Выполнение вычислений и построение диаграмм на основе итоговых данных
На основе таблицы с итоговыми данными можно выполнить дополнительные вычисления.
Скопируйте рабочий лист Итоги на лист Вычисления.
Определите эффективность работы каждого продавца, его вклад в общий объем продаж.
Для этого в итоговую таблицу на листе Вычисления добавьте заголовок нового столбца Н – Доля, % и введите формулу для расчета процентной доли каждого продавца в общем объеме продаж.
Отформатируйте таблицу с итогами уровней 1 и 2 рамками и заливкой.
Откройте все уровни структуры щелчком по номеру уровня 3 и скопируйте формулу во все ячейки столбца Доля, % используя маркер автозаполнения.
Проверьте правильность расчетов, используя функцию Автовычисления. Для этого выполните следующие действия:
- выделите необходимый диапазон ячеек таблицы:
- щелкните правой кнопкой мыши по полю для автовычислений в Строке состояния Excel;
- выберите из меню функцию Сумма;
- просмотрите результат в строке состояния в поле для автовычислений и сравните их с данными в таблице.
На основе таблицы с итоговыми данными можно построить диаграмму, использующую только видимые элементы структуры.
Скройте в таблице все детальные данные, щелкнув по номеру уровня 2, и постройте объемную столбчатую диаграмму на основе данных столбцов В и Н.
Диаграмма может обновляться, скрывать или показывать данные в соответствии с тем, скрываются или показываются с помощью символов структуры отдельные детали таблицы.
Откройте в таблице одну из групп детальных данных и обратите внимание на изменение диаграммы.
Проанализируйте результат и сохраните работу.
Предъявите преподавателю результаты работы:
- таблицы подстановки;
- таблицы и диаграммы с результатами подведения общих и промежуточных итогов.
Контрольные вопросы к лабораторной работе № 6.
1. Какие средства Excel позволяют производить анализ и обработку данных электронной таблицы?
2. Какие средства Excel позволяют осуществить автоматическое подведение итогов в электронной таблице?
3. Каково назначение структуры электронной таблицы? Как работать со структурой?
4. Для решения каких задач можно использовать таблицы подстановки?
Работа с СУБД Access
Лабораторная работа №1. Знакомство с СУБД Access
Цель работы: освоение приемов работы в процессе создания базы данных в MS Access (анализ предметной области, анализ данных, построение модели данных, создание структуры и заполнение таблиц БД).
Основные понятия баз данных
Основой многих информационных систем (прежде всего, информационно-справочных систем) являются базы данных.
База данных - совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ, постоянного обновления и использовании.
В большинстве случаев базу данных можно рассматривать как информационную модель некоторой реальной системы, например книжного фонда библиотеки, кадрового состава предприятия, учебного процесса в школе и так далее. Такую систему называют предметной областью базы данных и информационной системы, в которую она входит.
Классификация по способу хранения данных делит БД на централизованные и распределенные.
Вся информация и централизованной БД хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи-клиенты. Распределенные БД используются в локальных и глобальных компьютерных сетях. В последнем случае разные части базы данных хранятся на разных компьютерах.
Известны три разновидности структуры данных: иерархическая, сетевая и табличная. Соответственно по признаку структуры базы данных делятся на иерархические БД, сетевые БД и реляционные (табличные) БД.
Слово "реляционная" происходит от английского relation — отношение. Отношение — математическое понятие, но в терминологии моделей данных отношения удобно изображать в виде таблицы.
В последнее время наиболее распространенным типом баз данных стали реляционные БД. Известно, что любую структуру данных можно свести к табличной форме.
Структурированное представление данных называется моделью данных. Основной информационной единицей реляционной БД является таблица. Реляционные БД используют табличную модель данных. База данных может состоять из одной таблицы — однотабличная БД, или из множества взаимосвязанных таблиц — многотабличная БД.
Структурными составляющими таблицы являются записи и поля.
Поле 1 | Поле 2 | Поле 3 | |
Запись 1 | |||
Запись 2 | |||
Запись 3 |
Каждая запись содержит информацию об отдельном объекте системы: одной книге в библиотеке, одном сотруднике предприятия и т. п. А каждое поле — это определенная характеристика (свойство, атрибут) объектов: название книги, автор книги, фамилия сотрудника, год рождения и т. п. Поля таблицы должны иметь несовпадающие имена.
