнительно сложных, дорогостоящих ЭСА в состав комплектов должны включаться узлы и детали;

для ЭСА, менее дорогих и сложных, в состав комплектов должны включаться изделия в сборе, узлы и детали;

для наиболее простых, недорогостоящих и для перемонти­руемых ЭСА в состав комплектов должны включаться изделия в сборе.

В номенклатуру для расчета ЗИП не включаются предохра­нителя, сигнальные лампы и т. п. изделия. Количество за­пасных изделий указанного вида определяется, исходя из об­щего количества этих изделий в системах управления и опыта эксплуатации систем-аналогов.

Номенклатура комплекта ЗИП может уточняться по резуль­татам расчета количества запасных частей; если расчетная ве­роятность безотказной работы каких-либо элементов электриче­ских систем достаточно высокая, то включать эти элементы в номенклатуру комплекта ЗИП нецелесообразно.

Опыт эксплуатации показывает, что, например, в одиночный комплект ЗИП для ЭСА должно входить примерно 80 % но­менклатуры всех деталей, электрорадиоэлементов и монтажных изделий аппаратуры ЭСА.

Расчет количества запасных частей.При принятой номен­клатуре запасных частей расчет их количества производится, исходя из обеспечения поддержания работоспособного состоя­ния СЭО и ЭСА в течение установленного времени с вероят­ностью обеспеченности не ниже требуемой. В результате расче­та оптимального количества запасных частей определяются эти же данные при минимальных затратах (объеме, массе или стоимости) на комплект ЗИПl или при заданных ограничениях по затратам (объеме, массе или стоимости) на комплект ЗИПопределяется максимальная вероятность обеспеченности.

Работоспособность СЭО и ЭСА многократного действия яв­ляется функцией количества запасных частей, поэтому пред­ставляет практический интерес количественная зависимость ве­роятности Pz(t) того, что система выполнит заданные функции за время t при наличии z запасных частей. Эта зависимость позволяет установить влияние количества запасных частей на надежность, а также определить необходимое число запасных элементов, обеспечивающих с вероятностью Pz(t) безотказную работу СЭО и ЭСА.

Пусть рассматриваемая электрическая система содержит Ni элементов i-го типа (i = l, 2, ..., т), соединенных с точки зре­ния надежности последовательно. При допущении справедли­вости экспоненциального закона распределения для внезапных отказов при включенном (рабочий режим) и выключенном (режим ожидания) состояниях элементов СЭО и ЭСА среднее ожидаемое количество отказов в течение заданного расчетного времени ti = tрi + tожi будет равно

ni = (λрitрi + λожitожi)Ni,

где λрi; λожi — интенсивность отказов элементов i-гo типа соот­ветственно в рабочем режиме и режиме ожидания (хранения); tрi; tожi - время работы элемента i-гo типа и время ожидания соответственно.

Если вместо отказавшего в электрической системе элемента каждый раз будет устанавливаться новый элемент из комплек­та ЗИП (отказавший элемент не восстанавливается), то число израсходованных частей zi - за время t будет равно числу отка­зов ni, возникших за это же время. При простейшем потоке от­каза вероятность Pzi (t) того, что за время t при интенсивности отказов λi, наступит ровно niотказов (потребуется ровно zi за­пасных частей) определяется законом Пуассона

Pzi(t) = (λit)zizi!exp(-λit), (3.122)

где zi = 0, 1, 2,... - количество запасных частей i-гo типа.

В случае, когда в комплекте ЗИП нет ни одной запасной части zi = 0, формула (3.122) соответствует вероятности безот­казной работы системы из элементов i-го типа, описываемой экспоненциальным законом

Pzi=0(t) = (λit)0/0! ехр (—λit) = ехр (- λit).

Вероятность того, что система из элементов i-гo типа за вре­мя эксплуатации t выполнит свои функции, т. е. вероятность того, что запасных частей i-гo типа будет достаточно, опреде­лится как сумма Pzi(t) в виде

Pi(t) = Основы расчета запасных частей - student2.ru

Функция Pi (zi, ni) для определения необходимого количест­ва запасных частей zi данного типа в зависимости от величин ni и Pi представляется в виде номограммы (рис.3.43).

Из номограммы видно, что при количестве запасных частей zi, равном ожидаемому количеству отказов ni вероятность того, что электрическая система не будет простаивать из-за отсутст­вия запасных частей при пi ≥ 1, будет незначительно превы­шать 0,50, что является явно недостаточным. Это объясняется тем, что фактическое число отказов данных частей за расчет­ное время примерно с равной вероятностью может быть как меньше, так и больше среднего ожидаемого количества отка­зов ni.

