Основы расчета запасных частей
В процессе эксплуатации СЭО и ЭСА возникают отказы и повреждения, для устранения которых необходим комплект ЗИП.
Под комплектом ЗИП понимают запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для ТО и ремонта и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.
Запасная часть представляет собой составную часть СЭО или ЭСА, предназначенную для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности СЭО или ЭСА.
В состав запасных частей комплекта ЗИП включают запасные изделия, в качестве которых в общем случае могут быть блоки, модули, а также отдельные комплектующие изделия, замена которых может быть проведена в судовых условиях экипажем в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.
В состав принадлежностей включают специальные устройства, контрольно-измерительную аппаратуру общего и специального назначения, обеспечивающую проведения ТО СЭО и ЭСА.
В состав инструмента входит инструмент общего и специального назначения, а в состав материалов - смазки, масла, припой и другие материалы, необходимые для ТО СЭО и ЭСА.
В зависимости от назначения и особенностей использования комплект ЗИП разделяют на одиночный, групповой и ремонтный.
Одиночный комплект ЗИП служит для поддержания работоспособности СЭО :и ЭСА в течение установленного времени, равного ресурсу СЭО и ЭСА (или сроку службы), с вероятностью безотказной работы не ниже заданной при минимальных затратах времени и средств. Одиночный комплект ЗИП входит в объем поставки и стоимости изделия.
Одиночный комплект является принадлежностью судна я может подразделяться на части, размещаемые как на судне (возимая часть), так и в базе ТО пароходства (невозимая часть).
Возимая часть предназначена для восстановления работоспособности СЭО и ЭСА в период автономного плавания, т. е. вне порта приписки или береговых баз ТО. Невозимая часть предназначена для пополнения возимой части одиночного комплекта ЗИП и проведения ТО при нахождении судна в порту. В возимую часть одиночного комплекта ЗИП включаются принадлежности и инструмент, обеспечивающие замены отказавших изделий в условиях автономного плавания.
Групповой комплект ЗИП предназначен для проведения аварийного ремонта СЭО и ЭСА агрегатным методом, а также Для обеспечения СЭО и ЭСА такими элементами, которые отсутствуют в одиночном комплекте ЗИП. Групповой комплект ЗИП выбирается для группы однотипного оборудования и хранится на складах или базе.
В процессе эксплуатации по мере расходования одиночные комплекты ЗИП пополняются за счет групповых, а групповые - из соответствующих складов снабжения.
Ремонтный комплект ЗИП предназначен для проведения одного заводского ремонта объекта, он хранится на складах, в базах или на ремонтных предприятиях. Ремонтный комплект ЗИП определяют с учетом опыта эксплуатации и фактически выработанного ресурса СЭО и ЭСА. Потребность в запасных частях для заводских ремонтов определяют из условия полной замены всех однотипных частей, ресурс которых меньше ресурса данного оборудования или системы или равен ему.
Общие требования к запасным частям и нормы запасных частей для основных видов СЭО и ЭСА (электрических машин, аппаратуры, аварийного освещения, переносных измерительных приборов и др.) каждого судна определены Правилами Регистра (табл. 3.18).
Набором специальных инструментов и приспособлений, необходимых для разборки и сборки СЭО в эксплуатационных условиях, должно быть снабжено каждое судно.
Рекомендуется снабжать судно необходимыми материалами для обслуживания аккумуляторов (дистиллированной водой, кислотой, щелочью), кабелями и проводами, плавкими вставками всех размеров для предохранителей, изоляционными материалами, которые могут потребоваться при устранении неисправностей СЭО и ЭСА.
Количество запасных частей на судне должно быть не меньше требуемого Правилами Регистра. По согласованию с Регистром на судах ограниченных районов плавания количество запасных частей (возимая часть) может быть уменьшено. Номенклатура и количество запасных частей для СЭО и ЭСА, не указанного в Правилах Регистра, являются предметом специального рассмотрения.