При этом строки таблицы соответствуют кортежам отношения, а столбцы — атрибутам. Ключом называют любую функцию от атрибутов кортежа, которая может быть использована для идентификации кортежа. Такая функция может быть значением одного из атрибутов (простой ключ), задаваться алгебраическим выражением, включающим значения нескольких атрибутов (составной ключ). Это означает, что данные в строках каждого из столбцов составного ключа могут повторяться, но комбинация данных каждой строки этих столбцов является уникальной.
Для каждой таблицы реляционной БД должен быть определен главный ключ — имя поля или нескольких полей, совокупность значений которых однозначно определяют запись. Иначе говоря, значение главного ключа не должно повторяться в разных записях.
Для строчного представления структуры таблицы применяется следующая форма:
Имя_таблицы (ИМЯ_ПОЛЯ_1, ИМЯ_П0ЛЯ_2, ....)
Подчеркиваются имена полей, составляющие главный ключ.
Каждое поле таблицы имеет определенный тип.
Тип — это множество значений, которые поле может принимать, и множество операций, которые можно выполнять над этими значениями. Существуют четыре основных типа для полей БД: символьный, числовой, логический и дата.
Программное обеспечение, предназначенное для работы с балами данных, называется системой управления базами данных — СУБД.
Наибольшее распространение на персональных компьютерах получили реляционные БД, использующие табличное представление данных.
Основные действия, которые пользователь может выполнять с помощью СУБД:
• создание структуры БД;
• заполнение БД информацией;
• изменение (редактирование) структуры и содержания БД;
• поиск информации в БД;
• сортировка данных;
• защита БД;
• проверка целостности БД.
Вывод
База данных — организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения но внешней памяти ЭВМ, регулярного обновления и использования.
База данных представляет собой информационную модель определенной предметной области.
Классификация баз данных возможна по характеру информации: фактографические и документальные БД; по структуре данных: иерархические, сетевые, реляционные БД; по способу хранения данных: централизованные и распределенные БД.
Реляционные БД (РБД) — наиболее распространенный тип БД, использующий табличное представление данных.
Реляционная база данных — база данных, основанная на реляционной модели.
Основные понятия организации данных в РБД: таблица, запись, поле, тип поля, главный ключ таблицы.
СУБД (система управления базами данных) - программное обеспечение для работы с базами данных.
СУБД MS Access
СУБД может быть ориентирована на программистов или на пользователей. Любые действия, выполняемые с базой данных, производятся па ЭВМ с помощью программ. К числу СУБД такого типа относятся FoxPro, Paradox и другие.
Access — это система управления базами данных (СУБД). Под системой управления понимается комплекс программ, который позволяет не только хранить большие массивы данных в определенном формате, но и обрабатывать их, представляя в удобном для пользователей виде.
Access является приложением Windows, а поскольку и Windows и Access разработаны одной фирмой (Microsoft), они очень хорошо взаимодействуют друг с другом. СУБД Access работает под управлением Windows; таким образом, все преимущества Windows доступны в Access, например, вы можете вырезать, копировать и вставлять данные из любого приложения Windows в приложение Access и наоборот.
Access — это реляционная СУБД.
В СУБД Access предусмотрено много дополнительных сервисных возможностей. Мастерапомогут вам создать таблицы, формы или отчеты из имеющихся заготовок, сделав за вас основную черновую работу. Выражения используются в Access, например, для проверки допустимости введенного значения. Макросыпозволяют автоматизировать многие процессы без программирования, тогда как встроенный в Access язык VBA(Visual Basic for Applications) — специально разработанный компанией Microsoft диалект языка Basic для использования в приложениях Microsoft Office — дает возможность программировать сложные процедуры обработки данных. Просматривая свою форму или отчет, вы сможете представить, как они будут выглядеть в распечатанном виде.
Система Access содержит набор инструментов для управления базами данных, включающий конструкторы таблиц, форм, запросов и отчетов. Кроме того, Access можно рассматривать и как среду для разработки приложений. Программируя на VBA, можно создавать программы, по мощности не уступающие самой Access. Более того, многие средства Access, например мастера и конструкторы, написаны на VBA.