Вероятность достаточности запасных частей i-го типа в ком­плекте ЗИП рассчитывают, исходя из заданной величины веро­ятности Рз того, что общего количества запасных частей всех типов в комплекте ЗИП будет достаточно для поддержания ра­ботоспособности электрической системы. Для особо ответствен­ных устройств принимается Рз = 0,99. . .0,95, для менее ответст­венных Рз = 0,95.. .0,90. Например, для возимой части комплек­та ЗИП аппаратуры средств электроавтоматизации принимает­ся Рз = 0,95.

Вероятность достаточности запасных элементов для элек­трической системы, состоящей из т групп элементов, которые входят в номенклатуру комплекта ЗИП, определяется по фор­муле умножения вероятностей

Рз = Основы расчета запасных частей - student2.ru (3.123)

На основе (3.123) требуемые вероятности Рi каждой группы элементов в первом приближении могут быть определены в предположении их равенства между собой Рi = Основы расчета запасных частей - student2.ru

При Р>0,9 в практических расчетах Рi принимается при­ближенная формула

Основы расчета запасных частей - student2.ru

Основы расчета запасных частей - student2.ru

Рис.3.43. Номограмма для определения количества запасных частей

По рассчитанным значениям Pi и niпо номограмме рис.3.43 определяют необходимое количество запасных частей zi для элементов каждого типа и общее необходимое количество за­пасных частей для рассматриваемой электрической системы.

За величину zi принимают целое число по ближайшей кри­вой номограммы, проходящей выше или ниже точки с расчет­ными координатами Рi и ni. Принятому фактическому значению ziф на номограмме соответствуют фактические значения Рiф для каждой группы элементов, по величине которых рассчитывают фактическое значение вероятности

Рф = Основы расчета запасных частей - student2.ru

Требуемая величина вероятности обеспечения электрической системы запасными частями может быть достигнута при раз­личных сочетаниях количества запасных частей для т групп элементов входящих в систему.

Оптимальное количество запасных частей может быть определено, если ввести дополнительный целевой критерий W(z) - параметр затрат запасных частей. В качестве такого целевого критерия могут рассматриваться масса, объем, стоимость запасных частей.

Тогда задача определения оптимального состава запасных частей

zоп = (zоп1, zоп2, ..., zoпm)

может решаться путем обеспечения.

минимума параметра затрат при Р(zоп) ≥ Рз или максимум вероятности обеспечения запасными частями при

С (zоп) ≤ Сдоп,

где Сдоп - допустимое значение критерия C(z) - параметра затрат.

Расчет оптимального состава запасных частей сводится к многошаговому процессу отыскания на каждом k-м шаге вычис­лений такого типа запасных частей, введение которого в состав ЗИП дает наибольшее относительное увеличение

mах δi(k)(zi(k)), i = 1, 2, ..., m

вероятности достаточности запасных частей на единицу пара­метра затрат.

Градиент δi(k)(zik) рассчитывают по формуле

Основы расчета запасных частей - student2.ru

где Ci - параметр затрат запасных частей i-го типа.

Вероятность достаточности запасных частей

Pi(zi(k)) = exp Основы расчета запасных частей - student2.ru .

Вычисления повторяются до выполнения условия

P(z(k)) = Основы расчета запасных частей - student2.ru

или

Основы расчета запасных частей - student2.ru

при котором достигается соответственно максимум Р или ми­нимум С.

Для электрооборудования ЭС с большой номенклатурой за­пасных частей расчеты количества запасных частей проводятся в табличной форме или с использованием ЭВМ.

В заключение следует отметить, что в процессе эксплуата­ции ЭСА обычно заменяют из комплекта ЗИП блок, кассету или прибор, в которых произошел отказ. Для ускорения этой операции возимая часть одиночного комплекта ЗИП, как пра­вило, размещается в металлических ящиках переносной кон­струкции в водозащищенном исполнении с описью комплекта, размещаемого вблизи аппаратуры ЭСА. В системах управления возимая часть одиночного комплекта ЗИП в виде отдельных кассет может размещаться в стойках вместе с рабочими кассе­тами системы.