Для дублированных электроприводов вспомогательных судовых механизмов, используемых по прямому назначению, с достаточной мощностью или производительностью каждого привода запасные части не обязательны. Не обязательны запасные части и для генераторов судовой электростанции, если установлены генераторы соответствующей мощности в количестве, превышающем требования Правил Регистра.
В общем случае комплект ЗИП формируется в два этапа: сначала определяют номенклатуру запасных частей, а затем рассчитывают количество запасных частей принятой номенклатуры.
Таблица 3.18.
Нормы запасных частей для некоторых видов СЭО на судне
Устройства | Запасные части | Количество запасных частей | Примечания |
Вращающиеся генераторы и возбудители | Щетки Щеткодержатели Подшипники | 1* 1* | На 3 генератора и возбудителя одного типа |
Электродвигатели | Щетки Щеткодержатели | 1* 1* | На 6 двигателей одного типа |
Аппаратура пусковая, управления и контакторы | Контакты, подвергающиеся износу Пружины Катушки напряжения Сопротивления | 1* 10 %, но не менее 1 | Каждого типа на 6 одинаковых устройств |
Аварийное освещение | Лампы накаливания | 1* | Если напряжение питания освещения отличается от напряжения судовой сети |
Переносные измерительные приборы | Приборы для измерения сопротивления изоляции Амперметр Омметр Вольтметр | Рекомендуется универсальный многопредельный прибор | |
*Комплект |
Правильный выбор номенклатуры и количества запасных частей имеет важное значение для обеспечения высокой надежности СЭО и ЭСА. Вместе с тем это достаточно сложная задача, так как требования к комплекту ЗИП противоречивы: для обеспечения высокой надежности СЭО и ЭСА нужно увеличивать количество запасных частей, а с экономической точки зрения количество запасных частей должно быть минимальным, чтобы уменьшить стоимость изготовления, хранения и ТО запасных частей.
Под отказом комплекта ЗИП понимается отсутствие в комплекте ЗИП запасной части, которая могла бы заменить какой-либо отказавший в процессе эксплуатации элемент СЭО и ЭСА.
Отказ СЭО и ЭСА является случайным событием, и нельзя точно предсказать какой элемент и когда откажет, поэтому выбирается такая номенклатура и количество запасных частей, которые обеспечат заданную вероятность безотказной работы СЭО и ЭСА при минимальной стоимости комплекта ЗИП.
Выбор номенклатуры запасных частей.Номенклатура запасных частей одиночного комплекта ЗИП и его составных частей при разделении на возимую и невозимую части, позволяющая исключить возможность отказа комплекта ЗИП, определяется инженерным анализом с учетом опыта эксплуатации аналогичных систем в судовых условиях (данные по отказам элементов, по расходованию запасных частей, вероятности отказа элементов и систем в целом, ремонтопригодности и технологичности замены, принятой системы ТО и снабжения запасными частями и др.).
При правильном выборе номенклатуры запасных частей значительно повышается ремонтопригодность СЭО и ЭСА - уменьшаются простои электрических систем за счет уменьшения среднего времени восстановления и снижаются затраты на ТО.
При составлении номенклатуры запасных частей выделяются изделия промышленного изготовления, изделия, подлежащие изготовлению на СРЗ; изделия зарубежного производства. В основу при определении номенклатуры запасных частей ЭСА положены следующие принципы:
для сравнительно сложных, дорогостоящих ЭСА в состав комплектов должны включаться узлы и детали;
для ЭСА, менее дорогих и сложных, в состав комплектов должны включаться изделия в сборе, узлы и детали;
для наиболее простых, недорогостоящих и для перемонтируемых ЭСА в состав комплектов должны включаться изделия в сборе.
В номенклатуру для расчета ЗИП не включаются предохранителя, сигнальные лампы и т. п. изделия. Количество запасных изделий указанного вида определяется, исходя из общего количества этих изделий в системах управления и опыта эксплуатации систем-аналогов.