Целостность данных
Целостность данных означает систему правил, используемых в СУБД Access для поддержания связей между записями в связанных таблицах, а также обеспечивает защиту от случайного удаления или изменения связанных. Контролировать целостность данных можно, если выполнены следующие условия:
· связанное поле (поле, посредством которого осуществляется связь) одной таблицы является ключевым полем или имеет уникальный индекс;
· связанные поля имеют один тип данных.
Здесь существует исключение. Поле счетчика может быть связано с числовым полем, если оно имеет тип Длинное целое; обе таблицы принадлежат одной базе данных Access. Если таблицы являются связанными, то они должны быть таблицами Access. Для установки целостности данных база данных, в которой находятся таблицы, должна быть открыта. Для связанных таблиц из баз данных других форматов установить целостность данных невозможно.
Виды связей
В Access можно задать три вида связей между таблицами:
· Один-ко-многим,
· Мно-гие-ко-многим
· Один-к-одному.
Связь Один-ко-многим— наиболее часто используемый тип связи между таблицами. В такой связи каждой записи в таблице А может соответствовать несколько записей в таблице В (поля с этими записями называют внешними ключами), а запись в таблице В не может иметь более одной соответствующей ей записи в таблице А.
При связи Многие-ко-многимодной записи в таблице А может соответствовать несколько записей в таблице В, а одной записи в таблице В — несколько записей в таблице такая схема реализуется только с помощью третьей (связующей) таблицы, ключ которой состоит по крайней мере из двух полей, одно из которых является общим с таблицей А, а другое — общим с таблицей В.
При связи Один-к-одномузапись в таблице А может иметь не более одной связанной записи в таблице В и наоборот. Этот тип связи используют не очень часто, поскольку такие такие могут быть помещены в одну таблицу. Связь с отношением Один-к-одному пример для разделения очень широких таблиц, для отделения части таблицы в целях ее защиты, также для сохранения сведений, относящихся к подмножеству записей в главной таблице.
Тип создаваемой связи зависит от полей, для которых определяется связь: связь Один-ко-многим создается в том случае, когда только одно из полей является ключевым или имеет уникальный индекс, т.е. значения в нем не повторяются; связь Один-к-одному создается в том случае, когда оба связываемых поля являются ключевыми или имеют уникальные индексы;
связь Многие-ко-многим фактически представляет две связи типа один-ко-многим через третью таблицу, ключ которой состоит по крайней мере из двух полей, общих для двух других таблиц.
СУБД Microsoft Access (MS Access) относится к системам, ориентированным на пользователя.
Рис.1. Среда MS ACCESS 2000.
Будем рассматривать СУБД Access как специализированного исполнителя, назначение которого — работа с реляционными базами данных. Среда MS Access представлена на рис.1.
Среда Access имеет интерфейс, характерный для Windows-приложений, и включает в себя следующие составляющие (сверху вниз): титульную строку с кнопками управления окном, главное меню, панель инструментов, рабочее поле и строку состояния. На рабочем поле открывается окно, соответствующее выбранному режиму работы. На рис. 1 открыто окно, соответствующее основному режиму — режиму работы с базой данных.
Основные объекты MS Access: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули.
Таблица— это главный тип объекта. Все остальные разновидности объектов являются производными от таблицы. Объекты, составляющие таблицу, — это записи и поля. Свойства элементов таблицы определяются типами полей, форматами полей и некоторыми другими параметрами.
Форма— это вспомогательный объект, без которого, в принципе, можно обойтись. Формы создаются для дополнительного удобства пользователя при просмотре, вводе и редактировании данных.
Запрос— результат обращения пользователя к СУБД для поиска данных, добавления, удаления и обновления записей. Результат поиска (выборки) данных представляется в табличном виде. Термином «запрос» называют также сами команды обращения к СУБД.
Отчет— это документ, предназначенный для вывода на печать, сформированный на основании информации, содержащейся в таблицах и запросах.
Макросыи модулиявляются объектами повышенной сложности и при начальном знакомстве с MS Access могут не использоваться.
Еще одним объектом является схема— описание структуры связей в многотабличной базе данных.
Режимы работы СУБД Access многообразны. Есть режимы общего характера: работа с файлами (меню Файл); работа с буфером обмена (меню Правка); режим настройки среды (меню Вид); справочный режим (меню Справка).