Пример. Электрическую систему, содержащую следующие однотипные элементы: резисторы N1 = 150 шт., конденсаторы N2 = 100 шт. и полупровод­никовые триоды N3 = 30 шт. предполагается эксплуатировать в течение t Основы расчета запасных частей - student2.ru = 35 · 103 ч. Интенсивность отказов элементов в результате сильной вибрации и тяжелых климатических условий одинаковы для режимов работы и ожидания системы и составляют соответственно λ1 = 10 · 10-6 1/ч; λ2 = 12 · 10-6 1/ч; λ3 = 50 · 10-6 1/ч.

Определить необходимое число запасных частей отдельно для каждой группы элементов, если требуется обеспечить вероятность безотказной работы системы Основы расчета запасных частей - student2.ru = 0,95.

Среднее ожидаемое количество отказов для каждой группы элементов

n1 = λ1t Основы расчета запасных частей - student2.ru N1 = 10 · 10· 35 · 103 · 150 = 53;

n2= λ2t Основы расчета запасных частей - student2.ru N2 = 12 · 10· 35 · 103 · 100 = 42;

n3= λ3t Основы расчета запасных частей - student2.ru N3 = 50 · 10· 35 · 103 · 30 = 53.

Вероятность, что система не будет отказывать из-за отсутствия запасных частей одной группы элементов,

Р1 = Р2 = Р3 ≈ 1 — (1— Основы расчета запасных частей - student2.ru )/т = 1 — (1—0,95) /3 = 0,983.

Согласно номограмме (рис. 43) количество запасных частей для каждой группы элементов принимается

z = 70 для n1 = 53 и Р1 = 0,983;

z = 60 для n2 = 42 и Р2 = 0,983;

z = 70 для n3 = 53 и Р3 = 0,983.

Согласно этой же номограмме, принятому фактическому значению запасных частей ziф соответствуют следующие фактические значения вероятностей:

P = 0,985; Р = 0,990; Р= 0,985.

Фактическое значение вероятности того, что система не будет простаи­вать из-за отсутствия запасных частей любого из указанных типов элементов,

Рф = ррр = 0,985 · 0,990 · 0,985 = 0,961> Основы расчета запасных частей - student2.ru = 0,95.

Пути повышения надежности

Повышение надежности при проектировании, производстве и эксплуатации.Требуемый уровень надежности СЭО и ЭСА закладывается на этапе проектирования, обеспечивается в про­цессе производства и поддерживается в процессе эксплуата­ции.

При проектировании повышение надежности СЭО и ЭСА достигается схемными методами (выбор более простых схем с меньшим количеством элементов и с широкими допус­ками на параметры и внешние воздействия, применение резер­вирования и т. п.) и конструктивными методами (применение высоконадежных элементов и оптимизация режимов их рабо­ты, обеспечение ремонтопригодности, создание оптимальных условий для обслуживающего персонала и т. п.).

При проектировании имеется некоторая неопределенность относительно реальных внешних условий и режимов, действую­щих в процессе эксплуатации, вследствие чего спроектирован­ные СЭО и ЭСА могут иметь недостатки, снижающие надеж­ность. Поэтому до внедрения их в серийное производство производится доработка спроектированного и созданного объекта с целью достижения требуемого уровня надежности.

Процесс производства связывает этапы проекти­рования и эксплуатации СЭО и ЭСА и обеспечивает изготовле­ние поступающих в эксплуатацию СЭО и ЭСА с уровнем на­дежности, заложенным при проектировании и достигнутым при доработке.

Повышение надежности СЭО и ЭСА в процессе производст­ва достигается за счет совершенствования технологии и внед­рения автоматизации производства, предварительной трениров­ки элементов и систем, улучшения качества контроля выпускае­мого СЭО и ЭСА.

В процессе серийного производства и монтажа на судне дей­ствуют две основные группы факторов, приводящих к сниже­нию надежности. К первой группе относятся грубые нарушения норм технологического процесса в виде ошибок монтажа, скры­тых дефектов в комплектующих элементах, ко второй группе - возможные непредусмотренные изменения заданных свойств, снижающие показатели надежности элементов и материалов.

Дефекты, обусловленные действием первой группы факто­ров, обнаруживаются относительно просто при полной провер­ке СЭО и ЭСА на соответствие их параметров требованиям тех­нических условий.