Номенклатура комплекта ЗИП может уточняться по результатам расчета количества запасных частей; если расчетная вероятность безотказной работы каких-либо элементов электрических систем достаточно высокая, то включать эти элементы в номенклатуру комплекта ЗИП нецелесообразно.
Опыт эксплуатации показывает, что, например, в одиночный комплект ЗИП для ЭСА должно входить примерно 80 % номенклатуры всех деталей, электрорадиоэлементов и монтажных изделий аппаратуры ЭСА.
Расчет количества запасных частей.При принятой номенклатуре запасных частей расчет их количества производится, исходя из обеспечения поддержания работоспособного состояния СЭО и ЭСА в течение установленного времени с вероятностью обеспеченности не ниже требуемой. В результате расчета оптимального количества запасных частей определяются эти же данные при минимальных затратах (объеме, массе или стоимости) на комплект ЗИПl или при заданных ограничениях по затратам (объеме, массе или стоимости) на комплект ЗИПопределяется максимальная вероятность обеспеченности.
Работоспособность СЭО и ЭСА многократного действия является функцией количества запасных частей, поэтому представляет практический интерес количественная зависимость вероятности Pz(t) того, что система выполнит заданные функции за время t при наличии z запасных частей. Эта зависимость позволяет установить влияние количества запасных частей на надежность, а также определить необходимое число запасных элементов, обеспечивающих с вероятностью Pz(t) безотказную работу СЭО и ЭСА.
Пусть рассматриваемая электрическая система содержит Ni элементов i-го типа (i = l, 2, ..., т), соединенных с точки зрения надежности последовательно. При допущении справедливости экспоненциального закона распределения для внезапных отказов при включенном (рабочий режим) и выключенном (режим ожидания) состояниях элементов СЭО и ЭСА среднее ожидаемое количество отказов в течение заданного расчетного времени ti = tрi + tожi будет равно
ni = (λрitрi + λожitожi)Ni,
где λрi; λожi — интенсивность отказов элементов i-гo типа соответственно в рабочем режиме и режиме ожидания (хранения); tрi; tожi - время работы элемента i-гo типа и время ожидания соответственно.
Если вместо отказавшего в электрической системе элемента каждый раз будет устанавливаться новый элемент из комплекта ЗИП (отказавший элемент не восстанавливается), то число израсходованных частей zi - за время t будет равно числу отказов ni, возникших за это же время. При простейшем потоке отказа вероятность Pzi (t) того, что за время t при интенсивности отказов λi, наступит ровно niотказов (потребуется ровно zi запасных частей) определяется законом Пуассона
Pzi(t) = (λit)zizi!exp(-λit), (3.122)
где zi = 0, 1, 2,... - количество запасных частей i-гo типа.
В случае, когда в комплекте ЗИП нет ни одной запасной части zi = 0, формула (3.122) соответствует вероятности безотказной работы системы из элементов i-го типа, описываемой экспоненциальным законом
Pzi=0(t) = (λit)0/0! ехр (—λit) = ехр (- λit).
Вероятность того, что система из элементов i-гo типа за время эксплуатации t выполнит свои функции, т. е. вероятность того, что запасных частей i-гo типа будет достаточно, определится как сумма Pzi(t) в виде
Pi(t) =
Функция Pi (zi, ni) для определения необходимого количества запасных частей zi данного типа в зависимости от величин ni и Pi представляется в виде номограммы (рис.3.43).
Из номограммы видно, что при количестве запасных частей zi, равном ожидаемому количеству отказов ni вероятность того, что электрическая система не будет простаивать из-за отсутствия запасных частей при пi ≥ 1, будет незначительно превышать 0,50, что является явно недостаточным. Это объясняется тем, что фактическое число отказов данных частей за расчетное время примерно с равной вероятностью может быть как меньше, так и больше среднего ожидаемого количества отказов ni.
