Повреждение выключателей и разъединителей

19.1Если при производстве оперативных переключений на линиях электропередачи, трансформаторах, связывающих сети различных напряжений, или на блоках откажут в отключении или включении одна или две фазы выключателя, действия оперативно-диспетчерского персонала (электростанций, подстанций, диспетчера) изложены в соответствующих разделах настоящей инструкции.

19.2В случае зависания контактов воздушного выключателя, обнаруживаемого по дыму, выходящему из выхлопных патрубков, потрескиванию и другим признакам, подача сжатого воздуха в камеру, фарфор которой обожжен длительно горящей на контактах дугой, приводит к разрушению камеры и короткому замыканию.

То же может произойти и при отключении выключателя с поврежденным фарфором. Производить операции таким воздушным выключателем не разрешается. Оперативный персонал должен уменьшить или снять с выключателя нагрузку (отключением или разгрузкой отдельных элементов схемы, шунтированием обходным выключателем и т.д.) с тем, чтобы ослабить или погасить дугу.

После разгрузки выключателя нужно собрать схему, дающую возможность отключить дефектный выключатель шиносоединительным, обходным или секционным выключателем, а если возможно - разъединителем с дистанционным приводом в соответствии с ПТЭ и настоящей инструкцией.

19.3Оперативное управление находящимся в работе воздушным выключателем должно, как правило, производиться дистанционно. Отключение неповрежденного воздушного выключателя кнопкой ручного управления разрешается только для предотвращения аварий и несчастных случаев.

При отказе в дистанционном включении воздушного выключателя во всех случаях запрещается включение его кнопкой местного управления в агрегатном шкафу.

Производить операции масляным выключателем, из которого ушло масло или уровень масла в котором понизился до недопустимого предела, не разрешается. С выключателя в этом случае снимается оперативный ток. Дальнейшие действия по исключению этого выключателя из схемы производятся в соответствии с настоящей инструкцией.

19.4При отказе разъединителя в отключении, например, из-за заедания механического привода, обледенения и прочих причин, не следует прилагать ударное усилие, а рекомендуется попытаться короткими движениями привода в разные стороны преодолеть возникшее ненормальное механическое заедание, наблюдая при этом за опорными изоляторами, а также за отдельными частями привода (тягами и рычагами), чтобы по их деформациям и перемещениям определить место повышенного сопротивления.

Если сопротивление, мешающее отключению, сосредоточено в контактных устройствах ножа, не следует форсировать отключение, так как возможна поломка опорного изолятора.

Если во время операций с разъединителями обнаружится дефект изолятора, необходимо прекратить дальнейшие операции, разъединитель исключить из схемы и вывести его в аварийный ремонт.

19.5При обнаружении нагрева разъединителя необходимо принять срочные меры для его разгрузки путем проведения режимных мероприятий или отключения выключателя, если при этом не обесточиваются потребители и позволяет схема энергосистемы, так как нагрев разъединителей в месте контакта ножа с неподвижной частью обычно быстро прогрессирует и может перейти в КЗ.

19.6В случае предыдущего пункта, когда отключение присоединения приводит к снижению нагрузки электростанции, недопустимому перегрузу других линий электропередачи или оборудования, можно оставить разъединитель в работе, установив за ним более частое (через каждые полчаса) или непрерывное наблюдение. При резком возрастании нагрева разъединителя необходимо отключить выключателем это присоединение.

19.7При наличии на присоединении двух шинных разъединителей в случае, если указанный метод (п.19.5) недопустим, необходимо включить отключенный разъединитель на другую систему шин с предварительным включением шиносоединительного выключателя (при раздельной работе шин) и снятием с его действия защит и оперативного тока.

В дальнейшем производится перевод всех присоединений, кроме дефектного, на эту систему шин и вывод в ремонт присоединения с поврежденным разъединителем.