Возможность появления изготовленного СЭО и ЭСА с пони­женной надежностью определяется в основном дефектами, об­условленными действием в процессе производства второй груп­пы факторов. Обнаружение таких дефектов во многих случаях связано с необходимостью выработки значительной части ре­сурса (или с разрушением контролируемых элементов). Для обнаружения дефектов применяется сплошной контроль (прове­ряются все объекты), если контрольные операции не разруши­тельны, стоимость и трудоемкость их невелики, и выборочный контроль (проверяется только часть специальным образом от­бираемых объектов), если контрольные операции носят разру­шающий характер или велики затраты на их реализацию.

Достигнутый в процессе создания СЭО и ЭСА уровень на­дежности проявляется практически в процессе эксплуатации. На этапе эксплуатации решаются две группы основных задач, связанных с надежностью СЭО и ЭСА.

Первая группа задач связана с поддержанием показателей надежности СЭО и ЭСА в течение заданного времени эксплуа­тации, а вторая группа - с определением и контролем достиг­нутого уровня надежности по эксплуатационным данным.

Поддержание показателей надежности СЭО и ЭСА в про­цессе эксплуатации осуществляется путем уменьшения отрица­тельного влияния на надежность объективных (факторов (влияние внешней среды и т. п.) и субъективных (квалификация об­служивающего персонала и т. п.), которые рассматривались ра­нее.

Влияние на надежность СЭО и ЭСА объективных факторов, обусловленных действием окружающей среды и режимов ра­боты, в основном учитывается при создании СЭО и ЭСА.

Уменьшить отрицательное воздействие субъективных факто­ров на надежность СЭО и ЭСА в процессе эксплуатации можно путем повышения квалификации обслуживающего персонала и строгого соблюдения им правил технической эксплуатации, со­вершенствования организации и технических средств ТО и ре­монта.

Квалификация обслуживающего персонала сказывается на всех этапах технической эксплуатации: при ТО, ремонте и техническом использовании. Подготовка обслужи­вающего персонала имеет важное значение, электротехнический персонал должен хорошо знать СЭО и ЭСА и особенности их эксплуатации в соответствии со своими функциональными обя­занностями. С ростом автоматизации влияние квалификации на надежность СЭО и систем уменьшается.

Организация ТО и ремонта должна обеспечивать поддержание уровня надежности СЭО и ЭСА в процессе эксплуа­тации с минимальными затратами времени и средств путем оп­тимального планирования периодичности и объемов работ по ТО и ремонту, обеспечения средствами технической диагности­ки, своевременного обеспечения запасными элементами и ма­териалами и т. п. Необходимо особо отметить применение средств технической диагностики, позволяющих эффективно ре­шать вопросы, связанные с обнаружением отказа и поиском отказавших элементов.

Отраслевая информационная система по надежности.Сбор и обобщение информации о надежности СЭО и ЭСА в процес­се эксплуатации выполняются согласно действующей на мор­ском флоте отраслевой информационной системе по надежно­сти судовых технических средств и конструкций.

Цель отраслевой системы - повышение качества судовых технических средств путем

выбора наиболее надежных изделий и технических решений, отвечающих современным требованиям эксплуатации;

устранения конструктивных недостатков и причин отказов судовых технических средств, выявленных в процессе эксплуа­тации;

обеспечения эффективной связи между эксплуатирующими предприятиями флота, предприятиями-разработчиками и фир­мами-изготовителями судового оборудования для усовершенст­вования конструкций, сборки и методов контроля;

разработки мероприятий, направленных на повышение эф­фективности ТО и ремонта, на снижение трудоемкости и стои­мости.

Отраслевая система обеспечивает исходные данные для уче­та применяемости и степени унификация, оценки и обеспечения качества, оценки и прогнозирования ТС судовых технических средств, а также для контроля за расходом и нормирования за­пасных частей и совершенствования методов управления тех­нической эксплуатацией.

Функционирование системы обеспечивается без введения до­полнительных отчетных форм на основе документов судовой от­четности. Источниками первичной информации являются формуляр судовой (форма ЭД-3 - фактический со­став технических средств по каждому судну, основные парамет­ры и количество), технический отчет судна (форма ЭД-5 - ос­новные характеристики работы судна, рейсы, стоянки, данные о ТО технических средств) и рекламационный акт - донесение об отказе (форма ЭД-5.1 - отказы, повреждения, дефекты, кон­структивные недостатки технических средств).

Дополнительными источниками первичной информации мо­гут служить судовые журналы, приемные акты судов, формуля­ры, отчеты об испытаниях судовых технических средств, акты Регистра, акты дефектации, акты инвентаризации, акты об агрегатном ремонте технических средств, планы-графики ра­бот по ТО, ремонтные ведомости.