Вероятность достаточности запасных частей i-го типа в комплекте ЗИП рассчитывают, исходя из заданной величины вероятности Рз того, что общего количества запасных частей всех типов в комплекте ЗИП будет достаточно для поддержания работоспособности электрической системы. Для особо ответственных устройств принимается Рз = 0,99. . .0,95, для менее ответственных Рз = 0,95.. .0,90. Например, для возимой части комплекта ЗИП аппаратуры средств электроавтоматизации принимается Рз = 0,95.
Вероятность достаточности запасных элементов для электрической системы, состоящей из т групп элементов, которые входят в номенклатуру комплекта ЗИП, определяется по формуле умножения вероятностей
Рз = (3.123)
На основе (3.123) требуемые вероятности Рi каждой группы элементов в первом приближении могут быть определены в предположении их равенства между собой Рi =
При Р>0,9 в практических расчетах Рi принимается приближенная формула
Рис.3.43. Номограмма для определения количества запасных частей
По рассчитанным значениям Pi и niпо номограмме рис.3.43 определяют необходимое количество запасных частей zi для элементов каждого типа и общее необходимое количество запасных частей для рассматриваемой электрической системы.
За величину zi принимают целое число по ближайшей кривой номограммы, проходящей выше или ниже точки с расчетными координатами Рi и ni. Принятому фактическому значению ziф на номограмме соответствуют фактические значения Рiф для каждой группы элементов, по величине которых рассчитывают фактическое значение вероятности
Рф =
Требуемая величина вероятности обеспечения электрической системы запасными частями может быть достигнута при различных сочетаниях количества запасных частей для т групп элементов входящих в систему.
Оптимальное количество запасных частей может быть определено, если ввести дополнительный целевой критерий W(z) - параметр затрат запасных частей. В качестве такого целевого критерия могут рассматриваться масса, объем, стоимость запасных частей.
Тогда задача определения оптимального состава запасных частей
zоп = (zоп1, zоп2, ..., zoпm)
может решаться путем обеспечения.
минимума параметра затрат при Р(zоп) ≥ Рз или максимум вероятности обеспечения запасными частями при
С (zоп) ≤ Сдоп,
где Сдоп - допустимое значение критерия C(z) - параметра затрат.
Расчет оптимального состава запасных частей сводится к многошаговому процессу отыскания на каждом k-м шаге вычислений такого типа запасных частей, введение которого в состав ЗИП дает наибольшее относительное увеличение
mах δi(k)(zi(k)), i = 1, 2, ..., m
вероятности достаточности запасных частей на единицу параметра затрат.
Градиент δi(k)(zik) рассчитывают по формуле
где Ci - параметр затрат запасных частей i-го типа.
Вероятность достаточности запасных частей
Pi(zi(k)) = exp .
Вычисления повторяются до выполнения условия
P(z(k)) =
или
при котором достигается соответственно максимум Р или минимум С.
Для электрооборудования ЭС с большой номенклатурой запасных частей расчеты количества запасных частей проводятся в табличной форме или с использованием ЭВМ.
В заключение следует отметить, что в процессе эксплуатации ЭСА обычно заменяют из комплекта ЗИП блок, кассету или прибор, в которых произошел отказ. Для ускорения этой операции возимая часть одиночного комплекта ЗИП, как правило, размещается в металлических ящиках переносной конструкции в водозащищенном исполнении с описью комплекта, размещаемого вблизи аппаратуры ЭСА. В системах управления возимая часть одиночного комплекта ЗИП в виде отдельных кассет может размещаться в стойках вместе с рабочими кассетами системы.
Пример. Электрическую систему, содержащую следующие однотипные элементы: резисторы N1 = 150 шт., конденсаторы N2 = 100 шт. и полупроводниковые триоды N3 = 30 шт. предполагается эксплуатировать в течение t = 35 · 103 ч. Интенсивность отказов элементов в результате сильной вибрации и тяжелых климатических условий одинаковы для режимов работы и ожидания системы и составляют соответственно λ1 = 10 · 10-6 1/ч; λ2 = 12 · 10-6 1/ч; λ3 = 50 · 10-6 1/ч.
Определить необходимое число запасных частей отдельно для каждой группы элементов, если требуется обеспечить вероятность безотказной работы системы = 0,95.