19.8При неисправности в системе обеспечения сжатым воздухом воздушных выключателей оперативно-диспетчерский персонал обязан:

19.8.1Вывести действие всех видов АПВ на включение выключателей, к которым прекратилась подача сжатого воздуха;

19.8.2Сообщить вышестоящему диспетчеру о неисправности в сети сжатого воздуха и необходимости проверки включенного состояния всех резервных защит на противоположных концах линий электропередачи, подключенных к распределительному устройству с неисправной системой воздухоснабжения, а также на противоположных концах линий электропередачи другого класса напряжения, связанных с данным распределительным устройством через автотрансформаторы. При наличии отключенных резервных защит линий принять меры по их немедленному вводу в работу;

19.8.3Проверить включенное состояние УРОВ в РУ с неисправной системой воздухоснабжения;

19.8.4На прилегающих к данной подстанции электростанциях проверить также включенное состояние резервных защит на блочном оборудовании;

19.8.5Без крайней необходимости не производить операции с воздушными выключателями в распредустройстве с неисправной системой воздухоснабжения;

19.8.6Иметь в виду, что при к.з. на оборудовании или линии электропередачи с неисправной системой обеспечения сжатым воздухом воздушных выключателей, возможно полное погашение распределительного устройства дальним резервированием защит. Кроме того возможно полное погашение подстанций, питающихся ответвлениями от линий электропередачи, подключенных к распределительному устройству с неисправной системой воздухоснабжения.

19.9При потере воздуха на одном из выключателей вывести его из работы. Вывод из работы одного выключателя 110-330 кВ, потерявшего воздух, производить:

19.9.1На подстанциях с обходными выключателями присоединение с дефектным выключателем включить разъединителем на опробованную напряжением и обесточенную обходную систему шин, затем, после подготовки уставок релейной защиты, включить обходной выключатель, снять с цепей управления и защит обходного выключателя оперативный ток и с нарушением оперативной блокировки разъединителей отключить линейный и шинный разъединители дефектного выключателя.

19.9.2Операции необходимо производить строго по бланкам переключений. В случаях, когда обходной выключатель по каким-либо причинам использовать невозможно (в ремонте, поврежден и т.п.) все неповрежденные присое­динения переключить шинными разъединителями на другую систему шин, а присоединение с дефектным выключателем отключить шиносоединительным выключателем, после чего с нарушением оперативной блокировки разъединителей отключить линейный и шинный разъединители дефектного выключателя.

19.9.3В случаях, когда шиносоединительный (обходной) выключатель от­сутствует, а питание потребителей может переводиться на другие источники, соответствующий диспетчер имеет право, переведя потребителей на другой источник питания, обесточить систему шин и с нарушением оперативной блокировки разъединителей отключить линейный и шинный разъединители дефектного выключателя, если такие действия не приводят к недопустимому ограничению мощности электростанций или снижению напряжения. При невозможности выполнения этих условий допускается погашение систем шин.

19.9.4В схемах с двумя системами шин и двумя выключателями на присоеди­нение, в полуторных схемах, в схемах треугольника, четырехугольника вывод из работы выключателя, потерявшего воздух, производить разборкой схемы разъединителями с дистанционным управлением (при наличии не менее одной замкнутой параллельной цепи) без снятия оперативного тока с выключателей.

При разборке схемы разъединителями без дистанционного управления или при отсутствии параллельной цепи в полуторных схемах, в схемах с двумя выключателями на присоединение, вывод из работы выключателя, потерявшего воздух, производить с полным снятием напряжения с прилегающей системы шин, а для схем треугольника и четырехугольника - с полным снятием напряжения с прилегающих систем шин (сборок).

При отсутствии параллельной цепи вывод из работы среднего выключателя (В-12) в полуторной схеме производить с отключением обоих присоединений (ВЛ, АТ, блока) этой ячейки.

19.10Порядок и условия выполнения операций с разъединителями для раз­личных электроустановок должны быть регламентированы местными инструкциями.

19.11Закрывать вентили подачи воздуха к дефектному выключателю, нахо­дящемуся во включенном положении следует до снятия, а в отключенном - после снятия с него напряжения.

19.12При неисправностях в системе обеспечения воздухом воздушных вы­ключателей, приведших к прекращению подачи воздуха в ресиверы воздушных выключателей, для каждого конкретного типа выключателей должно быть определено время, в течение которого за счет естественной утечки воздуха из ресиверов выключателя (продувка. утечка через негерметичность обратных клапанов и т.д.) давление воздуха в ресиверах выключателя снизится ниже допустимого для отключения выключателя.

За это время оперативно-диспетчерский персонал должен успеть предпринять те же дей­ствия, что и при полной потере оперативного тока.

19.13Для каждой конкретной подстанции с учетом схемы прилегающей сети должны быть разработаны программы действий оперативно-диспетчерского персонала всех уровней с целью недопущения погашения значительного количества потребителей при прекращении подачи воздуха в ресиверы выключателей.

Наши рекомендации