Головной организацией на морском флоте по сбору и обоб­щению информации о надежности является ЦНИИМФ, кото­рый выполняет функции координационного центра по надежно­сти, осуществляет координацию и научно-методическое руководство в отрасли работами по качеству и надежности судовых технических средств, ведет накопление и обработку эксплуата­ционной информации, выпуск обобщенных материалов, конт­роль и оценку качества технических средств.

Собирают информацию о надежности на судах в процессе их технической эксплуатации.

Администрацией судна ФС передается в ЦНИИМФ в тече­ние шести месяцев после приемки судна. В дальнейшем паро­ходство передает в ЦНИИМФ сведения из ТОС (форма ЭД-5) об изменениях характеристик судовых технических средств (СТС) для внесения их в ФС. Один экземпляр РАДО пароход­ство непосредственно направляет в ЦНИИМФ.

С дополнительными источниками информации представители ЦНИИМФ регулярно знакомятся непосредственно на судах, в пароходствах или при получении документов во временное пользование.

На основании сведений РАДО и судовых учетных докумен­тов ответственные по заведованиям на судах выявляют наименее надежные элементы, характерные отказы и повреждения, устанавливают рациональные режимы работы и ТО, обеспечи­вая оптимальный уровень надежности СТС и судна в целом; со­ставляют обоснованные заявки на запасные части и ремонтные работы.

Службы судового хозяйства на основании обобщения и ана­лиза поступившей информации выявляют изделия и техниче­ские решения, снижающие надежность СТС и судов и влияю­щие на организацию технической эксплуатации и трудоемкость ТО; разрабатывают мероприятия по улучшению организации технической эксплуатации конкретных видов СТС с учетом фак­тического уровня надежности и условий эксплуатации; разра­батывают обоснованные заявки на запасные части в масштабе пароходства с учетом их фактического расхода и уровня на­дежности СТС.

Определение показателей надежности на основе информа­ции пароходств проводится в головной организации с использо­ванием ЭВМ.

На основе анализа и обобщения результатов обработки ин­формации ЦНИИМФ разрабатывает: технические требования по повышению надежности СТС, находящихся в эксплуатации, и к показателям надежности вновь создаваемых СТС; норма­тивно-методические документы по качеству и надежности и по определению экономической эффективности повышения надеж­ности; рекомендации по совершенствованию технической экс­плуатации СТС. Кроме этого, ЦНИИМФ рассматривает норма­тивно-технические документы на СТС, ограничивает или запре­щает применение на судах изделий, отрицательно зарекомен­довавших себя в эксплуатации, предъявляет поставщикам СТС обоснованные претензии к качеству и требования по повыше­нию надежности.

Таким образом, отраслевая система сбора и обобщения ин­формации о надежности оказывает влияние на ее повышение путем своевременного получения достоверной информации о по­казателях надежности СТС, выявления наименее надежных эле­ментов и технических решений, разработки рекомендаций по по­вышению надежности и требований к показателям надежности.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику понятий: качество, надежность, живучесть, по­вреждение, отказ, дефект и неисправность.

2 По каким признакам производится классификация отказов СЭО и ЭСА?

3. Назовите параметры основных законов распределения случайных ве­личин.

4. Какие единичные и комплексные показатели используются для коли­чественной оценки надежности СЭО и ЭСА?

5. Как производится выбор номенклатуры и значений нормируемых показателей надежности?

6. Как учитывается влияние условий эксплуатации на показатели надежности СЭО и ЭСА в практических расчетах?

7. Поясните последовательность обработки эксплуатационных данных при оценке показателей надежности СЭО и ЭСА.

8. В каких случаях и почему целесообразно применять для расчета на­дежности электрических систем методы декомпозиции, табличный, логикове­роятностный и логико-статистический?

9. Какие способы резервирования элементов в электрической системе наи­более эффективны?

10.Расскажите о назначении одиночного, группового и ремонтного ком­плектов ЗИП.

11.Как обеспечивается требуемый уровень надежности СЭО и ЭСА?

12.С помощью метода гипотез получите формулы для расчета вероятности безотказной работы для цепи из последовательно (параллельно) соеди­ненных контактов.

13.Поясните особенности расчета показателей надежности программного обеспечения.

14. Какие расчетные соотношения используются для оценки показателей надежности активно отказоустойчивых ЭС?

Наши рекомендации