Среднее ожидаемое количество отказов для каждой группы элементов
n1 = λ1t N1 = 10 · 10-б · 35 · 103 · 150 = 53;
n2= λ2t N2 = 12 · 10-б · 35 · 103 · 100 = 42;
n3= λ3t N3 = 50 · 10-б · 35 · 103 · 30 = 53.
Вероятность, что система не будет отказывать из-за отсутствия запасных частей одной группы элементов,
Р1 = Р2 = Р3 ≈ 1 — (1— )/т = 1 — (1—0,95) /3 = 0,983.
Согласно номограмме (рис. 43) количество запасных частей для каждой группы элементов принимается
z1ф = 70 для n1 = 53 и Р1 = 0,983;
z2ф = 60 для n2 = 42 и Р2 = 0,983;
z3ф = 70 для n3 = 53 и Р3 = 0,983.
Согласно этой же номограмме, принятому фактическому значению запасных частей ziф соответствуют следующие фактические значения вероятностей:
P1ф = 0,985; Р2ф = 0,990; Р3ф= 0,985.
Фактическое значение вероятности того, что система не будет простаивать из-за отсутствия запасных частей любого из указанных типов элементов,
Рф = р1фр2фр3ф = 0,985 · 0,990 · 0,985 = 0,961> = 0,95.
Пути повышения надежности
Повышение надежности при проектировании, производстве и эксплуатации.Требуемый уровень надежности СЭО и ЭСА закладывается на этапе проектирования, обеспечивается в процессе производства и поддерживается в процессе эксплуатации.
При проектировании повышение надежности СЭО и ЭСА достигается схемными методами (выбор более простых схем с меньшим количеством элементов и с широкими допусками на параметры и внешние воздействия, применение резервирования и т. п.) и конструктивными методами (применение высоконадежных элементов и оптимизация режимов их работы, обеспечение ремонтопригодности, создание оптимальных условий для обслуживающего персонала и т. п.).
При проектировании имеется некоторая неопределенность относительно реальных внешних условий и режимов, действующих в процессе эксплуатации, вследствие чего спроектированные СЭО и ЭСА могут иметь недостатки, снижающие надежность. Поэтому до внедрения их в серийное производство производится доработка спроектированного и созданного объекта с целью достижения требуемого уровня надежности.
Процесс производства связывает этапы проектирования и эксплуатации СЭО и ЭСА и обеспечивает изготовление поступающих в эксплуатацию СЭО и ЭСА с уровнем надежности, заложенным при проектировании и достигнутым при доработке.
Повышение надежности СЭО и ЭСА в процессе производства достигается за счет совершенствования технологии и внедрения автоматизации производства, предварительной тренировки элементов и систем, улучшения качества контроля выпускаемого СЭО и ЭСА.
В процессе серийного производства и монтажа на судне действуют две основные группы факторов, приводящих к снижению надежности. К первой группе относятся грубые нарушения норм технологического процесса в виде ошибок монтажа, скрытых дефектов в комплектующих элементах, ко второй группе - возможные непредусмотренные изменения заданных свойств, снижающие показатели надежности элементов и материалов.
Дефекты, обусловленные действием первой группы факторов, обнаруживаются относительно просто при полной проверке СЭО и ЭСА на соответствие их параметров требованиям технических условий.
Возможность появления изготовленного СЭО и ЭСА с пониженной надежностью определяется в основном дефектами, обусловленными действием в процессе производства второй группы факторов. Обнаружение таких дефектов во многих случаях связано с необходимостью выработки значительной части ресурса (или с разрушением контролируемых элементов). Для обнаружения дефектов применяется сплошной контроль (проверяются все объекты), если контрольные операции не разрушительны, стоимость и трудоемкость их невелики, и выборочный контроль (проверяется только часть специальным образом отбираемых объектов), если контрольные операции носят разрушающий характер или велики затраты на их реализацию.