Основным режимом можно назвать режим работы с базой данных. Он устанавливается командой Файл → Создать базу данных или Файл → Открыть базу данных. Поскольку база данных хранится в файле, в первом случае система потребует задать имя и место хранения файла, а во втором случае — указать на существующий файл с базой данных.
После раскрытия на экране окна базы данных (рис. 1.2) становятся доступными режимы работы с основными объектами Access: таблицами, запросами, формами и отчетами. В каждом из этих режимов можно выбрать одну из трех командных кнопок: Открыть, Конструктор, Создать.
Если соответствующий объект еще не создан, то активной является только команда Создать. Если в окне выделен какой-то из существующих объектов, то активными будут также команды Открыть и Конструктор. Команда Открыть позволяет просмотреть объект, а команда Конструктор — просмотреть или изменить структуру объекта.
Анализ предметной области
Разработка базы данных состоит из двух этапов: проектирования БД и создания БД. Проектирование включает в себя:
• системный анализ предметной области;
• анализ данных и построение модели данных.
Создание БД в памяти ЭВМ происходит в среде определенной СУБД и состоит из:
• создания структуры базы данных;
• заполнения базы данными.
Назовем создаваемую информационную систему «ИС Приемная комиссия».
Работа начинается с системного анализа предметной области. В данном случае предметной областью является приемная кампания в университете.
Во-первых, опишем исследуемую систему, которую назовем «Приемная кампания в университете». В этой системе выделим следующие элементы: «Абитуриенты», «Приемная комиссия». Абитуриенты — это выпускники школ и других средних учебных заведений, решившие поступать в данный университет. Приемная комиссия — это административное подразделение университета, занимающееся организацией приема в вуз. Весь процесс взаимодействия в ходе приемной кампании между абитуриентами и приемной комиссией будем рассматривать как сложное информационное взаимодействие, включающее передачу абитуриентами анкетных данных приемной комиссии, информирование абитуриентов об условиях приема, прием экзаменов и выставление оценок и пр. В самом общем виде схема такой системы выглядит следующим образом рис.2.
Рис.2 Схема. |
Здесь стрелки обозначают двунаправленный информационный обмен.
Во-вторых, определим в данной системе место нашей будущей компьютерной информационной системы (ИС). Проектируемая ИС является средством информационного обеспечения работы членов приемной комиссии и может рассматриваться в качестве ее подсистемы. Уточненная схема представлена на рис. 3.
|
Рис. 3 Состав и структура системы «Приемная кампания в университете»
Члены приемной комиссии — это персонал, включающий в себя административных работников (председателя, секретарей и др.) и экзаменаторов. Для упрощения задачи мы не будем далее углубляться в структуру приемной комиссии.
Основная функция информационной системы — обеспечить хранение и оперативную обработку всей поступающей информации в ходе приемной кампании, а также подготовку документов: списков, справок, ведомостей, отчетов и пр. Отметим, что информационная система сама никаких решений о зачислении в ВУЗ не принимает. Она лишь содействует в этом членам приемной комиссии.
Приемная кампания в вузе — это процесс, происходящий во времени.
Разделим его на последовательные этапы. Таких этапов четыре:
1. Подготовительный этап;
2. Этап приема документов у абитуриентов;
3. Этап приема экзаменов;
4. Этап зачисления в университет.
Отметим для каждого из этих четырех этапов происходящие информационные процессы:
Этап | Информационные процессы |
Подготовительный этап | - подготовка информации о структуре университета и условиях приема; - выдача этой информации абитуриентам |
Этап приема документов | - сбор анкетных и других данных у абитуриентов и их систематизация; - присваивание каждому абитуриенту собственного идентификатора - регистрационного номера |
Этап приема экзаменов | - получение информации об уровне знаний абитуриентов в процессе сдачи экзаменов, ее cбop и систематизация; - выдача абитуриентам информации о результатах сдачи экзаменов |
Этап зачисления в университет | - обработка результатов сдачи экзаменов; - принятие решения о зачислении; |
Этап выдачи информации | - выдача абитуриентам информации о результатах зачисления |
Вывод
Информационная система для приемной комиссии базируется на информационной модели ее работы в период приемной кампании.
Первый шаг системного анализа некоторого процесса — разделение его на последовательные этапы.
На каждом этапе должны быть выявлены происходящие информационные процессы.
Анализ данных
Ядром будущей информационной системы является база данных. Будем использовать табличную модель данных и, следовательно, строить реляционную БД.
Определим необходимый набор данных для информационного обеспечения каждого этапа работы.
Подготовительный этап. На этом этапе от нашей ИС в первую очередь потребуются сведения о плане приема в университет: на каких факультетах какие специальности открыты для поступления; сколько человек принимается на каждую специальность. Кроме того, абитуриентов (и их родителей) интересует какие вступительные экзамены сдаются на каждом факультете.
Рис. 4. Иерархическая структура университета.
1. Будущая структура базы данных должна отражать организационную структуру университета. Эта структура представлена на рис. 4. Структура университета имеет иерархический тип: в университете множество факультетов; на каждом факультете несколько специальностей, по каждой специальности учится множество студентов (а во время вступительных экзаменов поступает множество абитуриентов). Два верхних уровня этой иерархии — факультеты и специальности. Спланируем две таблицы, которые войдут в базу данных, указав названия таблиц и имена полей:
Факультеты | Специальности | |
КОД_ФК | КОД_СПЕЦ | |
Название факультета | КОД_ФК | |
Экзамен_1 | Название специальности | |
Экзамен_2 | План приема | |
Экзамен_3 |
Из этих таблиц можно извлечь ответы на все поставленные выше вопросы, интересующие абитуриентов и их родителей. Здесь сделано два упрощающих допущения: пусть на разных специальностях одного факультета сдаются одни и те же экзамены, а число экзаменов на всех факультетах равно трем.
Введение кодов факультета и специальности создает определенные удобства. Название может быть достаточно длинным (например «Радиофизика и электроника»), а код — короткий. Длинные названия факультетов и специальностей записаны только в таблицах «Факультеты» и «Специальности». Во всех других таблицах их можно заменить кодами, которые всегда можно расшифровать.
2. Этап приема документов у абитуриентов. В это время абитуриенты пишут заявления о допуске к поступлению, сдают необходимые документы (копию паспорта, школьного аттестата и другие), заполняют анкету. Каждому абитуриенту присваивается его личный идентификатор — регистрационный номер. Далее под этим номером он будет фигурировать во всех документах. Многочисленную информацию об абитуриенте сведем в две таблицы. Первая будет содержать анкетные данные (включим лишь их часть). Вторая — данные, которые потребуются в ходе экзаменов и могут потребоваться при зачислении:
В таблице «Абитуриенты» поле «Медаль» имеет логический тип. Значение «ИСТИНА» этого поля будет отмечать абитуриентов, получивших золотую или серебряную медаль по окончании школы. Медалисты имеют льготы при поступлении: если медалист сдаст профилирующий предмет (а экзамен по нему обычно бывает первым) на 5, то остальные экзамены ему не надо сдавать (за них он автоматически получает пятерки).
3. Этап приема экзаменов. Основная информация, представляющая интерес на этом этапе, — результаты сдачи экзаменов абитуриентами. Безусловно, в реальной системе фигурируют данные о делении абитуриентов на экзаменационные группы, о датах и месте проведения экзаменов, об экзаменаторах и пр. Но мы ограничимся лишь одной таблицей, содержащей оценки, полученные каждым абитуриентом.
Оценки |
Регистрационный_номер |
Оценка за экзамен_1 |
Оценка за экзамен_2 |
Оценка за экзамен_3 |
5. Этап зачисления в университет, здесь нас будет интересовать совать окончательный список с информацией о том, кто из абитуриентов принят в университет, а кто — нет:
Итоги |
Регистрационный_номер |
Зачисление |
Вывод
Анализ данных связан с выделением информации, используемой на каждом этапе процесса, и планированием ее организации (для реляционной БД — это таблицы).
Построение модели данных
Теперь перейдем к построению реляционной модели данных. Для этого нужно описать все отношения с указанием главных ключей, а также представить схему БД — структуру связей между таблицами.
Каждая из запланированных выше таблиц будет представлена в БД отдельным отношением. Опишем все их в строчной форме, определив в некоторых случаях сокращенные имена полей и подчеркнув главные ключи.