Достигнутый в процессе создания СЭО и ЭСА уровень надежности проявляется практически в процессе эксплуатации. На этапе эксплуатации решаются две группы основных задач, связанных с надежностью СЭО и ЭСА.
Первая группа задач связана с поддержанием показателей надежности СЭО и ЭСА в течение заданного времени эксплуатации, а вторая группа - с определением и контролем достигнутого уровня надежности по эксплуатационным данным.
Поддержание показателей надежности СЭО и ЭСА в процессе эксплуатации осуществляется путем уменьшения отрицательного влияния на надежность объективных (факторов (влияние внешней среды и т. п.) и субъективных (квалификация обслуживающего персонала и т. п.), которые рассматривались ранее.
Влияние на надежность СЭО и ЭСА объективных факторов, обусловленных действием окружающей среды и режимов работы, в основном учитывается при создании СЭО и ЭСА.
Уменьшить отрицательное воздействие субъективных факторов на надежность СЭО и ЭСА в процессе эксплуатации можно путем повышения квалификации обслуживающего персонала и строгого соблюдения им правил технической эксплуатации, совершенствования организации и технических средств ТО и ремонта.
Квалификация обслуживающего персонала сказывается на всех этапах технической эксплуатации: при ТО, ремонте и техническом использовании. Подготовка обслуживающего персонала имеет важное значение, электротехнический персонал должен хорошо знать СЭО и ЭСА и особенности их эксплуатации в соответствии со своими функциональными обязанностями. С ростом автоматизации влияние квалификации на надежность СЭО и систем уменьшается.
Организация ТО и ремонта должна обеспечивать поддержание уровня надежности СЭО и ЭСА в процессе эксплуатации с минимальными затратами времени и средств путем оптимального планирования периодичности и объемов работ по ТО и ремонту, обеспечения средствами технической диагностики, своевременного обеспечения запасными элементами и материалами и т. п. Необходимо особо отметить применение средств технической диагностики, позволяющих эффективно решать вопросы, связанные с обнаружением отказа и поиском отказавших элементов.
Отраслевая информационная система по надежности.Сбор и обобщение информации о надежности СЭО и ЭСА в процессе эксплуатации выполняются согласно действующей на морском флоте отраслевой информационной системе по надежности судовых технических средств и конструкций.
Цель отраслевой системы - повышение качества судовых технических средств путем
выбора наиболее надежных изделий и технических решений, отвечающих современным требованиям эксплуатации;
устранения конструктивных недостатков и причин отказов судовых технических средств, выявленных в процессе эксплуатации;
обеспечения эффективной связи между эксплуатирующими предприятиями флота, предприятиями-разработчиками и фирмами-изготовителями судового оборудования для усовершенствования конструкций, сборки и методов контроля;
разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности ТО и ремонта, на снижение трудоемкости и стоимости.
Отраслевая система обеспечивает исходные данные для учета применяемости и степени унификация, оценки и обеспечения качества, оценки и прогнозирования ТС судовых технических средств, а также для контроля за расходом и нормирования запасных частей и совершенствования методов управления технической эксплуатацией.
Функционирование системы обеспечивается без введения дополнительных отчетных форм на основе документов судовой отчетности. Источниками первичной информации являются формуляр судовой (форма ЭД-3 - фактический состав технических средств по каждому судну, основные параметры и количество), технический отчет судна (форма ЭД-5 - основные характеристики работы судна, рейсы, стоянки, данные о ТО технических средств) и рекламационный акт - донесение об отказе (форма ЭД-5.1 - отказы, повреждения, дефекты, конструктивные недостатки технических средств).
Дополнительными источниками первичной информации могут служить судовые журналы, приемные акты судов, формуляры, отчеты об испытаниях судовых технических средств, акты Регистра, акты дефектации, акты инвентаризации, акты об агрегатном ремонте технических средств, планы-графики работ по ТО, ремонтные ведомости.