1. ФАКУЛЬТЕТЫ (КОД_ФК, НАЗВАНИЕ ФАКУЛЬТЕТА, ЭКЗАМЕН_1,ЭКЗАМЕН_2, ЭКЗАМЕН_3)
2. СПЕЦИАЛЬНОСТИ (КОД_СПЕЦ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОД_ФК, ПЛАН)
3. АБИТУРИЕНТЫ (РЕГ_НОМ, КОД_СПЕЦ, МЕДАЛЬ, СТАЖ)
4. АНКЕТА (РЕГ_НОМ, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ДАТА_РОЖД, ГОРОД, УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ)
5. ОЦЕНКИ (РЕГ_НОМ, 0ЦЕНКА_1, ОЦЕНКА 2, ОЦЕНКА_3)
6. ИТОГИ(РЕГ_НОМ, ЗАЧИСЛЕНИЕ)
Чтобы эти шесть таблиц представляли собой систему, между ними должны быть установленысвязи. Фактически связи уже имеются через общие имена полей. Первые два отношения связаны между собой кодом факультета (КОД_ФК), второе и третье — кодом специальности, а три последних — регистрационным номером. Связи позволяют определить соответствия между любыми данными в этих таблицах, например: между фамилией некоторого абитуриента и его оценкой по математике; между названием города и результатами экзамена по русскому языку выпускников школ этого города и пр. Благодаря этим связям становится возможным получение ответов на запросы, требующие поиска информации в нескольких таблицах одновременно.
Для явного указания связей между таблицами должна быть построена схема базы данных. В схеме указывается наличие связей между таблицами и тип связей. Схема для нашей системы представлена на рис. 5.
Рис. 5. Схема базы данных.
В схеме использованы два типа связей: один к одному и один ко многим. Первый обозначен двунаправленной одинарной стрелкой-1-1, второй — одинарной стрелкой в одну и двойной в другую сторону. При связи «один к одному» с одним экземпляром записи в одной таблице связан один экземпляр записи в другой таблице. Например, 1 запись об абитуриенте связана с одним списком оценок (1:1). При наличии связи «один ко многим» одна запись в 1 таблице связана с М - множеством записей в другой таблице (1:М). Например, с одним факультетом связано множество специальностей (1:М), а с одной специальностью — множество абитуриентов, поступающих на эту специальность. (1:М).
Связь «один ко многим» — это связь между двумя соседними уровнями иерархической структуры. А таблицы, связанные отношениями «один к одному», находятся на одном уровне иерархии, В принципе, все эти четыре таблицы могут быть объединены в одну таблицу, поскольку главный ключ у них один — «РЕГ_НОМ». Однако с такой таблицей работать будет неудобно — слишком много полей. Каждая из четырех таблиц в отдельности лучше обозревается, кроме того, каждая из них имеет самостоятельный смысл.
Организация связей между таблицами обеспечивает одно важное качество базы данных, которое называется целостностью данных.
Система не допустит, чтобы одноименные поля в разных связанных между собой таблицах имели разные значения. Ввод данных автоматически контролируется. В связанных таблицах может быть установлен режим каскадной замены: если в одной из таблиц изменяется значение поля, по которому установлена связь, то в других таблицах автоматически изменятся значения одноименных полей. Аналогично действует режим каскадного удаления: достаточно удалить запись из одной таблицы, чтобы связанные записи исчезли из всех остальных таблиц. Это естественно, поскольку, например, если закрывается какой-то факультет, то исчезают и все его специальности. Или если у абитуриента сменили регистрационный номер в таблице «Абитуриенты», то автоматически его номер должен обновиться и в других таблицах.
На этом проектирование базы данных завершено. Дальнейшая работа будет происходить в среде СУБД MS Access.
Вывод
Построение реляционной модели данных заключается в описании всех используемых в ней отношений (таблиц) и построении схемы базы данных, то есть системы связей между таблицами.
Связь между таблицами осуществляется через одноименные поля. Связь «один к одному» — через общий главный ключ; связь «один ко многим» — через главный ключ в одной таблице и одноименное поле в другой таблице — такое поле называют внешним ключом.
Поддержка целостности данных — автоматический контроль за согласованностью взаимосвязанных данных в разных таблицах..