Головной организацией на морском флоте по сбору и обобщению информации о надежности является ЦНИИМФ, который выполняет функции координационного центра по надежности, осуществляет координацию и научно-методическое руководство в отрасли работами по качеству и надежности судовых технических средств, ведет накопление и обработку эксплуатационной информации, выпуск обобщенных материалов, контроль и оценку качества технических средств.
Собирают информацию о надежности на судах в процессе их технической эксплуатации.
Администрацией судна ФС передается в ЦНИИМФ в течение шести месяцев после приемки судна. В дальнейшем пароходство передает в ЦНИИМФ сведения из ТОС (форма ЭД-5) об изменениях характеристик судовых технических средств (СТС) для внесения их в ФС. Один экземпляр РАДО пароходство непосредственно направляет в ЦНИИМФ.
С дополнительными источниками информации представители ЦНИИМФ регулярно знакомятся непосредственно на судах, в пароходствах или при получении документов во временное пользование.
На основании сведений РАДО и судовых учетных документов ответственные по заведованиям на судах выявляют наименее надежные элементы, характерные отказы и повреждения, устанавливают рациональные режимы работы и ТО, обеспечивая оптимальный уровень надежности СТС и судна в целом; составляют обоснованные заявки на запасные части и ремонтные работы.
Службы судового хозяйства на основании обобщения и анализа поступившей информации выявляют изделия и технические решения, снижающие надежность СТС и судов и влияющие на организацию технической эксплуатации и трудоемкость ТО; разрабатывают мероприятия по улучшению организации технической эксплуатации конкретных видов СТС с учетом фактического уровня надежности и условий эксплуатации; разрабатывают обоснованные заявки на запасные части в масштабе пароходства с учетом их фактического расхода и уровня надежности СТС.
Определение показателей надежности на основе информации пароходств проводится в головной организации с использованием ЭВМ.
На основе анализа и обобщения результатов обработки информации ЦНИИМФ разрабатывает: технические требования по повышению надежности СТС, находящихся в эксплуатации, и к показателям надежности вновь создаваемых СТС; нормативно-методические документы по качеству и надежности и по определению экономической эффективности повышения надежности; рекомендации по совершенствованию технической эксплуатации СТС. Кроме этого, ЦНИИМФ рассматривает нормативно-технические документы на СТС, ограничивает или запрещает применение на судах изделий, отрицательно зарекомендовавших себя в эксплуатации, предъявляет поставщикам СТС обоснованные претензии к качеству и требования по повышению надежности.
Таким образом, отраслевая система сбора и обобщения информации о надежности оказывает влияние на ее повышение путем своевременного получения достоверной информации о показателях надежности СТС, выявления наименее надежных элементов и технических решений, разработки рекомендаций по повышению надежности и требований к показателям надежности.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику понятий: качество, надежность, живучесть, повреждение, отказ, дефект и неисправность.
2 По каким признакам производится классификация отказов СЭО и ЭСА?
3. Назовите параметры основных законов распределения случайных величин.
4. Какие единичные и комплексные показатели используются для количественной оценки надежности СЭО и ЭСА?
5. Как производится выбор номенклатуры и значений нормируемых показателей надежности?
6. Как учитывается влияние условий эксплуатации на показатели надежности СЭО и ЭСА в практических расчетах?
7. Поясните последовательность обработки эксплуатационных данных при оценке показателей надежности СЭО и ЭСА.
8. В каких случаях и почему целесообразно применять для расчета надежности электрических систем методы декомпозиции, табличный, логиковероятностный и логико-статистический?
9. Какие способы резервирования элементов в электрической системе наиболее эффективны?
10.Расскажите о назначении одиночного, группового и ремонтного комплектов ЗИП.
11.Как обеспечивается требуемый уровень надежности СЭО и ЭСА?
12.С помощью метода гипотез получите формулы для расчета вероятности безотказной работы для цепи из последовательно (параллельно) соединенных контактов.
13.Поясните особенности расчета показателей надежности программного обеспечения.
14. Какие расчетные соотношения используются для оценки показателей надежности активно отказоустойчивых ЭС?